Проповедь основана на сострадании.

«Тот, кто считает себя последователем Шри Чайтаньи Махапрабху, должен испытывать те же чувства, что и Господь Чайтанья, говоривший: «Как же спасти этих яванов?» Чайтанья Махапрабху всегда стремился к тому, чтобы освободить падшие души, ибо их состояние делало Его глубоко несчастным. Только в таком умонастроении можно проповедовать учение Шри Чайтаньи Махапрабху». (Чч, Антья 3.51)

«Когда болезнь поражает какой-либо орган, все тело помогает ему бороться с недугом. Точно так же сознание единства всего сущего, которое присуще преданному, проявляется в его сострадании ко всем обусловленным душам. В «Бхагавад-гите» говорится: «Тот, кто обладает знанием, видит единую природу всех существ» (БГ 5.18) Преданные сострадают каждой обусловленной душе, поэтому их называют апаракйа-буддхи. Обладая знанием, они понимают, что каждое живое существо является неотъемлемой частицей Верховного Господа, и потому проповедуют сознание Кришны, стремясь сделать людей счастливыми. Когда человек заболевает, внимание организма сосредоточивается на больном органе. Точно так же преданные проявляют заботу о каждом из тех, кто, забыв Кришну, находится в плену материального сознания. Преданный одинаково относится ко всем живым существам, и это проявляется в том, что он стремится вернуть каждое из них домой, к Богу». (ШБ 4.7.53)

«Садху терпелив и милосерден, он – друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями…

Садху, как уже говорилось, является преданным Личности Бога, поэтому он всегда стремится дать людям знание о преданном служении Господу, проявляя таким образом свое милосердие. Он знает, что тот, кто не занимается преданным служением, попросту губит свою жизнь. Странствуя по свету, преданный идет от двери к двери и призывает людей: «Примите сознание Кришны. Станьте преданными Господа. Не губите свою жизнь, потакая животным инстинктам. Человеческая жизнь предназначена для того, чтоб достичь самоосознания, то есть развить в себе сознание Кришны». Так проповедует садху. Не довольствуясь тем, что сумел освободиться сам, он всегда думает о других. Его милость к обусловленным душам не знает границ. Так проявляется одно из его качеств – каруника, великое сострадание к падшим душам… Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам, не только людям, но и животным. Сарва-дехинам значит «все живые существа, воплотившиеся в материальном теле». Материальным телом обладают не только люди, но и другие живые существа. Преданный Господа с состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака, дерево и т.д. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена». (ШБ 3.25.21)

«Истинному преданному Господа всегда больно видеть, как низко пало человечество. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур часто повторял: «В этом мире всего вдоволь. Единственное, чего в нем недостает, – это сознания Кришны». Так смотрит на мир чистый преданный. Поскольку люди лишены сознания Кришны, они страдают и мучатся в океане неведения и чувственных удовольствий. При виде того, в каком плачевном состоянии находится мир, преданный погружается в уныние».

«Девахути продолжала: «Дорогой Господь, соблаговоли также рассказать мне и всем людям о круговороте рождения и смерти, ибо, слушая о связанных с ними страданиях, мы сможем избавиться от привязанности к материальной деятельности… О Господь, подобно солнцу, Ты рассеиваешь тьму обусловленной жизни, которую ведут живые существа. Глаза их знания закрыты, и, не желая принять Твое покровительство, они вечно спят во тьме неведения. Именно поэтому живые существа занимаются иллюзорной материальной деятельностью, которая складывается из действий и их последствий, и выглядят смертельно уставшими…

Господь Капила остался очень доволен просьбой Своей матери, которая думала не только о собственном освобождении, но и о спасении всех обусловленных душ». (ШБ 3.29.3-6)

«О величайший из великих, я нисколько не боюсь материальной жизни, потому что, где бы я ни находился, мой ум всегда поглощен мыслями о Твоем величии и Твоих деяниях. Я беспокоюсь лишь о глупцах и негодяях, которые строят всевозможные планы, стремясь достичь материального счастья и обеспечить благополучие своей семьи, общества и страны. При этом мною движет единственное чувство – любовь к ним. Дорогой Господь Нрисимхадева, я знаю – на свете много святых людей, но всех их интересует только собственное освобождение. Не заботясь о жителях городов, они отправляются в Гималаи или уходят в лес, чтобы медитировать там, храня обет молчания… Они и не думают о спасении других. Что же до меня, то я не желаю уходить из этого мира один, оставляя здесь этих глупцов и негодяев. Я знаю, что, не обладая сознанием Кришны, не найдя прибежища у Твоих лотосных стоп, они никогда не станут счастливыми. Поэтому я хочу вернуть их к Тебе, под сень Твоих лотосных стоп». (ШБ 7.9.43-44)

«Когда человек обретает духовное сознание, или сознание Кришн, в нем естественным образом просыпается сострадание ко всем живым существам, страдающим в материальном мире. Неудивительно, что такой преданный постоянно думает о страданиях обыкновенных людей… Тот, кто действительно сочувствует падшим, страждущим людям, должен стараться поднять их с уровня материального сознания на уровень духовного… Милостью Кришны мы сумеем возвысить людей до уровня духовного сознания, если сами будем неукоснительно следовать всем правилам и предписаниям. Однако, перестав заниматься духовной деятельностью и заботясь лишь о материальном благополучии других, мы окажемся в весьма опасном положении». (ШБ 5.8.9)

Проповедник должен научиться терпению.

«Проповедуя славу Господа, вайшнавы, безусловно, встретят немало противников своей философии, однако Шри Чайтанья Махапрабху советовал преданному никогда не впадать в гнев во время проповеди. Господь Чайтанья Махапрабху оставил нам следующую заповедь: «Повторяйте святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на дороге; вы должны стать терпеливее дерева, избавиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовыми оказывать почтение другим. В подобном состоянии ума вы сможете повторять святое имя Господа постоянно». Те, кто проповедует славу Господа, должны быть смиреннее травы и терпеливее дерева, лишь тогда они смогут заниматься проповеднической деятельностью». (ШБ 6.4.5)

«Садху должен обладать огромным терпением, ибо, проповедуя, он сталкивается со множеством противников. Порой люди гонят или оскорбляют его, так как далеко не все обусловленные души готовы принять трансцендентное знание о преданном служении Господу. Им не по нраву духовное знание, и в этом заключается их болезнь. Садху берет на себя неблагодарный труд – убедить обусловленные души в необходимости заниматься преданным служением. Иногда к преданным даже применяют физическое насилие. Господа Иисуса Христа распяли на кресте, Харидаса Тхакура били палками на двадцати двух рыночных площадях, а на ближайшего сподвижника Господа Чайтаньи, Нитьянанду, напали братья Джагай и Мадхай. Но эти преданные Господа терпеливо сносили все оскорбления и муки, памятуя о том, что пришли на землю ради спасения обусловленных душ. Одно из качеств садху – это терпимость и милосердие ко всем падшим душам». (ШБ 3.25.21)

«Занимаясь преданным служением, вайшнав часто оказывается в окружении завистливых людей, которые пытаются помешать ему или остановить его деятельность… Атеисты всегда причиняют преданным беспокойства; поэтому Чайтанья Махапрабху призывал нас терпеливо сносить их нападки. Что бы ни случилось, преданный должен продолжать повторять мантру Харе Кришна и призывать к этому других, ибо в проповеди и повторении святых имен заключается совершенство человеческой жизни. Нужно повторять святое имя и проповедовать, настойчиво призывая людей сделать свою жизнь во всех отношениях совершенной». (ШБ 4.24.67)

«Когда что-то происходит по воле Верховной Личности Бога, не следует сокрушаться об этом, даже если случившееся кажется нам несчастьем. Например, иногда мы видим, что какого-нибудь великого проповедника убивают или же он попадает в очень тяжелое положение, как это случилось с Харидасом Тхакуром. Он был великим преданным, который пришел в материальный мир по воле Господа, чтобы поведать людям о Его славе. Тем не менее, по приказу Кази Харидас был бит палками на двадцати двух рыночных площадях. Иисус Христос был распят. Прахлада Махарадж прошел через множество тяжелых испытаний. Пандавы, близкие друзья Кришны, лишились своего царства, над их женой надругались, беды обрушивались на их головы одна за другой. Однако все эти несчастья, которые постигают преданных, не должны нас смущать; просто нужно понять, что за всем происходящим стоит какой-то план Верховной Личности Бога. «Бхагаватам утверждает, что подобные неприятности не могут вывести преданного из равновесия. Более того, преданный воспринимает их как милость Господа. Тот, кто, даже попав в беду, продолжает служить Господу, непременно вернется к Богу, на планеты Вайкунтхи». (ШБ 3.16.37)

Чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен следовать регулирующим принципам и стать чистым преданным.

«Увидев, как Господь Шри Чайтанья Махапрабху поет и танцует, Господь Нитьянанда сказал, что в будущем в каждом городе и деревне мира люди будут танцевать и петь святые имена…

Предсказание Шри Нитьянанды Прабху касается не только Индии, но и всего мира. Сейчас по Его милости эти слова становятся реальностью. В странах Запада члены Международного общества сознания Кришны ездят из деревни в деревню, и часто даже берут с собой Божества. Повсюду в мире преданные распространяют наши книги. Мы надеемся, что те, кто сегодня проповедует послание Шри Чайтаньи Махапрабху, будут стараться во всем следовать Его примеру. Если они будут выполнять правила и предписания шастр и ежедневно повторять шестнадцать кругов маха-мантры, их попытки распространить учение Шри Чайтаньи Махапрабху непременно увенчаются успехом». (Чч, Мадхья 7.82)

«Именно эту цель преследует основанное нами Движение сознания Кришны. Мы хотим воспитать чистых преданных, чтобы, общаясь с ними, люди получали благо. Таким образом, чистых преданных будет становиться все больше и больше. Профессиональные проповедники никого не способны сделать чистым преданным… Побудить людей заниматься чистым преданным служением может только чистый преданный Господа. Поэтому все проповедники в Движение сознания Кришны должны, прежде всего, стать чистыми преданными и следовать регулирующим принципам, не вступая в недозволенные половые отношения, отказавшись от употребления в пищу мяса, от азартных игр и от употребления одурманивающих средств. Они должны ежедневно повторять на четках Харе Кришна маха-мантру, соблюдать садхану, рано вставать, проводить мангала-арати и участвовать в ежедневных чтениях «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты». Таким образом, преданные постепенно очистятся от всей материальной скверны… Показное преданное служение не принесет нам никакой пользы. Мы должны стать чистыми преданными, следуя регулирующим принципам преданного служения, только тогда мы сможем приобщить к преданному служению других… Если проповедник ведет себя, как подобает настоящему преданному, он сможет и других превратить в преданных Господа. В противном случае его проповедь не принесет желаемого результата». (Чч, Мадхья 24.98)

«Это указание Шри Чайтаньи Махапрабху остается в силе и поныне; выполнять его можно везде, в любом уголке земли. Согласно этому указанию, каждый преданный должен стать духовным учителем, следуя, как велел Шри Чайтанья Махапрабху, регулирующим принципам, ежедневно повторяя, по меньшей мере, шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры и проповедуя философию сознания Кришны по всему миру. Выполняя указание Шри Чайтаньи Махапрабху, мы непременно обретем духовную силу, и тогда никто уже не сможет остановить нашу проповедь и помешать распространению сознания Кришны». (Чч, Ади 17.126)

«Наши проповедники, распространяющие сознание Кришны по всему миру, должны идти по стопам Нарады Муни и стать чистыми преданными, следуя четырем регулирующим принципам и повторяя Харе Кришна маха-мантру. Тогда они будут достойны того, чтобы называться вайшнавами. Если такие преданные будут проповедовать грешникам философию Движения сознания Кришны, она привлечет людей, и они согласятся следовать наставлениям преданных… Мы должны идти по стопам Нарады Муни и стать чистыми вайшнавами. Чистым вайшнавом называют того, кто действует без каких-либо скрытых мотивов. Он всего себя отдает служению Господу, и у него нет никаких материальных желаний…» (Чч, Мадхья 24.252)

«Чтобы нести людям свет трансцендентного знания, необходимо постичь мудрость Вед и прекратить мирскую деятельность». (ШБ 3.7.38)

«Пока человек не начнет твердо следовать регулирующим принципам, он будет совершать греховные поступки, даже являясь членом Движения сознания Кришны. Поэтому мы велим своим ученикам строго следовать регулирующим принципам; в противном случае развитие этого движения, которое играет такую важную роль в духовном возрождении человечества, остановится из-за раздоров среди его участников. Те, кто серьезно относится к распространению Движения сознания Кришны, должны всегда помнить об этом и строго следовать регулирующим принципам, чтобы их ум всегда оставался спокойным». (ШБ 5.14.35)

«Обращаясь к Харидасу Тхакуру, Санатана Госвами сказал: «Некоторые преданные славятся безупречным поведением, но не проповедуют философию сознания Кришны, а другие занимаются проповедью, но ведут себя не самым лучшим образом. Ты же, отличаясь безукоризненным поведением и проповедуя сознание Кришны, отвечаешь обоим требованиям, предъявляемым к тем, кто повторяет святое имя. Поэтому тебя можно по праву назвать духовным учителем всего человечества, ибо ты – самый лучший преданный в мире…

Санатана Госвами перечисляет здесь качества того, кто может стать духовным учителем всего мира. Для этого необходимо действовать в соответствии с указаниями священных писаний и одновременно заниматься проповедью. Того, кто отвечает данным требованиям, называют истинным духовным учителем… Члены Движения сознания Кришны ежедневно повторяют, по меньшей мере, шестнадцать кругов маха-мантры, что совсем нетрудно, и проповедуют учение Чайтаньи Махапрабху в строгом соответствии с философией «Бхагавад-гиты как она есть». Человек, действующий подобным образом, достоин того, чтобы стать духовным учителем всего мира». (Чч, Антья 4.102-103)

Проповедник должен знать философию сознания Кришны.

«Благословенные посланцы Господа Вишну, Вишнудуты, сказали: «Если вы и в самом деле слуги Ямараджа, то должны объяснить нам смысл религиозных принципов и назвать признаки безбожия…

Вишнудуты обратились к Ямадутам с очень серьезным требованием. Слуга обязан понимать смысл указаний своего господина. Слуги Ямараджа заявили, что выполняют его приказы, и Вишнудуты, будучи необыкновенно разумными существами, попросили их рассказать о принципах религии и признаках безбожия… Вишнудуты задали весьма уместный вопрос. Тот, кто представляет кого-то, должен хорошо знать, какова миссия того, кого он представляет. Поэтому преданные, присоединившиеся к Движению сознания Кришны, должны глубоко понимать суть миссии Кришны и Господа Чайтаньи, иначе люди сочтут их глупцами. Все преданные, и особенно проповедники, должны знать философию сознания Кришны, чтобы не попасть впросак и не дать другим повода для оскорблений». (ШБ 6.1.38)

«В Движении сознания Кришны мы… ограничили изучение ведических писаний такими произведениями, как «Бхагавад–гита», «Шримад Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамрита» и «Бхакти-расамрита-синдху». Этих четырех книг вполне достаточно, чтобы проповедовать. Они дают человеку возможность изучить философию и заниматься миссионерской деятельностью по всему миру». (Чч, Мадхья 22.118)

«Господь Чайтанья велел Своим последователям идти по свету, проповедуя учение Господа Кришны. Поскольку это учение изложено главным образом в «Бхагавад-гите», долг проповедника – изучать «Бхагавад-гиту» так, как ее представляют ачарьи в цепи ученической преемственности и разъясняют великие мудрецы и преданные, обладающие знанием. Преданный должен говорить с людьми так, как его научили его предшественники – садху, гуру и шастры. Это самый простой метод, с помощью которого можно прославлять Господа». (ШБ 4.16.3)

Будущее движения сознания Кришны.

«Кираты, хуны, андхры, пулинды, пулкаши, абхиры, шумбхи, яваны, представители племен кхасов и даже те, кто погряз во всех грехах, благодаря безграничному могуществу Господа, могут очиститься, приняв покровительство Его преданных. Я склоняюсь перед Ним в глубоком почтении…

Перечисленные исторические названия являются названиями разных народов, населяющих Землю. Даже самый последний грешник может исправиться и стать совершенным человеком, если примет покровительство преданных Господа. Служение могущественных преданных Господа – Иисуса Христа и Магомета, которые действовали от имени Бога, принесло человечеству великое благо. Из этих слов Шукадевы Госвами явствует, что если лидеры человеческого общества, вместо того чтобы в сложившейся ныне ситуации продолжать руководить безбожной цивилизацией, поручат решать проблемы мира преданным Господа (для чего создана всемирная организация, называемая Международным обществом сознания Кришны), то, по милости Всемогущего Господа, в сердцах людей всего мира произойдет радикальная перемена, так как преданные способны изменить сердце человека, очистив его загрязненный ум. При этом политикам не нужно будет уходить со своих постов, поскольку чистых преданных Господа не привлекает политическое руководство и дипломатическая деятельность. Преданные заботятся только о том, чтобы политическая пропаганда не сбивала людей с толку, и они не растрачивали попусту драгоценную человеческую жизнь, следуя законам той цивилизации, которая, в конечном счете, обречена. Поэтому, если политики в своей деятельности будут руководствоваться разумными советами преданных, то, как доказал Господь Чайтанья, благодаря очистительной проповеди преданных, ситуация в мире коренным образом изменится…

…Даже самый закоренелый грешник может очиститься, если будет постоянно общаться с чистым вайшнавом… Поэтому, следуя указанию Шри Чайтаньи Махапрабху, необходимо проповедовать культ «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-гиты» по всему свету, превращая в преданных Господа всех, кто желает использовать эту трансцендентную веру. Проповедь данной культуры, проводимая преданными, несомненно, найдет отклик в сердцах всех разумных и пытливых людей, которые не связаны национальными предрассудками». (ШБ 2.4.18)

«Потоки любви к Богу разлились по земле, затопив все вокруг, и молодежь, старики, женщины и дети оказались погруженными в их воды…

Когда сокровищница любви к Богу открывается, и ее дары щедро раздаются людям, бурные потоки любви к Богу, затопляя все вокруг, разливаются по земле. Иногда после сезона дождей в Шридхаме Маяпуре бывает наводнение. Это символ того, что из города, где родился Господь Чайтанья, потоки любви к Богу разольются по земле, неся благо всем людям – старикам, молодым, женщинам и детям. Движение сознания Кришны, начатое Шри Чайтаньей Махапрабху, столь могущественно, что способно затопить весь мир и пробудить у всех людей стремление постичь любовь к Богу». (Чч, Ади, 7.25)

«Когда люди приходили к Шри Чайтанье Махапрабху, чтобы обсудить основные положения различных священных писаний, Господь опровергал их ошибочные выводы, утверждая главенство преданного служения Верховной Личности Бога. Используя логику и аргументы, Он очень мягко изменял взгляды людей…

Сейчас мы распространяем движение санкиртаны в странах Запада, и во время нашего последнего посещения различных европейских городов: Рима, Женевы, Парижа и Франкфурта – к нам приходило много христианских ученых-богословов, священников, а также философов и йогов. По милости Кришны, все они соглашались с тем, что Движение сознания Кришны, олицетворяющее бхакти-йогу, предлагает миру самую возвышенную философию. Следуя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, мы стараемся убедить людей в том, что все священные писания предписывают человеку заниматься преданным служением Господу… При этом не имеет значения, является ли он христианином, мусульманином или индусом. Он должен исповедовать чистую религию и освободиться от всех материальных отождествлений… Этот довод находит отклик в сердцах всех разумных людей, и, в результате, Движение сознания Кришны завоевывает авторитет во всем мире. Благодаря нашей безупречной логике и научному подходу, предсказание Шри Чайтаньи Махапрабху о том, что сознание Кришны придет в каждый город и в каждую деревню мира, постепенно становится реальностью». (Чч, Мадхья 25.20)

«Смысл человеческой жизни заключается в осознании Бога, но, к сожалению, материалистическая цивилизация направляет внимание людей на удовлетворение потребностей тела, а не на постижение находящейся в нем жизненной силы. В «Бхагавад-гите» ясно сказано: дехино ‘смин ятха дехе – в теле находится его владелец, жизненная сила, которая важнее самого тела. Однако человеческое общество настолько деградировало, что люди сосредоточивают внимание не на жизненной силе, находящейся в теле, а на внешних предметах. Тем самым они изменяют своему человеческому долгу. Поэтому в нынешний век Кришна родился, или укрылся, в лоне Движения сознания Кришны. Напуганные этим, люди, подобные Камсе, прилагают все усилия, чтобы остановить наше движение, особенно в странах Запада. Один политик как-то заметил, что Движение сознания Кришны распространяется, словно эпидемия, и если его не остановить сейчас, то через десять лет его члены захватят политическую власть. Движение сознания Кришны, безусловно, обладает необходимой для этого силой. Как утверждают авторитеты, в нынешний век Кришна сошел на землю, воплотившись в звуках Харе Кришна маха-мантры. Движение сознания Кришны распространяется по всему миру, словно пожар, и ничто уже не остановит его. Люди, подобные Камсе, очень напуганы развитием нашего движения и его популярностью среди молодежи, но как Камса не смог убить Кришну, так и его потомки не смогут остановить наше движение. Оно будет расти и шириться при условии, что его лидеры будут твердо следовать регулирующим принципам сознания Кришны и, самое главное, ежедневно повторять мантру Харе Кришна». (ШБ 10.2.20)

«Когда Господь с киртаном проходил по улицам, движение санкиртаны захватывало все новые и новые части города. Так, щедро даруя людям любовь к Богу, Он затопил ею весь мир…

Резонно спросить: «Если Чайтанья Махапрабху проводил киртаны только в Навадвипе, то каким образом все три мира о казались затоплены любовью к Кришне?»Ответ таков: «Шри Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна. Весь материальный космос проявился в результате того, что Верховный Господь привел его в движение. Аналогично этому, импульс движению санкиртаны дал пятьсот лет назад Шри Чайтанья Махапрабху, который хотел, чтобы оно распространилось по всему миру. Благодаря Его желанию, Движение сознания Кришны шествует сегодня по Земле и, со временем, распространится по всей вселенной. С распространением Движения сознания Кришны каждое живое существо окажется погруженным в океан любви к Кришне». (Чч, Ади 13.32)

Задание 19. Какова миссия материального творения Господа?

Задание 20. Почему преданный обязан, по мере своих сил, проповедовать?

Задание 21. Какие качества лежат в основе проповеди?

Задание 22. Приведите три примера проявления преданными сострадания к обусловленным душам.

Задание 23. Когда проявление терпимости уместно, а когда нет?

Задание 24. Почему проповедь сознания Кришны является высшей формой благотворительности?

Задание 25. Что придает силу проповеди?

 

 

§ 1.2 Направления деятельности ИСККОН.

Шрила Прабхупада называл тремя главными методами проповеди сознания Кришны распространение книг, харинамы и распространение прасада. Это «три кита», на которых держится проповедь и, в частности, все остальные проповеднические программы. Без них все они не будут иметь каких-либо ощутимых последствий или превратятся просто в материальную деятельность. И напротив, если где-то распространялись книги, люди попробовали прасад и услышали звуки святого имени, то эта программа прошла успешна. Мы опишем здесь разнообразные проповеднические программы ИСККОН лишь в самых общих чертах. Конкретные их воплощения многочисленны и будут различаться в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.

Распространение книг.

«Книги – это основа», – говорил Шрила Прабхупада. Когда мы распространяем книги, мы даем возможность проповедовать самому Шриле Прабхупаде и всем предшествующим ачарьям. Для того, чтобы убедить других в сознании Кришны, нужно самому быть очень зрелым преданным, но, распространяя книги Шрилы Прабхупады, даже начинающий преданный становится могущественным проповедником. Даже если он делает это каким-нибудь «техническим» образом. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати называл распространение книг «большой мридангой», звуки которой могут разноситься по всему миру. Порой купленные книги вначале просто откладываются на полку, но проходит время, и кто-то обязательно достает их, прочитывает, и его жизнь меняется. Большинство из преданных приходит к сознанию Кришны через книги. Поэтому каждый должен постоянно думать, как распространять эти книги во все больших и больших масштабах. Это идеальная и абсолютная программа распространения сознания Кришны, доступная каждому.

«Профессиональные» распространители книг, или «преданные санкиртаны», как их называют в ИСККОН, делятся на несколько категорий. Первые – это «уличники». То есть, преданный со стопкой книг в руках просто подходит к людям на улице, в подземных переходах, аэропортах, вокзалах, крупных магазинах и т.д., и предлагает им книги. Чистота, убежденность и искреннее желание помочь обусловленным душам – это то, что делает распространение книг возможным. И тогда на помощь приходят различные технические приемы: как останавливать людей, как заинтересовать их, как представить им книги, как попросить о пожертвовании. Распространение книг на улицах крайне сложно, и тем не менее, по милости Господа, преданные ухитряются распространять так десятки и даже сотни книг в день.

Другой метод профессионального распространения книг – «по квартирам», когда преданные систематически обходят жилые кварталы и предлагают людям книги. Здесь свои препятствия. Если на улице «санкиртанщик» встречается с чрезмерной «заботой» милиции и представителей властей, то, распространяя по квартирам, он зачастую встречается с насилием и беззаконием. Вместе с тем, люди, как правило, имеют больше времени, и, если они уже имеют хорошее мнение о преданных, часто приглашают их в дом и становятся друзьями Кришны.

Третья сфера распространения – «по офисам»: руководителям фирм и предприятий, а также через них – их сотрудникам. Здесь требуется высокий уровень чистоты сознания Кришны плюс высокий профессионализм распространителя. В каждом из этих трех основных направлений профессионального распространения книг есть свои деления, и преданные, как правило, специализируются в каких-то из них. Дополнительное направление распространения книг – это так называемая «вторая волна»: духовная забота о людях, уже взявших книги Шрилы Прабхупады, и распространение им все новых и новых книг. Эта программа тесно сливается с программой заботы о прихожанах.

Но помимо «профессионального» распространения книг, есть еще бескрайнее поле для «любительского» ? силами прихожан, причем прихожане могут распространить книг даже больше, чем «профессионалы». Самое простое, что можно делать – это всегда иметь с собой несколько маленьких книжек и предлагать их при любой возможности: в транспорте, друзьям, коллегам по работе и т.д. Можно не беспокоиться: купят – купят, не купят – не купят. Кроме этого, можно выкупать книги и дарить своим друзьям и знакомым. Можно выкупать книги и просить, чтобы преданные пожертвовали их в библиотеки, школы и ВУЗы. Преданные, занимающие руководящие посты, часто выкупают и дарят книги своим подчиненным. Можно выставлять книги на прилавках магазинов. Преданные-«звезды» могут распространять книги Прабхупады, привлекая людей своим автографом. Специалисты в маркетинге могут устраивать рекламные кампании книг. Здесь безграничное поле для полета фантазии…

Таким образом, самые разнообразные профессиональные способности можно использовать для распространения книг Шрилы Прабхупады. Можно и нужно. В особенности преданные активизируются в период Декабрьского Марафона Шрилы Прабхупады. Каждый декабрь основной программой для всех преданных ИСККОН становится распространение книг. В декабре – Новый Год, западное Рождество, и также на декабрь приходится «Гита-джаянти» – день, когда была поведана «Бхагавад-гита». Так что книги становятся хорошими подарками к праздникам. К Марафону нужно начинать готовиться за месяц-два: откладывать деньги, договариваться о сбыте книг и т.д., с тем, чтобы в декабре беспрепятственно распространять книги. Марафон – это настоящая санкиртана, совместное прославление Господа. Он создает дух удивительного единства и энтузиазма среди преданных и предоставляет чудесные возможности для духовного роста. «Санкиртанщики всех стран – соединяйтесь!»

Харинамы и праздники.

Это классический метод распространения сознания Кришны со времен Господа Чайтаньи. Преданные устраивают шествия по улицам города, играя на мридангах, караталах и воспевая Харе Кришна маха-мантру. Их сопровождают преданные, распространяющие книги. По дороге процессия останавливается, и кто-то проповедует собравшимся людям основы философии и приглашает их в храмы. Другой альтернативой являются харинамы на публичных сценах, которые часто сопровождаются театральными постановками и другими вайшнавскими шоу. Одним из традиционных праздников, хорошо принимаемым во всех городах, является Ратха Ятра – шествие колесниц. Тысячи людей собираются, чтобы потянуть за канат колесницу Господа Джаганнатхи. Шествие сопровождается раздачей прасада, распространением книг и заканчивается концертом или представлением. Привлекательность и профессионализм – два важных фактора для того, чтобы эти программы были успешными.

Программа «Пища Жизни» (распространение прасада).

Это тоже классический метод распространения сознания Кришны со времен Господа Чайтаньи. Шрила Прабхупада говорил, что харинама и раздача прасада были главными путями распространения сознания Кришны в то время. Философию Господь Чайтанья проповедовал лишь узкому кругу образованных людей, типа Сарвабхаумы Бхаттачарьи и Пракашананды Сарасвати, в то время как пение, танцы и прасад были доступны для каждого.

Программа «Пища Жизни» включает в себя несколько компонентов: сбор пожертвований, приготовление прасада и раздача его. Организационно «Пища Жизни» является типичной благотворительной программой, и для того, чтобы успешно ее осуществлять, необходимо следовать принципам функционирования профессиональных некоммерческих организаций (или гражданского сектора). Таким образом, она требует большого профессионализма. Грамотно проводимая, программа «Пища Жизни» создает очень хороший имидж для ИСККОН. Она позволяет вовлечь в преданное служение: 1) бизнесменов и спонсоров; 2) представителей властей, ответственных за социальную защиту населения и 3) собственно тех, кто получает прасад.

Программа «Пища Жизни» может иметь три формы. Первое – это систематическое кормление какого-то количества нуждающихся по спискам органов социальной защиты на базе постоянно действующей кухни или столовой. Второе – это разовые, «выездные» программы во всевозможных детских домах, школах, обществах инвалидов и т.д. Третье – это организация бесплатной раздачи прасада в «горячих точках». Для того чтобы все эти программы имели эффект, они должны хорошо освещаться в средствах массовой информации.

Развитие общины и забота о прихожанах.

Большинство преданных и друзей Кришны не живет в храмах. Они живут дома, и потому относятся к категории «прихожан». Среди прихожан могут быть как начинающие, так и очень зрелые преданные. Сам Шрила Прабхупада в течение многих лет был прихожанином, и вместе с тем, даже духовные братья-санньяси за его ученость и преданность удостоили его титула «Бхактиведанта». Цель программы развития общины: принести в каждый дом постоянное общение с преданными и регулярную практику преданного служения.

Эта программа имеет много аспектов. Во-первых, это духовная забота о преданных, живущих дома. Представители центров ИСККОН поддерживают регулярную связь с прихожанами, оказывают им духовную поддержку, приглашают их на духовные программы и праздники, вдохновляют повышать духовные стандарты, продвигаться к получению посвящения и т.д. Во-вторых, это всевозможные образовательные программы для прихожан. Они могут осуществляться как на базе центров ИСККОН, так и у них дома. Эти программы тесно переплетаются с программами духовного общения, или нама хаттами, когда преданные регулярно собираются вместе у кого-нибудь дома, воспевают святые имена, обсуждают философию и вкушают Кришна-прасад. Такие программы имеют разные формы: от стихийных до формально организованных. Домашние программы являются также прекрасной ситуацией для проповеди друзьям и знакомым. Обстановка здесь более уютная, чем в храме, и каждому можно уделить много личного внимания. Постепенно сами члены общины начинают развивать всевозможные социальные проекты: создавать рабочие места для преданных, открывать социально-благотворительные фонды, бюро знакомств и т.д. Дружная, сплоченная община – это большая сила. Более того, поскольку большинство преданных – прихожане, это фактически и есть ИСККОН.

Забота об индийской общине.

Индийцы в некотором смысле являются «естественными» преданными, так как они в большей степени сохранили черты ведической культуры. Забота об индийской общине, проповедь им возрождения в себе своего культурного наследия – программа, к которой Шрила Прабхупада относился особенно бережно. Господь Чайтанья приказал: «каждый, кто родился в Бхарата-варше, должен заниматься высшей благотворительной деятельностью ? пара-упакара, т.е. распространением Сознания Кришны». Во многих местах, где есть большая индийская община, это является одной из основных программ.

Развитие связей с общественностью.

Основная идея этого направления состоит в следующем. Мы (ИСККОН) хорошие или, по крайней мере, должны быть таковыми. У нас прекрасная философия, прекрасные преданные, прекрасный прасад, мы делаем прекрасные дела, но это будет равно нулю в проповедническом смысле, если об этом никто не узнает. Поэтому необходимо целенаправленно работать над осведомлением различных кругов о нашей деятельности. Это включает в себя работу с властями, академическими кругами, межрелигиозные контакты, работу со средствами массовой информации и другими влиятельными кругами. Необходимо работать в первую очередь с ними, поскольку это самый эффективный путь. Если мы сможем убедить их в ценности сознания Кришны, то они, в свою очередь, смогут повлиять на многих: «Что бы ни делал великий человек, все остальные следуют за ним». Это очень ответственное направление проповеди и оно требует высокой духовной и профессиональной квалификации.

Поклонение Божествам.

Поклонение Божествам, в действительности, может очень сильно помогать в проповеди. Пышное и зрелищное поклонение Божествам очень привлекательно для посетителей храма. Кроме того, как это задумывал Шрила Прабхупада, Божества становятся центром всей общины преданных: и жителей храма, и домохозяев, – и вдохновляют преданных на распространение Сознания Кришны. Божествам предлагаются результаты распространения книг, проповеднической деятельности и т.д. Это проповедь для пуджари – занимать всех: как преданных, живущих в храме, так и прихожан – служением Божествам.

Приготовление и продажа прасада.

Сознание Кришны часто называют «кухонной религией». Шрила Прабхупада говорил, что в Кали-югу людей можно покорить через желудок. Книги по ведической кулинарии чрезвычайно популярны. Профессионально организованные вайшнавские кафе и рестораны открывают путь к сознанию Кришны сотням и тысячам людей. Более того, во многих странах ближнего Востока рестораны являются чуть ли не единственным путем распространения сознания Кришны. Кроме этого, преданные организуют всевозможные кулинарные курсы и телепередачи, учат готовить и предлагать пищу и так приобщают людей к духовной практике.

Падаятра.

По сути дела, падаятра – это передвижная экспозиция культуры сознания Кришны. Она может проводиться на быках или с использованием автомашин. Преданные, воспевая по дороге святые имена, идут по городам и деревням. По дороге они останавливаются на несколько дней в различных населенных пунктах, устраивают харинамы и фестивали, распространяют книги и прасад. В последнее время падаятра также превращается в хорошо продуманное профессиональное шоу: с передвижными выставочными залами и даже шоу роботов. Эти программы с успехом проводятся как за рубежом, так и в нашей стране.

Современная наука.

Здесь работа ведется в нескольких направлениях в рамках Международного Института Бхактиведанты. Ряд преданных работает над поиском точек соприкосновения между ведической и современной наукой, проводит конференции и исследования с целью введения парадигмы сознания Кришны в уже существующие научные теории и концепции. Это можно назвать подходом «от современных научных концепций ? к науке в рамках сознания Кришны» в соответствии с призывом Шрилы Прабхупады: «Если вы ученый, то докажите научно, что Бог есть». Ряд других преданных работает над переводом ведических концепций на современный научный язык и постановкой экспериментов, опровергающих отдельные ложные научные стереотипы. Среди прочего, здесь проводятся исследования в области ведической астрономии, археологии, теории эволюции и уфологии (летающие тарелки). Помимо этих двух направлений, преданные работают и в классических областях: теологии и индологии, утверждая в них позиции вайшнавизма.

Ведическая культура и искусство.

Многих людей пугает сознание Кришны, представленное как религия, но, вместе с тем, они охотно воспринимают вайшнавизм через различные аспекты ведической культуры: музыку, изобразительное искусство, театр. Эти аспекты культуры могут непосредственно передавать сознание Кришны: бхаджаны и киртаны, Божества, храмы, театральные постановки – все это и было средствами выражения любви и преданности с начала творения.

Сюда же попадают классические ведические отрасли прикладной науки: аюрведа (медицина), джьотиш (астрология), васту (архитектурный дизайн). Это относится к косвенной проповеди. Преданные-профессионалы в этих областях могут привести многих людей на духовный путь. Вместе с тем следует быть осторожными, чтобы люди не задерживались на этих, по сути своей мирских, вещах, а те, кто уже стал преданным, не опускались до этого косвенного уровня.

Среди других программ можно перечислить образовательные программы, гурукулы, проповедь в вузах, работу с молодежью, развитие сельскохозяйственных общин, работа с заключенными и наркоманами, проповедь через Интернет… С течением времени список этот будет расширяться. Но все равно, основой всех этих программ будут три вещи: распространение книг, воспевание святого имени и распространение Кришна-прасада.

Задание 26. Покажите, как в каждой из перечисленных выше программ могут использоваться «три кита» проповеди.

Задание 27. Выберите три из перечисленных выше программ и покажите, как проявляется в них девиз Шрилы Прабхупады: «Проповедь – наша сущность. Книги – наша основа. Чистота – наша сила. Практичность – наш принцип».

 

§ 1.3 ИСККОН как часть Общества.

Три роли ИСККОН.

Если рассматривать ИСККОН как часть общества, он выступает здесь в трех ролях.

Во-первых, он является традиционной религией для Индии и индийских общин на Западе. Здесь ИСККОН представляет индийскую культуру и религию в ее наиболее чистой форме.

ИСККОН во второй роли представляет обособленную социальную группу, синтезирующую в себе местную и ведическую культуру. Преданные этой группы принимают все внешние аспекты ведической культуры: обряды, стиль одежды, образ жизни, обычаи и т.д. Вместе с тем, эти аспекты как бы «прививаются» на стебель местной культуры. Преданные «кришнаизируют» праздники типа Нового Года, поют «бардовские» песни про Кришну, находят вегетарианские аналоги блюдам местной кухни и т.п. Преданные этой группы стараются дружить, общаться и работать вместе и таким образом формируют свою субкультуру в рамках местной культуры. Когда об ИСККОН на Западе говорят как о нетрадиционной религии, имеется в виду именно эта роль ИСККОН.

Третья роль ИСККОН выходит за рамки конкретных социальных групп и в потенциале может и должна охватить собой все общество. Преданные такого ИСККОН принимают основные положения философии вайшнавов, основные формы духовной практики, а также развитие чистой любви к Богу как окончательную цель жизни. Вместе с тем, они продолжают оставаться частью традиционной местной культуры.

Еще раз отметим, что это не духовное, а чисто социальное деление, и в каждом из этих «ИСККОН» мы встретим преданных разного уровня: от начинающих до возвышенных. Мы оставим ИСККОН как традиционную ветвь индуизма и ИСККОН как нетрадиционную западную религию в качестве объектов исследований для религиоведов и социологов, и остановимся на ИСККОН как носителе универсальной духовной культуры. Этот третий аспект ИСККОН находится только еще в начале своего развития, но именно ему предстоит стать ведущей силой мирового сообщества. В своей работе мы воспользуемся анализом структуры уровней культуры общества, проведенной Бхактивинодом Тхакуром в его книге «Шри Чайтанья Шикшамрита».

Структура уровней культуры общества.

Бхактивинод Тхакур выстраивает уровни культуры общества в структуру в соответствии с уровнем духовности человека, то есть степенью приближения его сознания к идеалу чистой любви к Богу. Он выделяет следующие уровни:

1. Уровень телесных потребностей.

2. Уровень науки и искусства.

3. Уровень атеистической нравственности.

4. Уровень теистической нравственности.

5. Уровень преданного служения.

6. Уровень любви к Богу.

Мы можем заметить следующее:

· Эта структура является естественной: каждый человек, вне зависимости от его религиозной, национальной, социальной и др. принадлежности, занимает определенное положение в рамках этой системы.

· В любом обществе есть или потенциально есть социальные группы, относящиеся к каждому из уровней. Вместе с тем, она охватывает все общество. То есть, структура является необходимой и достаточной.

· На каждом последующем уровне:

а) в более полной мере и с меньшими затратами удовлетворяются потребности предшествующего уровня;

б) появляются новые, более утонченные потребности;

в) появляется вкус к потребностям нового уровня, оттесняющий на задний план вкус к более грубым потребностям предшествующего уровня.

· У человека существует естественная внутренняя тенденция продвигаться по этой лестнице уровней культуры.

· Факторы, способствующие этому естественному прогрессу, являются благоприятными. Их следует поощрять.

· Факторы, сдерживающие или обращающие естественный прогресс, являются неблагоприятными. Их следует избегать и нейтрализовывать.

Функция ИСККОН по отношению к обществу состоит в том, чтобы содействовать его продвижению от низших уровней к более высоким. ИСККОН достигает этого тремя путями:

1. Занимаясь просветительской деятельностью.

2. Самостоятельно реализуя отдельные социальные проекты, способствующие духовному прогрессу общества, с целью обучения на своем примере.

3. Поощряя и содействуя развитию внешних социальных проектов, способствующих духовному прогрессу общества.

При этом важно отметить, что непосредственной миссией ИСККОН является просветительская деятельность. Развитие собственных проектов и содействие внешним социальным программам самостоятельной ценности не имеет. Оно обязательно должно сопровождаться просветительской деятельностью. Например, мы должны не просто поощрять благотворительность, а делать это, объясняя, что благотворительность – это одна из ступеней лестницы духовного прогресса человека и общества в целом на пути к окончательной цели жизни: любви к Богу. ИСККОН должен выступать в роли лидера общества, обозначая для него четкие ориентиры и указывая конечную цель. Теперь рассмотрим место и роль в ИСККОН по отношению к каждому из обозначенных выше уровней культуры.

Уровень телесных потребностей.

Люди, пребывающие на этом уровне, находятся под преобладающим влиянием стихии невежества и полностью отождествляют себя с грубым телом. Здесь преобладают грубые физические потребности: питание, сон, половые отношения и самосохранение. К социальным группам, находящимся на этом уровне, относятся, например, примитивные племенные сообщества, социальные «низы», уличные подростково-молодежные группы, преступная среда.

К программам, проводимым ИСККОН, чтобы помочь людям этого уровня, относятся: «Пища Жизни», программы работы с заключенными, наркоманами, продажа прасада. Кроме этого, для людей, находящихся на этом уровне, благоприятными будут программы пропаганды здорового образа жизни, профессиональной ориентации молодежи, организации досуга детей и подростков, защиты животных, помощи семье, милосердия (забота о престарелых, больных и т.д.), интеллектуального и эстетического воспитания. Преданные могут содействовать развитию подобных программ и на этом фоне ориентировать людей в отношении подлинных ценностей жизни: разъяснять, что все это необходимо для того, чтобы продвигаться духовно, и вводить основные элементы духовной практики: святое имя, прасад, книги.

Уровень науки и искусства.

Люди, пребывающие на этом уровне, в большей степени находятся под влиянием стихии страсти и отождествляют себя с умом и разумом. На передний план здесь выходят интеллектуальные и эстетические/эмоциональные потребности. Физические потребности становятся более утонченными. Это типичная современная потребительская западная культура, основанная на чувственных наслаждениях.

Этой аудитории адресована проповедь сознания Кришны через различные аспекты индийской и ведической культуры. Астрологические консультации, аюрведа и другие формы медицинской помощи, психологические и семейные консультации, кафе, кулинарные курсы, пропаганда вегетарианства, знакомство с индийской и ИСККОНовской музыкой, искусством, театром, литературой, проповедь в сфере науки и в интеллектуальных кругах, содействие программам нравственного воспитания детей и подростков, поддержка благотворительной деятельности и борьба с пороками общества, социальная реклама – все это и многое другое в исполнении преданных и/или сопровождаемое проповедью, способствует духовному прогрессу человека через решение его материальных проблем.

Уровень нравственной жизни без принятия Бога.

Люди, находящиеся на этом уровне, уже не слишком заботятся об удовлетворении своих физических потребностей. Этот уровень культуры достаточно высок, чтобы они удовлетворялись без особых на то усилий. Интеллектуальные и эмоциональные запросы таких людей также становятся более утонченными. Массовая культура здесь уже не принимается. Эти люди находятся под смешанным влиянием стихий страсти и добродетели. На передний план здесь выходят нравственные ценности, уважение к другим, переориентация с индивидуальных чувственных наслаждений на коллективные – в рамках семьи и общества. Типичным примером всего этого было социалистическое общество в лучших его проявлениях.

Следует всячески поощрять обращение таких людей к любым формам авторитетных религий, показывая, как принятие Бога и вечности души делает жизнь осмысленной, благочестивую деятельность – всеобъемлющей, а «сопротивляемость» грехам ? устойчивой. На фоне этого необходимо разъяснять основные положения философии и элементы духовной практики, которые позволят людям ориентироваться в любой религиозной системе. Проповедь людям на этом уровне является в большей степени индивидуальной, хотя вайшнавская литература, искусство, проповедь через средства массовой информации – все это позволяет обратиться одновременно к большой аудитории.

Этой же аудитории адресованы лекции, книги и тренинги Е.С. Бхакти Тиртхи Свами и аналогичные программы обучения лидеров общества, в основе которых лежат принципы нравственности и религиозности. Пропаганда и обучение людей (в первую очередь, лидеров общества) принципам варнашрамы является важным элементом работы с социальными группами этого уровня. К этому же уровню относятся программы по защите коров, а также проведение и содействие экологическим программам и мероприятиям. Другим важным направлением деятельности здесь является поддержка и помощь традиционным религиозным вероисповеданиям. Принятие такими людьми Бога в любых авторитетных формах – это несомненный прогресс по отношению к атеизму. Конечно же, подобные программы должны сопровождаться просветительской деятельностью, а также «тремя китами» проповеди. Иначе все это превратится в проповедь карма-канды.

Перед тем, как перейти к следующему уровню, мы упомянем различные виды благочестивой и греховной деятельности, рассматриваемые Бхактивинодом Тхакуром:

1. Благочестивая деятельность.

1.1. Помощь другим: облегчение страданий (физических, психологических и социальных), содействие в достижении успехов.

1.2. Помощь старшим: родителям, учителям, другим старшим.

1.3. Благотворительность: сажать деревья, строить храмы, освещать темные места, оказывать медицинскую помощь, давать образование, кормить, строить дороги, давать кров, раздавать предметы первой необходимости.

1.4. Оказание надлежащего приема гостям и общественно-полезная деятельность.

1.5. Поддержание чистоты ума, тела, дорог, рынков, коровников, храмов, собственных домов.

1.6. Проведение праздников: общественных, семейных, духовных.

1.7. Соблюдение дисциплины: телесной (гигиена, посты), социальной (очистительные обряды, включая крещение, бракосочетание), духовной (обеты).

1.8. Защита животных: собственно защита, селекция.

1.9. Воспроизведение потомства, при условии, что дети появляются в рамках законного брака и осознанно, им дают должную заботу и воспитание, помогают «встать на ноги» и обзавестись семьей, дают духовное образование.

1.10. Хорошее поведение: великодушие, благодарность, правдивость, честность, воздержание от воровства и «профессионального нищенства», милосердие, отрешенность, здравомыслие, вежливость (оказание почтения людям вообще, цивилизованным людям, людям, занимающим какое-то положение, образованным людям, людям, обладающим добродетельными качествами, преданным), выполнение своих обязанностей в соответствии с возможностями.

2. Греховная деятельность.

2.1. Насилие, направленное против людей, животных, природы.

2.2. Жестокость, направленная на людей, животных.

2.3. Лицемерие.

2.4. Безумие: употребление одурманивающих средств, одержимость шестью пороками (страсть, гнев, жадность, гордыня, заблуждение, зависть), лень.

2.5. Ложь: лживые слова, двуличие, пристрастность.

2.6. Непочтительность к старшим: к родителям, к учителям, к другим категориям старших.

2.7. Страсть к деньгам, женщинам, к положению.

2.8. Эгоизм.

2.9. Осквернение: физическое, психологическое.

2.10. Дурное поведение.

2.11. Опасная деятельность: противодействие добрым делам, ложное отречение, несправедливые войны, расточительство.

Уровень религиозной жизни.

Заметим, что этот уровень находится выше уровня нравственности, поэтому формальное исповедание той или иной религии не является критерием принадлежности к данному уровню культуры. Так называемый «верующий» может полностью находиться на грубом, телесном уровне жизни.

Уровень религиозной жизни – это благочестивая жизнь «с Богом», карма-канда. Люди, находящиеся на этом уровне, принимают общие для всех религиозных систем принципы:

· Мы – суть душа, заключенная в теле (остается отождествление себя с материальным миром).

· Для души не существует смерти, она вечна.

· Бог – творец всего: и живых существ, и материальной природы.

· Концепция вознаграждения и наказания, в частности, рая и ада (жизни после смерти).

· Бог принимает личное участие в нашей судьбе лишь в той мере, в которой мы «впускаем» Его к себе в душу. В остальном он действует через Свои законы.

· Чувство благодарности Богу: признание Его «авторства» материальных и нравственных законов и принятие аспектов религиозной жизни делает нашу жизнь счастливой, гармоничной и осмысленной.

Это принятие не просто формальное. В соответствии со своей религиозной традицией, они следуют основным методам духовной практики, включающим в себя:

· молитвы;

· поклонение Богу;

· изучение священной литературы;

· помощь в решении духовных проблем: недостаток веры, атеизм, желание совершать грехи;

· паломничество по святым местам;

· соблюдение религиозных праздников;

· соблюдение духовной дисциплины: обеты, посты, ограничения и т.д.;

· оказание почтения представителям духовенства и монашества.

Принимая эти позитивные аспекты духовной практики, такие люди стремятся избегать грехов не только мирских, но и религиозных, включающих в себя святотатство, религиозное лицемерие, воинствующий атеизм и проповедь безбожия под маской религии.

Примеры социальных групп, относящихся к этому уровню, можно найти в рамках любой религиозной традиции и, в частности, в ИСККОН. Людям, принадлежащим к подобным социальным группам, присуще общее стабильное благополучие во всех сферах жизни, целостность и осмысленность жизни. Вместе с тем, здесь присутствует негативный осадок ощущения корыстности взаимоотношений с Богом, социальная, религиозная и иные формы дискриминации (из-за ориентации на материальные ресурсы, которые, по своей природе, ограничены), экономические, политические, социальные и философские разногласия. Непосредственная проповедь принципов чистого преданного служения, цель которой ? передать высший вкус, не зависящий от религиозной принадлежности, – вот способ помочь людям, находящимся на этом уровне.

Уровни преданного служения и любви к Богу.

К социальным группам, разделяющим систему ценностей чистого преданного служения, относятся: ИСККОН, Гаудия-матхи, другие вайшнавские общины и организации, находящиеся преимущественно в Индии. На этих уровнях социальные различия и разногласия между людьми остаются, и всякий раз, когда преданные, принадлежащие к разным социальным группам, начинают слишком тесно взаимодействовать, возникают трения и конфликты. Вместе с тем, чем больше духовная зрелость преданных, чем больше их стремление доставить удовольствие Кришне, тем более поверхностно воспринимаются все эти разногласия.

Разногласия и трения остаются даже на уровне према-бхакти. Например, они есть среди гопи Вриндавана. Или, известный факт, что между Акрурой и Уграсеной были напряженные взаимоотношения. Но здесь эти разногласия основаны на стремлении по-разному удовлетворять Кришну. Кришна наслаждается всеми видами служения, и некоторые из них могут выглядеть совершенно противоречиво. Так, любовь Радхарани к Кришне проявляется в том, что она периодически гневается на Него, причем иногда даже безо всякой причины, а любовь Чандравали к Кришне абсолютно смиренна и покорна.

Поэтому на уровне чистого преданного служения возможно сотрудничество людей с самыми разными качествами, людей, которые в обычной жизни никогда даже близко друг другу не подошли бы. И потому здесь возможны самые необычные явления, которые мы никогда не сможем предвидеть и просчитать. Не случайно движение санкиртаны Господа Чайтаньи – это проявление танца раса из Кришна-лилы, в котором самые разные преданные объединились вместе, чтобы доставить удовольствие Шри Кришне, Верховной Личности Бога.