Бхагаван

Во введении к Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада делает одно глубокое утверждение. Он говорит, что понятия «Бог» и «Абсолютная Истина» – это не одно и то же. Постараемся это понять. Когда мы говорим «Бог», то мы имеем в виду «самый великий из всех». То есть, если выстроить «по росту» всех великих личностей, то Бог будет самым первым, то есть самым великим. Понятие же «Абсолютная Истина» в дополнение к этому означает, что она является источником и включает в себя все остальное. В качестве грубого примера можно привести матрешек. Самая большая матрешка – не просто самая большая. Она кроме этого является источником всех остальных матрешек, которые вкладываются одна в другую.

Поэтому Абсолютную Истину просто нельзя сравнивать ни с чем другим. Она есть полное целое, а все остальное – ее части. Можно сравнивать разные части одного целого, но нельзя сравнивать часть и все целое. Они принадлежат к разным категориям. Например, рулевое колесо, тормоза, двигатель, кузов – это все части автомобиля и их предназначение – это исправно служить всей машине. Но предназначение автомобиля уже иное: это комфортное средство передвижения. От отдельных частей этого просто никто не требует. Никому и в голову не прийдет сравнивать, как удобнее ездить: сядя в мягком автомобильном кресле, стоящем на полу, или стоя на ногах с рулевым колесом в руках. От них требуется лишь одно – исправно работать в составе всей машины. Подобным образом про Кришну, Абсолютную Истину в Чаитанья Чаритамрите говорится: екале ишвара кришна ара саба бхритйа – Кришна – это Абсолютная Истина, полное целое, а все остальное служит Ему.

Таким образом, в своем высшем аспекте Бхагавана, Абсолютная Истина является источником всего сущего. Ее сравнивают с солнцем, а все остальное: безличный Брахман, Параматма, живые существа, материальный и духовный миры, время – подобно бесчисленным многообразным лучам и энергиям, исходящим от него.

Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, Параматма пассивно поддерживает все в этом мире, то будучи причиной всех причин и источником всего сущего, Бхагаван играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе. Видя сотворенный объект, мы понимаем, что за ним стоит определенная личность. И, наоборот, мы судим о личности по той деятельности, которую она совершает.

Будучи Абсолютной Истиной, полным целым, Бхагаван, отличается от всех остальных личностей, которые являются Его частями. Он уникальная, трансцендентная личность, Верховная Личность Бога. Он обладает бесконечно разнообразными личностыми чертами, но они духовны и их нельзя сравнивать с качествами мирских личностей. Эти материальные качества являются лишь отблеском изначальных духовных качеств Кришны.

«Бхагаван» в переводе с санскрита означает «Тот, кто обладает всеми качествами в полной, бесконечной степени». Великий мудрец Парашара Муни свел все эти бесконечные качества к шести основным: