Система духовной иерархии в ИСККОН

Шрила Прабхупада вечно живет в своих книгах, но теперь, когда его физически нет рядом с нами, его представляет совет его старших последователей – Международный Управляющий Совет ИСККОН или «ДжиБиСи»4. В него входят возвышенные личности, в полной мере компетентные представлять Шрилу Прабхупаду. Олицетворяя чистое сознание Кришны сами, они следят за поддержанием чистоты духовной традиции. Изначально совет ДжиБиСи был назначен еще при Шриле Прабхупаде, и после его ухода он сам регулирует свой состав. Совет ДжиБиСи является высшим духовным авторитетом в ИСККОН – звеном в цепи ученической преемственности, стоящим непосредственно после Шрилы Прабхупады.

Совет ДжиБиСи дает свои благословения преданным, которые готовы и чувствуют своим долгом перед Шрилой Прабхупадой служить ему, беря ответственность за духовную жизнь других людей. Такие преданные становятся духовными учителями ИСККОН. Во время посвящения ученик доверяет свою духовную жизнь своему духовному учителю и принимает его духовный авторитет как абсолютный. Естественно, это требует большого доверия и глубоких духовных взаимоотношений, что происходит не вдруг. Мы еще остановимся более подробном на этой теме.

Можно представить себе, какое большое бремя (бремя любви, впрочем) представляет для духовного учителя забота обо всех учениках, которых могут быть сотни и даже тысячи. Есть какие-то очень сокровенные вопросы, которые мы не сможем раскрыть никому, кроме своего духовного учителя. Но очень часто мы можем многому научиться у других преданных, которые нас окружают. Поэтому мы можем пощадить своего Гуру Махараджа и не беспокоить его лишний раз. Это и гораздо практичнее к тому же, потому что можно учиться сознанию Кришны всегда, а не лишь когда мы видим своего гуру несколько раз в году или слушаем записи его лекций. Другие преданные могут нам столько дать! Даже если они не на все 100% в сознании Кришны, все равно их процентов хватит с лихвой, чтобы перекрыть наши. А вопросы о подлинно том, что лежит в самых высших сферах духовных ценностей, знаний и навыков, нам просто и в голову не придут.

Поэтому исключительно важным в системе духовной иерархии является авторитет старших преданных:

· других духовных учителей, общение с которыми для нас доступно

· наших старших духовных братьев и сестер, которым мы доверяем

· других старших преданных, которым мы доверяем

Мы воспринимаем общение с ними как милость духовного учителя. Такие преданные, к которым мы чувствуем доверие, и с которыми у нас складываются близкие взаимоотношения, становятся нашими наставляющими духовными учителями. Для преданного, еще не принявшего духовного учителя, такие старшие преданные стараются представлять Шрилу Прабхупаду и следует воспринимать их таковыми.

Итак, подводим итог: Система духовной иерархии в ИСККОН состоит из трех уровней:

1. Совет ДжиБиСи, представляющий Шрилу Прабхупаду и предыдущих ачарьев

2. Духовный учитель (если есть)

3. Старшие преданные

Задание 3. Объясните преимущества и недостатки принципа принятия авторитета.

Задание 4. Приведите примеры личностей, достойных принятия их в качестве совершенного духовного авторитета.

Задание 5. В чем заключается принцип здорового уважения к духовному авторитету в ИСККОН?

Задание 6. Каковы три уровня духовного руководства в ИСККОН? Какую роль играет каждый из них?

Организационная структура ИСККОН

Принципы руководства в ИСККОН

Подобно тому, как Кришна проявляет свою вечную обитель Вриндаван-дхаму в этом мире, ИСККОН также является представительством духовного мира здесь на Земле. Представляя изначальное движение Санкиртаны Господа Чаитаньи в вечной Навадвипа-дхаме и будучи вечным и неизменным, он вместе с тем проявляется здесь в пространстве, времени и определенном окружении. Хотя реальная жизнь ИСККОН не вписывается чисто в формальные организационные рамки – мы уже отмечали, что ИСККОН – это общество, в котором существенную роль играют неформальные отношения – тем не менее организационная структура является важной неотъемлимой частью движения Шрилы Прабхупады. Внешне выглядит, что организационные структуры ИСККОН действуют подобно любым другим организациям. Но разница в том, что материалисты используют материальную природу в тщетных попытках реализовать свои планы достижения чувственного удовлетворения, а преданные понимют план Господа, сотрудничают с Ним и по Его желанию занимают материальную природу в служении Ему. Это принципиально важно: действовать не в соответствии со своими планами, а в реальности понимать план Кришны и действовать в соответствии с ним. Но для этого требуется достаточная духовная зрелость.

Поскольку ИСККОН это особое духовное общество, то чрезвычайно важно подчеркнуть принципы духовного руководства, лежащие в его основе. Их четыре:

1. Самое главное, на чем держится вся организация ИСККОН – это чистота духовных принципов и практики ее лидеров всех уровней. Мы никогда не сможем побудить кого-либо бескорыстно посвятить свою жизнь единственной цели удовлетворения Господа и сотрудничать, если сами не будем иметь такой единственной цели, и сами не будем с энтузиазмом следовать всем наставлениям духовного учителя и Кришны. Все эти наставления содержатся в книгах Шрилы Прабхупады (поэтому, кстати, чрезвычайно важно изучать книги Шрилы Прабхупады по меньшей мере час в день).

Мы можем быть несовершенны и находиться на разных уровнях духовного развития, но именно видя нашу упорную решимость следовать высшим идеалам чистого преданного служения, развивать в себе качества подлинного Ваишнава и служить всем Ваишнавам – будут создавать ту атмосферу любви и доверия, на которой держится ИСККОН. Как говорит Господь Чаитанья в Чаитанья Чаритамрите: «Преданный своим поведением проповедует суть всех религиозных принципов».

2. Таким образом мы подошли к следующему принципу руководства в ИСККОН – это забота и служение Ваишнавам. Кришна говорит Уддхаве, что преданные – это самое дорогое, что у Него есть. Они дороже для него чем Господь Брахма, Господь Шива, Господь Санкаршана, Богиня Процветания и даже Он Сам. Поэтому служение Ваишнавам, дружба между Ваишнавами, основанная на стремлении удовлетворить Кришну, слушая о Нем, беседуя о нем и занимаясь практической деятельностью для Его удовлетворения – это второй принцип управления в сознании Кришны.

3. Когда имеется прочный фундамент личной чистоты и доверительных взаимоотношений между преданными, то на передний план выступают профессиональные навыки – профессиональная компетентность, умение внимательно слушать и доходчиво излагать свою позицию, разрешать конфликтные ситуации, умение грамотно договариваться друг с другом, проясняя все взаимные ожидания, умение обучать других. Одно из 26 качеств преданных это дакша, компетентность, которое Шрила Прабхупада объяснял так: «Преданнй должен знать понемногу обо всем, и все о немногом». Некомпетентность может свести на нет искренние усилия многих преданных. Поэтому мы учимся использовать материальные навыки и ресурсы как можно более мудро и профессионально для расширения миссии Шрилы Прабхупады – и вместе с тем, не привязываясь к ним и сохраняя свое положение слуги слуги слуги… В реальности часто компетентности не хватает, но Кришна Сам помогает искреннему преданному: «для тех, кто поклоняется Мне с любовью и преданностью, Я охраняю то, что у них имеется, и даю то, чего им не достает».

4. Каждый раз начинать какое-то дело заново всегда очень сложно. Это требует больших затрат энергии и ресурсов. Но когда процесс отлажен, то та же деятельность отнимает гораздо меньше усилий и внимания, и позволяет нам лучше сосредоточиться на Кришне. В окружающем нас обществе действуют разнообразные системы и традиции, которые поддерживают буквально все – от оплаты проезда в транспорте до правил нравственности и общественного поведения. Мы знаем по своему опыту, что когда эти системы и традиции ломаются, это приводит большим неудобствам и беспокойствам. А когда они хорошо отлажены, то они защищают нас от потрясений связанных с приходом или уходом конкретных лидеров, стихийных бедствий, внутренних конфликтов, экономических потрясений и т.д. Не даром Шрила Прабхупада всегда был противником частых перемен без особой на то необходимости.

Поэтому в соответствии с тем же принципом практичности мы развиваем в ИСККОН организационные структуры и системы, позволяющие распространять послание сознания Кришны, заботиться о потребностях людей и решать их проблемы, возникающие в процессе преданного служения. К ним относятся, например, системы образования, коммуникации, управления, а также менее формальные вещи, такие как, традиции и общественное мнение. Например, у нас есть система отчетности за распростанение книг, система рекомендаций для получение посвящения, а также такие традиции, как Декабрьский Марафон Шрилы Прабхупады и ориентация на принципы варнашрамы в социальной сфере. Мы стараемся делать эти структуры способными выживать, совершенствоваться, адаптироваться и сохранять свои ценности в изменяющихся внешних и внутренних условиях на протяжении ближайших 10,000 лет – ибо столько, согласно предсказаниям священных писаний, предстоит продлиться Золотому Веку Господа Чаитаньи.

Таковы четыре принципа, на которых строится управление в ИСККОН: от личной чистоты и примера сознания Кришны – к доверительным Ваишнавским взаимоотношениям – к профессионализму в служении – к поддерживающим структурам и системам.