Чтение III СИСТЕМА САНКХЬЯ

Рамачарака

РЕЛИГИИ И ТАЙНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА

Рига: Издательство Н.Гудкова, 1937

Чтение I СТРАНА ГАНГА

Чтение II ВНУТРЕННИЕ УЧЕНИЯ

Чтение III СИСТЕМА САНКХЬЯ

Чтение IV СИСТЕМА ВЕДАНТА

Чтение V СИСТЕМА ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ

Чтение VI ВТОРОСТЕПЕННЫЕ СИСТЕМЫ

Чтение VII БУДДИЗМ

Чтение VIII СУФИЗМ

Чтение IX
РЕЛИГИИ ИНДИИ (1)

Чтение X
РЕЛИГИИ ИНДИИ (2)

Чтение XI ЧУДЕСА ИНДИЙСКИХ ФАКИРОВ

Чтение XII ВЕДЫ И УПАНИШАДЫ

Словарь

 

 

 

Чтение I

  Индия – страна Ганга, родина санскрита, коренного языка мира, мать всех… История Индии начинается за много столетий до нашего времени. Сами индусы утверждают, что, согласно их записям и…

Чтение II

  Трудно проследить начало великой арийской философии, настолько удалена эпоха… Много столетий тому назад арийское племя спустилось в равнины Индии, покоряя и прогоняя темнокожих первобытных жителей…

Чтение III

  В великой системе индийской философии, известной под названием санкхья, мы… Основная мысль системы санкхья заключается в том предположении, что во вселенной существуют два активных начала, от…

Чтение IV

  В настоящее время передовой школой индийской философии в Индии является та,… Лучшие авторитеты считают основателем системы веданта некоего Бадараяну, хотя другие сомневаются в этом и приписывают…

Чтение V

  Третья великая система индийской философии известна под названием системы йоги… Патанджали, подобно Капиле, не оспаривает существования Того, или Брахмана, но, подобно своему предшественнику,…

Чтение VI

  Из шести главных философских систем Индии веданта представляется, бесспорно,… Однако каждое сочинение о философских системах Индии было бы неполным без рассмотрения и обсуждения этих трех…

СИСТЕМА ВАЙШЕШИКА

Канада, основатель системы, учил, что феноменальная вселенная состоит из шести категорий (падартх). Термин "категория", как известно,… Канада построил свою философию на основном базисе существования шести… I. Драва, или субстанция, которая изображается как "внутренняя скрытая причина совокупного, коллективного…

СИСТЕМА ПУРВА МИМАНСА

Термин пурва миманса происходит от двух санскритских слов: первое, "пурва", означает "прежний, предшествующий, предварительный";… Пурва миманса приписывает появление Вед, или священных книг Индии,… Джаймини был основателем этой школы, или, вернее, одним из тех, которые установили систему под этим именем, собрав…

СИСТЕМА НЬЯЯ

Термин ньяя – это санскритское слово, означающее "анализ". Дано такое название этой системе по причине носимого ею аналитического… Готама, основатель ньяи, был выдающимся логиком, и внимательные исследователи… Правильные способы рассуждения рассмотрены с такой тонкостью, на какую мог бы быть способен лишь какой-нибудь западный…

СМЕШАННЫЕ СИСТЕМЫ

СИСТЕМЫ АГНОСТИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ

Санджая, основавший школу агностицизма и утверждавший, что нет никаких оснований в наших познаниях о мире, оправдывающих доктрины перевоплощения и… Аджита, основавший материалистическую школу, положения которой заключались в… Кассасапа, основавший школу безразличия, доктрина которой заключалась в том, что нравственность и безнравственность…

ЧАРВАКА

Особое послание (6) йога Рамачараки В наших посланиях за прошедшие три месяца мы изложили аксиомы Истины, т.е. те… Для того чтобы предоставить вам сущность аксиом в форме, легко усваиваемой памятью, мы прилагаем здесь следующее:

Перечень аксиом

Истина есть все, что есть; все, что может быть; все, что когда-либо было; все иное не истина, так как оно не существует в Истине. Кто усматривает… Наше размышление на этот месяц состоит в следующем: Истина есть то, что Есть; Дух есть то, что Истина есть; Истина есть Дух; Дух есть Истина; Истина-Дух есть все, что…

Чтение VII

  Термин "буддизм" применяется как по отношению к философии Гаутамы… Буддизм ведет свое начало приблизительно с 600 г. до Р. X., время, когда жил Гаутама, его основатель. Родина буддизма…

Чтение VIII

  Под именем "суфизм" следует понимать философскую и религиозную… Слово "суфи" происходит из персидского слова "суф" (арабского корня) и значит "шерсть".…

Чтение IX

  Индия была всегда страною религий. Из ее источников берут начало все те ручьи,… Различные философские системы, главнейшими из которых являются шесть великих систем Индии, построены на единой…

Чтение X

  Из упомянутых в предшествующем чтении источников возникли современные религии… В этот список включены иудаисты, встречающиеся, главным образом, в крупных городах – Бомбее, Калькутте и т. д., а…

ВАЙШНАВЫ

Вайшнавы считают, что Вишну можно рассматривать двояко: как в безличном, так и в личном аспекте. Как безличный Вишну, он высшее существо,… Хотя, строго говоря, термин "вайшнава" прилагается ко всем… Хотя я выше рождения и возрождения, или закона, будучи Господом всего, что есть, так как все исходит из меня – все же…

Аватар в лице Рамы

Аватар в лице Кришны

Кришна-вайшнавы делятся на многие мелкие ветви, соответственно предпочтению, оказываемому к различным деталям в учениях нескольких великих учителей,… Мы однако сделаем исключение для школы Чайтаньи, потому что влияние его было… Немало "реформаторских движений" породили различные школы кришна-вайшнавов, причем некоторые реформаторы…

ШАЙВЫ

В предшествующем чтении мы обращали внимание читателя на возникновение Шивы из более ранних пониманий его как Рудры, Бога разрушения. Мы указывали, что понятие это развилось до понимания его как третьего начала индийской Троицы с добавлением к нему свойств бога изменения и размножения, наряду с первоначальным его свойством разрушительного начала. Наконец, понятие Шивы поднялось до понятия об Абсолютном Высшем Бытии, но только в глазах его особых последователей, шайвов. Притязание это оспаривается вайшнавами, оставляющими это высшее отличие за собственным своим божеством, Вишну. А для шайвов Брахма и Вишну лишь эманации Шивы, или высшие посредники, демиурги, исходящие из Шивы и помогающие ему в его мировом труде.

Культы Вишну и Шивы очень отличаются друг от друга тем, что бог поклонников Вишну в своих аватарах, о которых мы говорили, появляется в образе человека. Вишнуиты утверждают, что в вопросах культа Вишну таким путем сближается с ними – что вместо отвлеченного существа он представляет собой для них живое, человеческое существо, причастное к человеческой природе и тем лучше понимающее других людей. Для рама-вайшнавов воплощение Вишну в лице Рамы является великим и исполненным достоинства вождем, учителем и руководителем, отличающимся самой высокой нравственностью и дающим прекрасный пример праведной жизни. Он "великий пример", как его называют. А кришна-вайшнавы рассматривают Кришну как спасителя человечества, внушающего любовь и страстную преданность в такой степени, какая немыслима в культе отвлеченного божества. Мы имеем здесь некоторый оттенок интимной личной близости, напоминающей христианскую любовь к Учителю, которая интимнее любви к Иегове, Отцу Троицы, почитаемому скорее с ужасом, благоговением и страхом, чем с любовью чисто человеческой, какую питают ко второму лицу, Сыну. На самом деле, как бы это ни казалось странным европейским умам, многие простодушные индусы молят Кришну, аватара, вступиться за них перед Кришной, Высшим Абсолютным Бытием. Когда же миссионеры упрекают их за нелепость и легкомыслие такой молитвы, они отвечают, что она не более нелепа, чем учение миссионеров о том, что молиться Богу нужно через посредника, или Христа, "с помощью Господа нашего, Иисуса Христа" или "Христа ради", хотя Христос равен Отцу и отождествляется с Ним.

Что касается поклонников Шивы, они не имеют такого близкого общения со своим божеством, – потому что за Шивой не числится никаких воплощений или аватаров. Поклонники Шивы должны подойти к нему непосредственно. Но несмотря на это среди шайвов заметна несомненная страстность культа и обожания, едва ли уступающая многим вайшнавам.

В понятии Шивы заключен парадокс, неудобопонятный европейским умам, даже и при тщательном изучении его. Существуют два различных вида Шивы – два совершенно противоположных понимания его. Одному из них оказывается предпочтение различными сектами общего культа. Это дает повод к возникновению парадоксальной особенности шайвов, отмеченной всеми европейскими писателями, изучавшими культ Шивы. В этой форме культа представлены как наивысшее, так и самое низшее начала, и последователи сект насчитывают в своих рядах многих, мудрейших философов Индии, наряду с наиболее опустившимися, жестокими и невежественными представителями различных индийских народностей и племен. Стремление шайвов игнорировать различие каст привлекло много народу из низших каст к некоторым низшим сектам шайвов.

На самом деле существуют два Шивы – то есть в том смысле, что хотя по имени Шива только один, последователи его в действительности признают два его вида. Первый вид, или понятие о нем, происходит от легендарного Шивы древних индусов, где он представлен жестоким, мстительным, воинственным, злым богом, полным разрушительных наклонностей, – Рудрой древних народностей. Этот образ привлекает к нему грубые, неотесанные умы необразованных людей и племен, а также умы, склонные к самобичеванию, аскетизму и тому подобным методам культа. Некоторые из низших сект состоят из людей, преследующих эти низменные идеалы. Индийские факиры – ложные йоги – нищие, невежественные, Суеверные, предающиеся самоистязанию и низким формам магии и фокусничества – все они входят в некоторые низшие секты шайвов. И потомки некоторых низших племен Индии – полуварварские народности, представляющие собой отрицательный полюс древней индийской расы, естественным образом превратились в шайвов определенных низших сект. Фанатические и почти совершенно дикие племена, населяющие более отдаленные области, также склоняются к некоторым формам культа Шивы. Немало их обычаев и обрядов неприятно напоминают о своем происхождении из обычаев и обрядов их диких предков. Не следует забывать, что многие из этих племен были не арийского происхождения и культурой и развитием своим совершенно не похожи на арийские племена. Но даже если мы рассмотрим некоторые вырождающиеся племена и народности арийского происхождения, то нам стоит только сравнить их с некоторыми полуварварскими и грубыми классами и подрасами некоторых европейских стран, чтобы убедиться, что и они, хоть и приписывают себе имя христиан, несомненно погружены в непроходимое болото грубого суеверия и невежества. Они даже неспособны иметь хотя бы смутное представление об истинных принципах той религии, к которой себя причисляют. Подобные сравнения дадут нам более верную перспективу и точку зрения, а также более отчетливое понимание вырождающихся форм некоторых видов культа Шивы.

У этих сект, поклоняющихся такому виду Шивы, представления о божестве возмутительны и постыдны. Образы его отвратительно уродливы, черты искажены бешенством и злобой, и его обезображивают атрибуты дьяволов других народностей. Вокруг головы его вплетены змеи и вымазан он пеплом коровьего помета. Иногда он бывает также украшен черепами. Его окружает атмосфера страха и ужаса. Демоны и злые духи служат ему, он бледен как смерть, – тяжелый запах кладбищ ему мил. Обстановка и общая атмосфера, окружающая Шиву в этих сектах, согласны с понятием или аспектом божества, привлекающим этот класс его последователей. Секты, остановившиеся на этом аспекте или понимании Шивы, разделяются на три класса, а именно: 1) потомки полуварварских древних племен и народностей, естественно впитавших в себя, как наследие прошлого, грубые и дикие понятия о божестве; они населяют, главным образом, отдаленные области, далекие от воспитательного влияния культурных центров индийской жизни и учений; 2) секты, выродившиеся и опустившиеся по различным причинам, павшие до очень низкого уровня культурности и очень низких религиозных идеалов. Они обыкновенно тоже живут в отдаленных областях, хотя некоторые из них принадлежат ко всевозможным низшим классам более густонаселенных провинций и городов, к индийскому миру низов, весьма сходному с европейским; и 3) соблазненные этой низкой формой культа Шивы своей склонностью к низким видам магии, колдовства и вообще заклинаниям, известным европейским оккультистам, под названием "черной магии". Это объясняется тем, что Шива всегда рассматривается как бог магических искусств или психизма и привлекает поэтому последователей высших форм индийской магии и сверхъестественных наук; по той же причине низшие секты шайвов привлекают последователей темных сторон магии. Для последних Шива мало чем отличается от божества колдунов или божественного Сатаны или Вельзевула и культ его стоит немногим выше культа дьявола. Для понимания низших форм этого культа и самих поклонников его стоит только вспомнить существующий в наше время культ вуду некоторых африкано-американских негров с его чарами, фетишами, черной магией и дьявольскими обрядами. Справедливо было сказано: "Эти религиозные извращения представляют странный контраст с высшими школами шиваизма".

Обратимся теперь к более светлым и отрадным сторонам шиваизма, на которые намекают заключительные слова вышеприведенной цитаты. Второй аспект или толкование Шивы, которого придерживаются многие влиятельные секты этого культа, представляет собою крайний противоположный полюс религиозной мысли и насчитывает приверженцев среди крайнего противоположного полюса общества. Европейские путешественники, наблюдавшие один только низменный вид шиваизма, описали на родине лишь то, что они видели. Хотя намерения у них были самые хорошие, они оказались очень несправедливыми к культу Шивы, потому что сказали лишь половину правды, не упомянув о другой, более отрадной половине, так как им не случалось наблюдать ее. Высшие секты Шивы состоят из людей высокообразованных, высоких общественных кругов. Многие привлечены к ним интересом к более утонченным чертам философии, раскрываемой учителями этих сект. Высшие формы религиозных идей культа Шивы представлены сектами данди, дазнами и лингаят. Последователи сект данди и дазнами, хотя и предаются до некоторой степени аскетизму, избегают крайности низших сект и проявляют в своей среде высокие форму и уровень религиозной жизни и морали. Философия их очень похожа на философию их соотечественников вайшнавов, поскольку основана на учениях адвайта веданты Шанкарачарьи, великого адвайтистского учителя. Они посвящают себя изучению и созерцанию Брахмана, Высшего Бытия, или Того, с которым отождествляют безличного Шиву; – другими словами, они поклоняются Брахману под именем и видом Шивы, подобно тому как некоторые вайшнавы поклоняются Брахману под именем и видом Вишну, или Кришны, в их абсолютном аспекте. Лингаяты, хотя носят фигурку фаллоса, или символа мужской производительной силы, придерживаются почти пуританских взглядов, рассматривая пол как нечто священное и строго осуждая по отношению к нему нечистые взгляды и поступки.

Некоторые из этих высших сект привлекли многих высокообразованных браминов и индусов высших каст, с философскими или, вернее, метафизическими наклонностями. Они останавливаются на метафизических сторонах учения. Другие высшие секты состоят из лучшего разряда йогов и последователей Патанджали. Северная секта спанда склоняется к мистической философии высокого полета, несколько напоминающей некоторые учения суфиев. На юге также встречаются другие мистические секты, в недрах культа шайвов. Поэмы их составлены в том же страстном тоне, как и персидские поэмы суфиев (см. чтение о суфизме).

В странном контрасте с отвратительными образами Шивы, излюбленными низкими сектами, находятся образы, применяемые сектами высшими, в особенности со склонностями к йоге. Вместо ужасных"черепов и орудий мести и смерти мы встречаемся здесь с изображением Шивы в образе почтенного аскета-йога, погруженного в глубокое размышление и находящегося в состоянии экстаза самадхи, представляющего собой высший идеал йоги – трансцендентальное сознание, достигаемое путем размышления и концентрации. Для этих сект Шива представляет собой отречение от мира и полное проявление ступеней йоги, согласно указаниям Патанджали. Вот почему Шива является "богом йогов", когда они ищут внешнюю форму, или олицетворение Высшего Бытия, к единению с которым они стремятся. Для них Шива "бог сил, приобретаемых йогой", то есть сверхчеловеческих сил и способностей, приписываемых школой йоги ее учителям и ученикам, достигшим высоких ступеней. Здесь Шива – Бог высшей магии психических сил.

Итак, существуют два совершенно различных аспекта и понимания шиваизма – одно чрезвычайно возвышенное, другое чрезвычайно низкое. А позади их стоит Шива трансцендентального философа, метафизика, совлекающего с Шивы все человеческие свойства и качества и отождествляющего его с Брахманом, Абсолютом, или То – с Единым, лишенным атрибутов или качеств, – с абстракцией реальности. Таковы разнообразия и свойства индийского религиозного и философского мышления. В Европе встречается много сходного с этим в различных пониманиях божества. Примером этого может служить с одной стороны представление о божестве как о "боге данного племени" или о "боге войны", сопутствующем войскам избранного народа, помогающем им победить' и поражающем их врагов (представление это свойственно многим современным государствам в военное время, так как каждое из них утверждает, что Бог на его стороне). Другие понимают его как Бога любви и мира, которому ненавистны вражда и кровопролитие. Третьи толкуют его как отвлеченное, безличное существо, превышающее человеческое мышление и воображение. Все эти понимания уживаются друг с другом между европейскими единоверцами. Не будем забывать этого, удивляясь "парадоксам" индийских религиозных воззрений и культов. Стоит только сравнить взгляд на божество, которого придерживаются более ранние авторы Ветхого Завета (который до сих пор еще в почете у многих современников) с высшими формами современного христианства, чтобы понять, что одно и то же божество в глазах разных людей может означать совершенно различное. В сущности немало истины кроется в известных изречениях: "Каждый человек видит в Боге то, что в нем самом есть лучшего" и что "Бог, по понятию человека, есть лишь тот же человек, увеличенный до бесконечности". Несмотря на символ и название, люди продолжают придавать своим богам собственные атрибуты, свойства и чувства, – так что если знать представление человека о божестве, то легко получить верное представление о самом человеке, и наоборот.

ШАКТИИ

В предшествующем чтении мы указывали на взаимоотношение культа Шакти и Шивы. Культ шактиев есть культ шакти, или творческого мирового начала, понимаемого как начало или свойство женское, – как Мать вселенной. Многие знатоки считают, что культ шактиев есть пережиток элементарного культа женского начала мира, или женской стороны природы, или божества, быть может, усвоенного арийцами от туземных племен Индии, с которыми они пришли в соприкосновение. Как бы то ни было, представление это в высоких и низких своих формах сильно захватило шайвов, так как соответствует высоким и низким формам самого культа Шивы и обыкновенно сопровождает его.

Культ шактиев в высшей своей форме заключается в поклонении и обожании материнского лика природы, или божественного материнства. Он привлекает многих последователей санкхьи, которые видят в шакти начало пракрита, или творческой энергии природы, или самой природы, в противоположность пуруше или духу, который, как они считают, представлен в лице Шивы. Для других культ шактиев полон такого же обаяния, как культ природы для древних греков и других народностей, культ, вдохновивший многих поэтов Запада на рапсодии в честь олицетворенной природы. Поклонники Уолта Уитмена и других поэтов, влюбленных в природу, могли бы понять многие из самых утонченных и сложных идей шактиев. Многие высшие культы шактиев обладают ритуалом большой красоты и отличаются любопытными обрядами, вдохновленными поэтическим идеализмом.

Однако подобно близкому ему культу Шивы, культ шактиев имеет и свои неприятные стороны. В противоположность излюбленным высшими сектами прекрасным образам и представлениям шакти как красоты и милостей природы низшие секты представляют себе шакти в отвратительных образах смерти, болезни, чумы, ужаса и других темных ликов природы и законов природы. Высшие секты видят в шакти божественное женское начало, одаряя его атрибутами материнской любви и одухотворенной преданности, во всей их мягкости и обаятельности. Низшие секты представляют себе шакти в виде грубых сторон женской природы: беспутства, разврата и бешеной, животной страсти. Подобно тому как сама женщина способна и подняться до больших высот, и опуститься в бездны порока, так и представления шактиев, согласно с их собственным характером, то подымались очень высоко, то падали совсем низко. Высшие секты видят "магичность природы" в удивительных превращениях и чудесных явлениях. Они стараются властвовать над ее процессами при помощи изучения, согласно теориям физики и психологии, сокровенных ее законов. Низшие секты извращают эту науку. Они делают из нее колдовство или превращают ее в туманные и унизительные формы чудесных психических явлений, напоминающие обряды низшего вудуизма и заклинаний; они создают таким образом нечто вполне соответствующее низшим обрядам культа Шивы. Таким образом, как у шайвов, так и у шактиев мы встречаем парадоксальную противоположность между очень возвышенным и очень низким.

СИКХИ

Сикхи, населяющие главным образом Пенджаб или северо-западную часть Индии, с 2 500 000 населением, следуют учениям Нанака, жившего, как было указано в предшествующем чтении, в шестнадцатом столетии до Р.X. Сикхи считают Нанака малым воплощением божества и очень высоко ставят его писания и учения. В своем отрицании образов и символов они сильно напоминают пуритан и являются противоположностью большинства других индийских сект и культов, которым очень дороги образы и символы. Сикхи однако склонны видеть нечто священное в священных писаниях Нанака, являющихся для них откровениями. Сикхи считают их "Словом Божиим", ставят их на алтари и оказывают им священные почести. В учениях их видно влияние как веданты, так и магометанства. Они придерживаются веры в единое Высшее Бытие или божество, которое они считают лишенным формы и которое во многих отношениях родственно Аллаху магометан. Писания их имеют характер религиозного и нравственного учения высокого порядка, провозглашают широкую терпимость и доброту, а также высокий идеал чистоты и благочестия. Последователи этой религии на очень хорошем счету у индусов высших сект и у высшего мусульманского общества.

ДЖАЙНЫ

В Индии существует также около 1 500 000 последователей религии джайнов. Они населяют главным образом Марвар, округ Бомбея и Мизори, привлекая в свои члены средние классы населения и мелкое купечество. Хотя она и считается религией второстепенной, но стоит на хорошем счету у исследователей восточных религий. Литература джайнов очень возвышенна, последователи этой религии обыкновенно люди порядочные, проявляющее нравственные устои, выгодно отличающиеся от других сект и культов. Учение джайнов сходно с учением Будды, но ортодоксальные индусы считают их скорее агностиками, чем атеистами. Учение джайнов дуалистично; оно заключается в вере в душу с одной стороны и не-душу, или материю, с другой. Их представление о божестве сводится к тому, что Оно немногим больше совокупности космической энергии. В большом почитании состоят у них пророки или учители, называемые тиртханкарами. Последние достигли высших плоскостей. Им и Махавире, основателю культа, поклоняются с глубоким благоговением и почтением, как святым. Джайны считают жизнь священной еще в большей мере, чем буддисты, и доходят до абсурда, с целью избежать разрушения жизни даже в семенах. Но несмотря на это они с радостью и наслаждением ждут смерти как освобождения. Немало фанатиков среди них убивало себя голодом из религиозных побуждений, но в настоящее время этот обычай почти совершенно исчез.

СЕКТЫ ТЕИСТОВ

РАМАКРИШНА

ИНДИЙСКИЕ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Особое послание (10) йога Рамачараки В этом месяце мы приглашаем вас вкусить духовных сластей, изготовленных… На будущий месяц мы предлагаем следующий предмет размышления:

Чтение XI

  Большинство западных читателей более или менее знакомы с рассказами о чудесах… Секрет силы факира обычно заключается в его способности производить ментальную иллюзию, или майю, т.е. факир вводит в…

Чтение XII

ВЕДЫ И УПАНИШАДЫ

 

Изучающим философию и религиозные системы Индии приходится часто встречать упоминания о "Ведах" и "Упанишадах", священных книгах Индии; но зачастую они не находят удовлетворительных объяснений, что такое Веды и Упанишады, из чего они слагаются и каково их происхождение. Потому, будет уместным, дать здесь нашим читателям краткие сведения по этому предмету.

ВЕДЫ

Вообще говоря, под Ведами следует понимать индийские священные книги, состоящие из следующих священных писаний, а именно: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, а также Брахманы и Упанишады; сюда же относятся поэмы, гимны, священная литература, церковные служебники и общая религиозная философия индийских религиозных систем. Но строго говоря термин "Веды" служит для обозначения только священных писаний индусов, которые мы и рассмотрим.

Веды имеют чрезвычайно древнее происхождение; первоначальная их история теряется "во временах доисторических". Существуют указания на существование этих священных писаний уже несколько тысячелетий тому назад, хотя, по всей вероятности, и в те времена существовали старинные манускрипты; а до этого, по обычаю всех восточных стран, священные учения передавались устно, от отца к сыну и от учителя к ученику. Священных книг насчитывается более ста, но их основные положения можно найти в "четырех ведах", а именно: в Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе.

Ригведа считается самой старинной книгой и, вероятно, является самой существенной из всех четырех. В ней насчитывается более тысячи необычайно длинных гимнов, посвященных преимущественно описанию торжественных богослужений и церковных обрядов. Эти гимны распределены в десяти книгах, называемых мандалы; из них шесть составляют "семейные книги", т.е. написанные изначально каким-либо мудрецом или поэтом, а затем дополненные его потомками. Ригведа трактует о многих предметах, но более всего посвящает внимание мифологии, а потому последовательные части этого труда показывают развитие индийской мифологии и постепенное разрастание наиболее элементарных понятий индусов в целые системы богов и полубогов.

Яджурведа посвящена главным образом обрядностям и жречеству; написана она метрическим стихом, хотя по временам встречается и некоторый род прозы. На ней заметно влияние Ригведы, которая признается ею за авторитет. В Яджурведе говорится о жертвоприношениях, священнических обязанностях, обрядах, словом, о "церковном механизме"; формализм, ритуал и церемониал – вот ее тема. Философии же, метафизики и духовных учений она касается весьма мало.

Самаведа, справедливо названная "ведой гимнов", кроме того, что содержит много стихов, мелодий и либретто, еще перечисляет разные благочестивые восклицания, которые вставлялись в церковное пение, подобно тем увещаниям и восклицаниям, какие приняты были некоторыми христианскими сектами во время молитв или проповедей, вроде "Аминь! Слава Богу! Хвалите Господа Бога!" и т. п. Этот обычай был свойствен многим древним индусам и даже сохранился до наших дней в некоторых сектах, для возбуждения пылкого энтузиазма молящихся.

Атхарваведа называется "ведой психических сил", так как она подробно останавливается на разных методах, ведущих к развитию сверхъестественных способностей, чувств и сил. Здесь говорится как о высшем, так и о низшем применении этих сил, причем обсуждается их классификация, начиная с высших форм психической силы до самых низших форм волшебства, колдовства и черной магии. Индийский ум всегда тяготеет к глубокому исследованию предмета, почему и в данном случае добиваются логических умозаключений смело и без колебаний.

Книги, входящие в состав Атхарваведы, числом около двадцати, содержат бесчисленные "рецепты" и формулы для благословений, проклятий, чар, колдовства, волшебных обрядов, воззваний, вызываний духов и т. п.; разнообразием и подробностями они превышают многие подобные сочинения евреев, греков и других народов, показывая, до какой степени человеческий разум способен увлекаться в этом направлении. И странно сказать, среди этой массы методов и т. п. в некоторых частях этого труда попадаются возвышенные идеи, мысли и рассуждения, очевидно, формулированные одновременно с прочим содержанием и попавшие в одну книгу скорее благодаря этому совпадению во времени, чем по какой-либо общности идей, или же связи с основной темой. Современные индусы, а вернее индусы многих столетий тому назад, признали решительное несогласие между частями Атхарваведы, которое их делит на два отдела, соответствующие западным терминам "белая и черная магия".

БРАХМАНЫ

УПАНИШАДЫ

Упанишады тесно связаны с араньяками и часто или "включаются" в их содержание, или образуют их заключения, свидетельствуя, таким образом,… Двумя наиболее важными упанишадами считаются Брихадараньяка и Чхандогья,… Упанишады представляют цельную систему индийской философской и религиозной мысли в ее богатом разнообразии образов и…

Абхава.

Принцип не-существования; без качеств.

Абхеда.

Тождество; не-раздельный; не-отдельность.

Абхидья.

Не-алчность; не-мстительный; не-тщеславный.

Аварана.

Внешняя оболочка ума.

Аватара или аватар.

Божественное воплощение; воплощение божества в человеческом образе.

Авидья.

Неведение.

Авьякта.

Недифференцированное положение, или состояние пракрита, или природы, до проявления.

Адарша.

Ментальное зеркало; психическое видение.

Адвайта.

Не-дуалистический; монистический; наименование монистической секты веданты.

Аджна.

Шестой лотос, по учению йоги Патанджали, расположенный в центре мозгового вещества, как раз за бровями; также употребляется в смысле "божественного познавания".

Аджната.

Обладающий божественной мудростью, или сверхчеловеческим психическим познаванием.

Адити.

Бесконечность.

Адитьи.

Двенадцать планетных духов.

Адитья.

Солнце.

Адхарма.

Неправедный; недобродетельный.

Адхидайвика.

Сверхъестественный; свыше обычного опыта.

Адхикари.

Достойный ученик Истины.

Адхьяша.

Отражение внешнего объекта; хамелеоновская способность изменять внешность, отсюда иллюзорный вид предметов.

Акаша.

Всемирный эфир, проникающий все пространство.

Акханда-Сат-Чит-Ананда.

"Нераздельное Существование Познание – Абсолютное Блаженство", понятие о котором получается в самадхи.

Акханда.

Целый; неразделенный.

Аламбана.

Созерцание внешних предметов.

Амритатва.

Бессмертие.

Ананда.

Абсолютное блаженство.

Анахата.

Четвертый лотос по йоге Патанджали, расположенный в сушумне, на одной линии с сердцем.

Антахкарана.

Внутренний орган разума, включающего способности рассуждать, решать и одаренного самосознанием.

Анубхава.

Осуществление.

Анумана.

Вывод; заключение.

Апана.

Нервные токи, управляющие выделительными органами; одно из пяти проявлений праны.

Апаравидья.

Познание внешнего, как противоположность внутреннего знания; поверхностное знание.

Апарапратьякша.

Психические ощущения вне области чувственности.

Апас.

Элемент воды.

Апта.

Достигнувший просветления.

Апура.

Достоинство.

Арджава.

Прямой образ действия; прямолинейность.

Арупа.

Бесформенный.

Асампраджнята.

Крайнее и высшее состояние сверхсознания.

Асана.

Поза, положение; положение человеческого тела во время медитации; третий шаг по системе йоги Патанджали.

Асат.

Небытие; несуществование.

Асти.

Существовать; быть.

Атикранта-чавания.

Размышление (медитация), приводящее к состоянию самадхи, или трансцендентальному сознанию, или экстазу.

Атман.

Дух; истинное "Я".

Аум (Ом).

Символическое "священное слово", означающее – абсолютная Идея.

Ахам.

Эго; "Я".

Ахамкара.

Эгоизм; самосознание; саттва, или принцип самосознания.

Ахара.

Принятие пищи духовной и телесной.

Ачарья.

Гуру; духовный учитель и т.п. высшего класса, или положения.

Ашвада.

Психическая склонность; или свойство склонности.

Брамин.

Член высшей касты Индии; "дважды-рожденный" по индийской терминологии.

Брахма.

Олицетворенная концепция Брахмана; идея о божестве как о Творце; Бог-Творец ортодоксальной индийской Троицы.

Брахмавидья.

Познание Абсолюта; верховная мудрость; высшее знание.

Брахман.

Абсолют; То; Единое Существование; Первичное Бытие; Бог в высшем смысле слова.

Будда.

Великий основатель буддийской философии; по мнению некоторых – он воплощение Брахмана; Гаутама Будда, живший за 600 лет до Р.X.

Буддхи.

Определительная способность разума; определительное начало, возникшее из пракрита, путем вовлечения пуруши.

Бхавана.

Медитация; глубокомысленная мечта. Бхагавадгита. Священная книга Индии, или упанишада.

Бхагаван.

Высший титул для обозначения всемогущего; всеведущего; всесодержащего; обыкновенно применяется только к высшим учителям.

Бхакта.

Горячо любящий Бога; бхакти-йог.

Бхакти-йог.

Последователь бхакти-йоги.

Бхакти-йога.

Йога, или учение о любви к Богу.

Бхакти.

Горячая любовь к Богу.

Бхеда.

Отдельность; отсутствие единства.

Бхикшу.

Буддийский нищенствующий монах.

Бхога.

Чувственность; чувственное удовольствие.

Бхуты.

Грубые элементы природы.

Вайрагья.

Уничтожение в себе привязанности к предметам и чувственным наслаждениям.

Вайшеша.

Атомная индивидуальность.

Вайшешика.

Школа, или система индийской философии, основанная Канадой, характерным отличием которой является "атомистическая теория". (См. чтение о трех второстепенных системах).

Вайшнавы.

Последователи и поклонники Вишну, или Кришны; одна из главных религиозных сект Индии. (См. чтение о религиях Индии).

Вайю.

Начало воздуха.

Варуна.

Бог в древнеиндийской мифологии.

Васудева.

Проявление бесконечного Бытия.

Ведана.

Высшее восприятие чувств, развиваемое йогами.

Веданта.

Великая система индийской философии, отличающаяся высоким идеализмом. (См. чтение о системе веданта).

Веды.

Священные книги Индии.

Вивека.

Различение между истинным и подложным.

Вивекананда.

"Блаженство в распознавании"; имя, принятое знаменитым индийским учителем-адвайтистом, посетившим Америку в 1893 г.

Вида.

Знание, приобретенное аргументацией или рассуждением.

Видья.

Мудрость; знание; наука.

Вимокша.

Безусловное освобождение от желаний; эмансипация.

Вирья.

Сила; жизненность; энергия; мужественность.

Вишиштадвайта.

Ветвь веданты, которая придерживается идеи о "смягченном дуализме" и учит о том, что индивидуальная душа есть часть Бога". (См. чтение о системе веданта).

Вишиштадвайтист.

Последователь вишиштадвайты.

Вишну.

Основное начало индийской Троицы; предохранительное начало божества, аватаром которого был Кришна; понятия о Вишну и Кришне часто тожественны. (См. чтения о религиях Индии).

Вишуддха.

Пятый лотос по йоге Патанджали, расположенный в сушумне, позади горла.

Вритти.

Водоворот, вихрь, или колебание волн в читте, ментальном веществе; ментальная деятельность или действие мысли.

Вьюттхана.

Пробуждение после медитации, или сосредоточения.

Вьяна.

Нервные токи в физическом тел.

Вьяса сутры.

Афоризмы Вьясы.

Вьяса.

Древний индийский учитель, предполагаемый автор Махабхараты и афоризмов уттара мимансы, или веданты.

Гаутама.

Основатель буддизма; Будда.

Готама.

Основатель философии ньяя.

Грохана.

Чувствование.

Гуны.

Три качества или пракрита, или Природы (смотри чтение о системе санкхья).

Гуру.

Духовный учитель, пользующейся большим уважением.

Дама.

Управление органами чувств и всего тела.

Двайта.

Дуалистическая школа философии, противоположная адвайте.

Дванды.

"Парные противоположности", или двойственные аспекты природы, такие как тепло и холод, радость и горе, высокий и низкий, острый и тупой и т.д.; полярность объектов природы.

Двеша.

Ненависть; нерасположение; отвращение; омерзение.

Джамини.

Основатель философии пурва миманса.

Джива-атман.

Атман, проявленный в дживах.

Джива.

Индивидуальная жизнь, или индивидуальная душа.

Джняна (Жнани).

Мудрость; джняна-йога – йога мудрости.

Драва.

Первичная субстанция по философии Канады.

Дхарана.

Сосредоточение. Фиксирование мысли. Шестой шаг йоги.

Дхарма.

Обязанность; добродетель; путь праведных дел.

Дхьяна.

Размышление о божественном; седьмой шаг йоги.

Дхьянамарга.

Путь познания посредством размышления.

Дэвакан.

Небесный мир.

Дэвалока.

Высшие области, или плоскости.

Дэвы.

Ангельские существа, бывшие первоначально человеческими существами, но духовно возвысившиеся до полубожественного состояния; "сияющие" по индийской народной терминологии.

Дэха.

Грубое вещество.

Ида.

Нервное течение по левой стороне; левая ноздря.

Индра.

"Царь богов" в древней индийской мифологии.

Индрии.

Внутренние органы ума.

Ишвара.

Личный Бог; Логос; Демиург; Всемирный пуруша; иногда употребляется для обозначения высшего олицетворения Абсолюта, доступного человеческому разуму, так как Абсолют сам по себе не постигается мыслью.

Ишта-ништа.

Служение своему высшему идеалу.

Йог (йогин).

Последователь йоги; практикант методов по системе йоги, или, в более общем смысле, "тот", кто ищет единения, осуществления и достижения, путем мудрости, любви к Богу, праведных поступков и дисциплины".

Йога.

Йога значит "союз", "присоединение", "единение" и т.п., а также – "дисциплина ума и движение вперед" как результат единения; название системы йоги, установленной Патанджали. (См. чтение о системе йоги).

Кайвалья.

Разобщение с материальным миром. Единение с Абсолютом.

Кала.

Время.

Кальпа.

Цикл времени.

Кама.

Желание; страсть; чувственное стремление.

Канада.

Основатель философии вайшешика.

Капила.

Основатель философской системы санкхья, великий учитель эволюции в Индии.

Карма-йог.

Последователь.

Карма-йога.

Йога труда, действия, или хорошо выполненных обязанностей без надежды на награду.

Карма.

Действие; также и результат действия; закон духовных причин и следствий, лежащий в основании индийской философии и религии.

Кришна.

Воплощение Вишну; аватар божества; великий учитель, живший за 1400 лет до Р.X., общее учение которого изложено в Бхагавадгите; этот термин употребляется вайшнавами, или поклонниками Кришны, в качестве имени Абсолюта или Того, а также и в смысле олицетворения божества.

Кумбхака.

Удерживание дыхания во время практики пранаямы.

Кундалини.

Тонкая нервная энергия, или концентрированная психическая сила, помещающаяся в лотосе у основания спинного хребта, которая, коль скоро поднимается вверх, развивает психические и духовные силы йога.

Кханд.

Дифференцированный; разделенный; отделенный; или акт, который отделяет, разделяет, или дифференцирует.

Лингашарира.

Тонкое тело. Эфирное тело.

Майя.

Иллюзия; нереальное явление природы; феноменальный плащ, или покров Абсолюта, нереальный, но существующий только как внешность; фантасмагория.

Манас.

Способность разума обдумывать и рассуждать.

Манипура.

Третий лотос по йоге Патанджали, находящейся как раз напротив середины сушумны, вдоль спинного хребта.

Мантра.

Утверждение; молитва; святое слово; мысль в стихах; идее и т.п., выраженная словами, или мыслимая словами во время молитвы, размышления или сосредоточения.

Маха.

Великий.

Махакаша.

Великое пространство.

Махапуруша.

Великая душа; термин, обыкновенно применяемый к воплощению, или аватару, иногда же к великому мудрецу, или учителю.

Махат.

Всемирное сознание; буквальное значение термина "Великое".

Махататтва.

Великое начало сознания, по учению философии санкхья, впервые развившееся из пракрити.

Миманса.

Название двух школ индийской философии, а именно: пурва мимансы и уттара мимансы, известной под названием веданта.

Мокша.

Состояние освобождения; эмансипация; свобода; божественное поглощение и т.п.; часто употребляется и в смысле нирваны.

Мукти.

Эмансипация, или освобождение от сансары, или повторных рождений.

Муладхара.

Основание первого лотоса по йоге Патанджали, находящегося внизу спинного хребта; конец спинной хорды, в которой накопляется кундалини.

Нада-Брахма.

Священное слово Аум (или Ом), первый звук, изданный только что сотворенной вселенной.

Нама-рупа.

Имя и форма.

Quot;Нети-нети".

"Не то, не то"; термин, употребляемый учителями для определения Того, рассматриваемого как "Не-это" по отношению ко всему окружающему, то есть как некоторая Вещь, которая есть Не-Вещь.

Нираламбана.

"Без поддержки"; высшее состояние медитации при практике йоги.

Нирбиджа.

"Без семени"; высшая достижимая форма самадхи, или сверхсознания йога; состояние, когда уничтожается семя кармы и душа освобождается от сансары.

Нирвана.

Состояние эмансипации, освобождения от сансары, или повторных рождений; состояние поглощения божеством; термин, употребляемый буддистами, а иногда и индусами.

Нирвикальпа.

Без изменений во времени; неизменная продолжительность; "малая вечность".

Нирвичара.

Без разборчивости, или без предпочтения.

Ниргуна.

"Без гун", т.е. без качеств и атрибутов.

Нитья.

Вечный; без конца; постоянный; неразрушимый.

Нишкамакарма.

Действия, совершаемые бескорыстно по долгу совести и без желания или надежды на награду, согласно с учением карма-йоги.

Ништха.

Единая привязанность; единственная привлекательность.

Нияма.

Религиозная обязанность, заключающаяся в соблюдении внутренней и внешней чистоты, в праведных мыслях и поступках, в удовлетворенности малым, в избежании роскоши, тщеславия и чувственности; исполнение религиозных обязанностей и т.д. Второй шаг йоги по Патанджали.

Нияти.

Судьба; необходимость; детерминизм.

Ньяя.

Философская система Готамы (смотри чтение о трех второстепенных системах).

Оджас.

Тонкая энергия в системе организма, сохраняемая воздержанием и чистотой жизни.

Ом или Омкара.

См. Аум.

Quot;Ом Тат Сат".

Священное индийское выражение, относящееся к Тому, обозначающее "Ты еси верховное и абсолютное бытие, премудрость и блаженство", причем "Тат" значит "То", "Сат" – Бытие, а "Ом" только иной термин, для обозначения "Того" со всеми его абсолютными аспектами.

Падартха.

Категория или первичная классификация.

Пара.

Верховный; величайший; всевышний (превосходная степень, употребляемая как приставка).

Парабрахма.

Брахман в его абсолютном аспекте, независимо от проявлений или эманации; Брахман – Сам в себе.

Парабхакти.

Высшая любовь к Богу.

Паравидья.

Всевышняя мудрость, или познание.

Параматман.

Всевышний Дух.

Парамахамса.

Верховная душа, или бытие.

Паранирвана.

Всевышняя нирвана, часто определяемая как абсолютное самозабвение, или Ничто, но внутренние учения признают ее скорее абсолютным погружением в То и бесконечным Сознанием.

Парвати.

Супруга Шивы в древней мифологии.

Патанджали.

Основатель системы йоги в индийской философии, живший за 200 лет до Р.Хр.

Питала.

Нервный поток правой стороны; правая ноздря.

Питри.

Праотцы, или предки, высокочтимые индусами и всеми вообще восточными народами; сложилось убеждение, что они тщательно наблюдают за своими потомками.

Праджна.

Божественная премудрость, ведущая к познанию Единого.

Праджнаджйоти.

Просветленный; обретший божественную премудрость.

Прадхана.

Природа, или первобытный элемент.

Пракрита.

Природа, или первоначальная субстанция природы; одна из двух фундаментальных основ идеи о вселенной по учению философской системы санкхья Капилы; источник материальной и ментальной фаз вселенной, в отличие от духовной основы вселенной, или пуруши.

Прана.

Всемирное начало энергии; также употребляется для обозначения жизненной силы человека, являющейся проявлением всемирной праны.

Пранаяма.

Наука овладения правой, главным образом, посредством дыхания; четвертый шаг по систем йоги Патанджали.

Прасанкхьяна.

Созерцание отвлеченного.

Пратибха.

Озарение божественной премудростью.

Пративишайя.

Органы чувств.

Пратика.

Символ или образ Брахмана, бесконечного Бытия.

Пратима.

Употребление изображений богов в качестве символов верховного Бытия; богослужение перед этими символами совершается в качестве поклонения верховному бытию и не составляет идолопоклонства, которое подразумевают под этим термином.

Пратьякша.

Непосредственное восприятие путем просветленного сознания и помимо всех органов чувств.

Пратьятатман.

Состояние внутреннего просветления, или духовного познания.

Пратьяхара.

Контроль над чувствами; часть относящаяся к дисциплине и практике йоги; пятый шаг по системе йоги Патанджали, имеющий целью сделать ум интроспективным, т.е.

обратить его внутрь себя и освободить от влияния всяких впечатлений извне.

Притхиви.

Твердое вещество; земля; сгущенная масса.

Пурака.

Вдыхание.

Пурва миманса.

"Первое исследование"; одна из трех второстепенных систем индийской философии.

Пуруша.

Духовное начало; Дух (смотри чтение о системе санкхья).

Рага.

Зависимость чувств.

Раджа-йога.

"Царская йога", "Высшая йога"; йога, выдвигаемая школой Патанджали и некоторыми другими, которая имеет в виду развитие психических и духовных способностей и контроль ума (см. чтение о системе йоги).

Раджа.

Царский; главный; высший; превосходный.

Раджас.

Деятельность; энергия; оживленность; одна из трех гун (смотри чтение о системе санкхья).

Рама.

Знаменитый индийский древний мудрец и учитель, принимаемый за воплощение или аватар Кришны.

Речака.

Выдыхание.

Ригведа.

Древнейшая часть Вед, преимущественно состоящая из гимнов.

Риши.

Великий мудрец или учитель, достигший стадии сверхчеловека и обладавший даром сверхчувственного восприятия.

Рудра.

Первоначальное название Шивы в древней мифологии.

Сагуна.

Обладающий качествами.

Сама.

Род ментальной силы, направляющей ум внутрь себя и препятствующей ему заниматься внешностью.

Самавайя.

Начало сцепления.

Саманья.

Начало общности, или род.

Самапатти.

Термин собственно означает "ларчик с драгоценностями"; употребляется йогами в переносном смысле для определения степени медитации.

Самахди.

Трансцендентальное созерцание или экстаз; космическое сознание; сверхнормальное состояние, вызываемое размышлением, сосредоточенностью и т.п.; восьмой шаг по системе йоги Патанджали.

Сампраджнята.

Предварительная ступень самахди, или сверхсознание, вытекающее из размышления по йоге.

Самьяма.

Термин, употребляемый для обозначения трех высших ступеней по йоге Патанджали, известных под названием дхарана, дхьяна и самадхи; или, иными словами, ступени контроля ума, размышления и трансцендентального созерцания взятых в совокупности; слово это обозначает также и обуздание, или контроль.

Сананда.

Третья ступень самьямы, или сверхсознание.

Санатана.

"Вечная религия" Индии.

Санкхья.

Великая система индийской философии, установленная Капилой за 700 лет до Р. Хр.; основные черты ее выражаются в идее о двойственном начале пуруша, или духа и пракрита, или природы, или всемирной творческой силы (смотри чтение о системе санкхья).

Санньяса.

Отречение; состояние "не от мира сего"; отречение от положения, имени, состояния, семьи и всего, связанного с миром чувственных наслаждений. Последователь санньясы; аскет; тот, кто отказался от всего и последовал за духом.

Сансара.

Мир феноменального существования; цепь повторных рождений; цикл существований; термин обыкновенно употребляется для обозначения разницы между проявляющейся феноменальной вселенной и Реальным Существованием, скрытым за ней.

Санскара.

Отпечаток в ментальном веществе, который влияет на установление обычаев.

Сат-чит-ананда.

Термин, употребляемый для обозначения Абсолюта, Брахмана, или Того, и состоящий из трех слов: "Абсолютное Существование, или Бытие – Абсолютная Премудрость, или знание – Абсолютное Блаженство, или Счастье".

Сат.

Абсолютное Существование; один из терминов применяемых к абсолютному Брахману или к Тому.

Саттва.

Одна из трех гун; гуна радости, добра и света (см. чтение о системе санкхья).

Сахасрара.

Последний лотос, расположенный в мозгу по системе йоги Патанджали; иногда его принимали за самый мозг; "тысячелепестковый лотос".

Свадхиштхана.

Второй лотос, по системе йоги Патанджали, расположенный за пупком.

Свами.

Духовный учитель.

Сиддх.

Сверхнормальное могущество сиддхов.

Сиддханта.

Позитивное знание.

Сиддхи.

Йоги, достигшие полубожественного могущества, посредством сверхсознательного знания.

Смрити.

Память; термин, применяемый, за исключением Вед, ко всем священным книгам, некогда передававшимся устно, по памяти.

Сома.

Нектар древних богов; индийское растение.

Сохам.

Термин, означающей "Я есмь Он", употребляемый бхакти-йогами во время экстазае подразумевающий их отношения к Брахману, или равносильный положению суфиев: "Я есмь Бог".

Стхулашарира.

Грубое физическое тело, названное так в отличие от лингашариры, – или тонкого тела, или эфирного двойника

Сушумна.

Канал, преходящий через центр спинного хребта, по которому подымается кундалини при упражнениях йогов. (См. чтение о системе йоги).

Сушупти.

Состояние глубокого сна без сновидений.

Таджас.

Элемент огня.

Тадьята.

Восторженное состояние, свойственное некоторым передовым бхакти-йогам; состояние, когда человек теряет сознание своей личности и чувствует, себя погруженным в божественное "сияние", благодаря своей любви к Богу. Тамас. Тьма; одна из гун; гуна лености, невежества и тупости. (См. чтение о системе санкхья).

Танматры.

Тонкие элементы природы, из которых возникли грубые элементы.

Тапас.

Аскетические упражнения для контроля над плотью путем поста, сурового образа жизни, самоистязания и т.п.

Quot;Тат Твам Аси".

Термин, означающий "Ты есть То" и употребляемый индийскими учителями по отношению к их ученикам для выражения идеи о родстве их с Брахманом, благодаря обитающему в них духу.

Таттвы.

Начала; категории; первичные подразделения; Истины.

Тришна.

Желание; жажда; страстное стремление; ненасытная алчность.

Туага.

Отречение от низшего во имя высшего.

Турья.

Высшее состояние сознания.

Удана.

Нервный поток, контролирующий органы речи.

Удгатха.

Возбуждение кундалини.

Упайяпратьяйя.

Напряженное мышление об отвлеченностях, или отвлеченных предметах.

Упанишады.

Позднейшие священные книги Индии.

Уттара миманса.

Название веданты, системы индийской философии, означающее "последующее исследование" или "исследование последующей части", причем слово "исследование" относится к Ведам.

Хатха-йог.

Последователь или практик хатха-йоги.

Хатха-йога.

Йога физического благосостояния, или физического контроля, ведущего к физическому совершенству и подготовлению достойного храма для духа; в искажении это понятие применяется для обозначения низменных и ненормальных упражнений, суровостей и самоистязаний факиров и ложных йогов в Индии.

Хум.

Мистическое слово, произносимое во время молитвы, как, например, в священном стихе: "Ом Мани Падме Хум".

Чайтанья.

Чистый разум; а также имя знаменитого индийского учителя, жившего в 1500 г. после Р.X.; предполагают, что он был воплощением или аватаром Кришны.

Чарвака.

Материалист; индийский термин для обозначения человека, отвергающего духовную философию.

Чидакаша.

Ментальное пространство, в котором возвышенная душа обретает познание о вселенной.

Читта.

Ментальное вещество, или тончайшие элементы, из которых ум развился и проявился.

Читтакаша.

Пространство, доступное для ума.

Шайва.

Культ поклонников Шивы.

Шакти.

Власть; авторитет.

Шакти.

Начало жизненной энергии, или космической энергии, или природы.

Шактии.

Поклонники шакти.

Шанкарачарья.

Великий индийский учитель, живший около 800 года после Р. Хр.; толкователь и комментатор веданты.

Шива.

Третий член индийской Троицы, олицетворяющий начало разрушения или изменения; идея поклонников Шивы о высшем Бытии (см. чтение о религиях Индии).

Шишья.

Ученик, неофит, или последователь гуру; чела.

Шлока.

Стих поэмы, или Священного Писания.

Шравана.

Необычайный сверхчувственный слух, развиваемый, будто бы, посредством практики йоги.

Шри.

"Благословенный" или "священный"; так называли великих мудрецов или учителей Индии их последователи.

Шуньявада.

Учение о том, что за феноменальным миром находится бесконечная пустота, или Ничто. Род философского нигилизма.

Экам.

Единый; отсюда эканистха, или служение одному идеалу; эканта-бхакти, т.е. единая любовь к Богу; экатмавада, т.е. монизм в философии; экайана, или единая поддержка вселенной, т.е. Бог.

Экарга.

Одно из состояний сосредоточения.

Яма.

Самообуздание; первый шаг по йоге системы Патанджали.

 

 

 

+++