Далее нам нужно оказаться на один шаг ранее того момента, когда произошел импринт. Иногда это бывает важно.
Я обнаружил, что при множестве фобий у людей имеется «кинопленка»
какого-то события, которая прокручивается снова и снова. У нее нет начала и конца. Поэтому вы говорите: «Отправляйтесь во время, предшествующее данному событию, когда вам ничто не угрожало, а затем найдите то время, когда все уже было позади и вам опять ничто не угрожало».
С обеих сторон — ив прошлом, и в относительном будущем — к этому событию примыкает безопасное пространство, и вам известно, что оно заканчивается и что у него даже имеется начало, когда вы могли осуществить какие-то изменения, способные его предотвратить. Я называю это созданием сэндвича безопасности.
Например, помните, как мы отыскивали момент, предшествующий импринту Карлы? Она перешагнула через него, и мы оказались там, где еще ничего не произошло. Таким образом мы установили место, которое предшествовало тому периоду времени, который ассоциировался с данным импринтом.
Данный «сэндвич безопасности», разумеется, не всегда позволит нам разрешить проблему, как это случилось у Карлы. Она выявила предшествующее время, но, пока она оставалась на линии, данное событие легко ее отыскивало, что вполне нормально.
Поскольку нас интересуют убеждения, сформированные событием, я хочу, чтобы человек оставался ассоциированным в импринте. Вот почему мы некоторое время продолжали стоять на линии. Я хочу, чтобы человек вербализовал убеждения или обобщения, которые были сформированы этим опытом.
Вот некоторые из убеждений Карлы:
Я не могу об этом говорить.
Я не могу этого знать.
Я не могу от этого скрыться.
Все они были теми убеждениями, о которых нам важно было знать, — не столько содержание того, что произошло, сколько какого рода убеждения были сформированы данным событием. На этот момент мы и не пытаемся что-либо исправить. Мы просто стараемся обнаружить убеждения.