Учебная литература (для учеников)
1. Абель П. Язык ассемблера для IBM PC и программирования. Пер. с англ. М., Высшая школа, 1992.
2. Джордейн Р. Справочник программиста персональных компьютеров типа IBM PC, XT и AT. Пер. с англ. М., Финансы и статистика, 1992.
3. Скэнлон Л. Персональные ЭВМ IBM PC и XT. Программирование на языке ассемблера. Пер. с англ. М., Радио и связь, 1991.
Консультативная и методическая литература (для учителя)
4. Аммерал Л. Машинная графика на персональных компьютерах. Пер. с англ. М., “Сол Систем”, 1992.
5. Аммерал Л. Принципы программирования в машинной графике: Пер. с англ. М., “Сол Систем”, 1992.
6. Использование Turbo Assembler при разработке программ. – К.: “Диалектика”, 1994.
7. Мика Б. и др. Практическое руководство по программированию: Пер. с англ. М., Радио и связь, 1986.
8. Фролов А.В., Фролов Г.В. MS-DOS для программиста. Серия “Библиотека системного программиста”. Том 18-19, части 1-2. М., ДИАЛОГ-МИФИ, 1995.
9. Фролов А.В., Фролов Г.В. Аппаратное обеспечение IBM PC. Серия “Библиотека системного программиста”. Тома 1-2, книги 1-2-3. М., ДИАЛОГ-МИФИ, 1992.
10. Штернберг Л.Ф. Разработка и отладка программ. М., Радио и связь, 1984.
Приложение 1. Информатика — Q&A
(некоторые мнения)
Q: Что такое информатика и что под этим обычно понимают в школе?
A: Информатика в научном смысле — наука о наиболее общих законах, связанных с информацией, фактически, раздел математики. В школе под ней понимают обычно три вещи: (1) Информационные технологии, или пользовательский курс — умение работать с готовыми программами: сверстать и распечатать объявление, открытку, реферат, сборник песен, книгу, составить базу данных аудиозаписей, своих оценок, вести электронную переписку, настроить соединение в Интернете и т.д. и т.п. Это становится необходимым, как пользование телефоном или метро. (2) Некие общетеоретические сведения из компьютерно-ориентированных разделов математики, такие как системы счисления и логика. (3) Основы программирования на каком-либо распространенном языке, Си, Паскале или Бейсике.
Q: Есть ли какая-либо единая программа по информатике?
A: В отличие от уже сложившихся дисциплин (математика, физика, русский язык и т.д.), в школьной информатике сегодня существуют несколько подходов к образованию. Для многих тем и целых разделов существует множество способов их изучать. Вряд ли сейчас можно сказать, какой из них истинно наилучший. Существует Московский региональный стандарт (перечень тем, знаний и умений), который обязателен для каждого курса и ученика, его изучающего, он опубликован и доступен для каждого желающего с ним ознакомиться. Он определяет перечень обязательных разделов курса, но при этом допускает значительную гибкость в определении уровня их изучения.
Q: Нужен ли систематический курс информатики в школе?
A: Ответ исходит из необходимости и возможности. В современном мире обходиться без компьютерных умений так же сложно, как 100 лет назад без умения читать или 50 лет назад без телевизора (то есть пока можно, но очень неудобно, и чем дальше — тем больше). От проклятых компьютеров в прямом смысле слова некуда деваться. С другой стороны, в школе наиболее удобно изучать это дело, так как информатика — чрезвычайно творческий предмет. "Не-творчески" изучать его довольно противно. А творческая активность человека с возрастом, как известно, падает. Такие дела.
Q: Что в первую очередь должно быть заложено в курсе информатики?
A: Самое существенное — самостоятельность и творчество, поиск своих решений, активная позиция, саморазвитие, следование не стереотипам, а своему воображению, своей цели. Бездумное копирование чужих действий, знаний и приемов в информатике бессмысленно и попросту невозможно. Ситуации всегда разные. Поэтому самое главное — это
Знать, где найти информацию ("Знание — когда знаешь, где искать")
Знать, зачем может пригодиться то, что учишь
Знать, как применить то, что умеешь
Знать, что реально сделать, а что нереально
Знать, как сделать что-то лучше (или быстрее, или и то, и другое)
Знать, как можно развить ту тему, которая тебе интересна
Уметь самостоятельно изучить нужную программу
Уметь выбрать для себя лучшую программу из многих
Уметь экономить свои время и силы, зная возможности программы
Уметь сделать самостоятельно то, без чего нельзя, но чего в программе нет
Уметь пользоваться результатами чужого труда
Уметь делать свой труд доступным для других
Уметь довести свой проект до конца, а не бросать, не доведя до «точки с запятой»
Уметь при необходимости сопровождать и развивать проект
По компоновке курса:
Общий пользовательский курс — знать и уметь то, что превращает компьютер в универсальный оргтехнический прибор (печатная машинка/печатный станок/рисовалка/чертежная доска/почтовое отделение/записная книжка и т.д.)
Специальный пользовательский курс — то, что помогает в работе по конкретному профилю (написание сценария/раскадровка/монтаж фильма/создание мультфильма/титры/.../обработка интервью/верстка печатного издания/.../математическое моделирование систем/численный анализ и т.д.)
Специальный курс программирования — то, что позволяет выполнить задачу общего или специального пользовательского курса, но значительно быстрее, чем вручную (в 10 — 100000... раз), с помощью сценариев для компьютера (программ), часто очень и очень простых. Некоторые примеры: типовая обработка длинных текстов (50-1000 стр), упрощение анимации, 2-3 рисунка вместо 200-300 (Macromedia Flash), автоматизация нудных рисовательных (Corel Script) и чертежных (AutoLisp) задач, математических расчетов (MathLab) и т.д. Цель курса — переложить наиболее нудную часть работы на компьютер и поднять КПД (коэффициент полезного действия) человека с 1% до 90%.
Общий курс программирования — то, без чего нельзя понять специальный курс программирования.
Общетеоретическая база — набор сведений, без которых нельзя понять многие другие разделы курса.
Q: Говорят, что информатика — это математика. Так ли это?
A: Для кого как. Есть разделы, которые понять надо и которые есть математика. Есть разделы, где она практически не нужна. Однако без общей логики, без понимания принципов (которые во многом — математика) в компьютерном деле работать можно, но сложновато. Логика (не математическая, а «строение мозгов») позволяет не заучивать наизусть правила работы, а разбираться самостоятельно. Иначе человек становится рабом компьютера, хотя изначально было задумано наоборот.
Q: Говорят, что информатика — это программирование. Так ли это?
A: Не обязательно, хотя программирование повышает возможности человека в 10-10000... раз и во столько же раз сокращает время выполнения работы. Поэтому часто говорят (и так часто бывает), что трудолюбивый будет 1000 раз нажимать на кнопочку, а ленивый придумает, как это сделать с помощью программирования, и потом пойдет пить чай.
Q: Говорят, что информатика — это Интернет. Так ли это?
A: Нет, хотя чем дальше, тем больше между этими словами ставят знак равенства. Это все равно что говорить, что кино — это телевидение. В любом случае технологии интернет — часть информатики, может быть, наиболее модная, но далеко не самая полезная. И всего лишь часть.
Q: Говорят, что информатика — это обязательно компьютер. Так ли это?
A: В практическом смысле (см. выше о пользовательских курсах) — да. В научном смысле — нет, т.к. принципы, по котором в информатике все строится, доступны для изучения и разработки на бумаге, без компьютера. Однако в этом случае мы получаем только математическую сторону, в основном без явного практического применения. В общем, в реальности процесс должен выглядеть так: вначале планы и наброски в голове и на бумаге (обязательно без компьютера, т.к. на этой стадии он мешает), потом, когда все более-менее ясно, выполнение задачи на машине. Кто делает наоборот — теряет много времени, приблизительно 2-3 раза переделывает всю работу заново и получает меньшее конечное качество.
Q: Я не понимаю, зачем проходить те или иные темы в курсе информатики.
A: В этом случае лучше исходить из того, что в школьный курс вряд ли будут пихать то, что ну совсем не нужно. В информатике и так времени на обучение не хватает. Можно спросить об этом учителя (по конкретной теме), разумеется не в форме "на фига это мне надо?", а в более приличной, и, скорее всего, непосредственная причина обнаружится. Что точно нельзя — это копить такие вопросы, т.к. из-за этого нарастает нудность и бесполезность обучения.
Q: Я не знаю, зачем мне изучать компьютерные технологии.
A: Абсолютно все то, что "умеет" компьютер, можно сделать без него. Но в большинстве своем затратив в 10-10000... раз больше времени и сил и потеряв в 2-20... раза в качестве. Компьютер при правильном применении — это быстрый, внимательный и неутомимый придаток медленного, забывчивого и быстро утомляющегося человека (по сравнению с машинами люди именно такие). У человека есть только одна черта, которую нельзя скопировать в машину — это творчество, и это в идеале это единственное, что требуется от человека. На самом деле приходится еще и знать, как эти творческие замыслы реализовывать. Это и есть то, что называют технологиями.
Q: Я уже умею пользоваться компьютером, мне скучно изучать то, что уже знаю.
A: Вы в этом уверены?
Скорее всего, есть потенциально интересные вам области, про которые вы даже не подозреваете, поэтому о них не возникает даже вопросов. Подумайте, как обратить зло во благо и использовать то, что вы изучаете, для своей пользы. Если вы творческий человек, то вы найдете выход. Если нет — постарайтесь постепенно становиться им, так жить интереснее. Информатика при правильном подходе этому весьма способствует.
Q: Я не знаю, зачем мне изучать программирование.
A: Чтобы не тратить время и силы на однообразную работу, выполняя унизительную роль компьютерного придатка, предназначенного для нажимания кнопочек и двигания мышкой. Все операции на машине можно автоматизировать, т.е. написать программу, запустить и пойти пить чай. Некоторые вещи и вправду требуют большого программистского труда, но никто не будет от вас требовать программу в 5000 строк в школьном курсе. Если вам интересно, то вы напишете и 50000, но по собственной инициативе.
Q: Как быть тем, кто не очень хочет изучать информатику?
A: Надо попытаться понять, почему не хочется. Может быть, вы просто не знаете, зачем вам все это. Попробуйте подумать, что вам больше всего нравится и как вы можете для этого применить компьютер. Например, в совершенстве изучить текстовые и графические редакторы можно, просто задавшись целью сделать собственные обложки для CD-дисков или кассет в вашей коллекции. И т.д.
Q: Я слишком ленив, чтобы изучать что-то про компьютеры.
A: Помните, что информатика придумана для ленивых!
Не ленивый и сам сделает все, что надо, без всякого компьютера.
Например, перепечатает в 5 экземплярах на пишущей машинке (или перепишет от руки каллиграфическим почерком) 5 сборников любимых песен в 100 страниц каждый, абсолютно внимательно проверит все на ошибки, и собственноручно проиллюстрирует их оригинальными рисунками! Не понимаю, зачем вообще такому человеку компьютер.
Q: Ваше мнение о компьютерных играх?
A: Если честно, то я считаю, что это замечательный способ заставлять людей платить деньги тем, кто эти игры продает. Сейчас уже совершенно точно известно, что компьютерные игры вызывают психическую зависимость. Конечно, некоторую разрядку и видимость отдыха они иногда дают. Но, как говорится, при правильном применении. Вы вряд ли едите еду совсем без соли, но и не кладете в тарелку пару ее килограммов. Поэтому вопрос не в принципе, а в количестве и качестве. Есть полезные игрушки, типа The Incredible Machine, логические игры, но и с ними, если заиграться, можно потерять реальность. Единственно что нужно точно знать — что, если вы много играете, из этого НЕ следует, что вы умеете обращаться с компьютером. Скорее всего вы умеете его включать и запускать игру, и далее все только в ее рамках. "Тренировка владения клавиатурой и мышью" — тоже чушь, т.к. эти умения, требующиеся в игре и в остальной деятельности, сильно отличаются. (Точнее, создатели игр не утруждают себя тренировкой ваших умений — им этого не надо, им надо, чтобы вы покупали и платили.)
Q: Вы нудный и неинтересный человек, мы хотим играть, а вы собираетесь нам это запрещать.
A: Задача учителя — обратить ваше внимание не только на игры, а на массу других вещей, которые могут оказаться, и в большинстве случаев оказываются, интересными и полезными. Играть вы и сами научитесь. Если же идет только игра — дело совершенно точно стоит. Время идет, мозги киснут, см. ответ на 3-й вопрос.