Часть 1. «Тупой Художник»
№ | Тема / ученик должен знать / ученик должен уметь (тривиально) | Ученик должен уметь (нетривиально) |
Задача и ее решение. Стадии решения задачи. Алгоритм как решение задачи. Способы записи алгоритмов. Эквивалентность способов записи. Исполнитель алгоритма. Множество допустимых команд исполнителя, детализация алгоритма. | Осознавать, выделять и не смешивать основные стадии решения задачи. Понимать необходимость формальной записи. Понимать вторичность процесса кодирования. Уметь «сживаться» с исполнителем и его возможностями. Понимать различие свойств исполнителя и человека. Уметь анализировать и исправлять ошибки. | |
Компьютер как исполнитель. Понятие о языке программирования. Подобие языков программирования. Минимальное общее подмножество процедурных языков (объект изучения). Понятие о языках высокого и низкого уровней. | ||
Практический пример решения задачи. Исполнитель «Тупой художник». Запись алгоритма в нескольких видах (псевдокод, блок-схема). Ошибки в алгоритме и способе его записи. Перевод алгоритма в программу (кодирование). Демонстрация подобия языков программирования. Ошибки кодирования. | ||
Основные возможности графической библиотеки Borland («команды «тупого художника»). Система координат экрана. Решение задач на составление алгоритмов и их запись в различных формах. | ||
Работа в среде Borland. Элементарные операции в редакторе. Набор и отладка первой программы. Воспроизведение алгоритмических ошибок и ошибок кодирования. | Получить положительные эмоции от опыта с первой программой. Любить правильно оформлять программу (основы стиля). Понимать, что плохо написанная программа плохо понимается. Уметь отделять смысловые ошибки от синтаксических. | |
Проект «Простой рисунок» (первый опыт программирования) | ||
Проект «Пейзаж» (линейные алгоритмы и их программирование). | Использовать отладчик для понимания процесса выполнения. (Использование темы «пейзаж» для всех детей совсем не обязательно, лучше если они сами индивидуально выберут себе тему) | |
Проект «Пейзаж» (линейные алгоритмы и их программирование). | ||
Смысловое разделение частей алгоритма. Концепция процедурного программирования. Процедуры без параметров. Оформление процедур. Вызов процедуры. Пошаговая отладка в программе с процедурами. Именование процедур. Понятие стиля программирования. | Понимать, что процедуры облегчают программирование и понимание программы. Правильно разделять работу между процедурами. Радоваться созданию новой процедуры. Называть процедуры по смыслу, понимать роль «говорящих» имен. Не любить длинных процедур. | |
Проект «Пейзаж» с процедурами. | ||
Проект «Пейзаж» с процедурами. | ||
Проект «Пейзаж» с процедурами. | ||
Переменные в программе (локальные). Числовой тип данных. Использование переменных для «настройки» процедуры без параметров. Переменные-параметры, процедуры с параметрами. Грамотное использование параметров процедуры. Отладка программы с переменными и параметрами. Понятие о библиотеке процедур. | Уметь «настраивать» процедуру с помощью параметров, не любить негибкие процедуры. Уметь искать «золотую середину» при составлении набора параметров. Правильно называть параметры, любить «говорящие» имена. Группировать процедуры в библиотеки по смыслу. Понимать, как библиотеки облегчают программирование и любить их использовать. | |
Проект «Пейзаж» с процедурами с параметрами. | ||
Проект «Пейзаж» с процедурами с параметрами. | ||
Проект «Пейзаж» с процедурами с параметрами. |