Роковая ошибка барона Данглара

 

Наверное, читатели помнят, как изобретательно жестоко отомстил граф Монте‑Кристо барону Данглару. Ошибка телеграфиста, по совместительству садовода‑любителя, подкупленного Монте‑Кристо (на 25 тысяч франков, полученных от графа, можно было обзавестись неплохим хозяйством), стоила Данглару всего состояния:

«Удар попал в цель: красный от возбуждения и весь в поту, старичок проделал один за другим все три сигнала, данные ему графом, несмотря на отчаянные призывы корреспондента справа, который, ничего не понимая в происходящем, начинал думать, что любитель персиков сошёл с ума.

Что касается корреспондента слева, то тот добросовестно повторил его сигналы, которые в конце концов были приняты министерством внутренних дел.

– Теперь вы богаты, – сказал Монте‑Кристо.

– Да, – сказал чиновник, – но какой ценой?

– Послушайте, друг мой, – сказал Монте‑Кристо, – я не хочу, чтобы вас мучила совесть: поверьте, клянусь вам, вы никому не сделали вреда и только содействовали Божьему промыслу».

Но позвольте!! Здесь явно что‑то не сходится! Действие этих глав знаменитого романа приходится на 1836–1837 годы. Между тем хорошо известно, что первый телеграф создал всего лишь за пять лет до этого русский учёный Павел Львович Шиллинг в Петербурге. Спустя год после Шиллинга его изобретение повторили немцы – Карл Гаусс и Вильгельм Вебер. Только в 1837 году Самюэль Морзе получил патент на своё устройство в США, и коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837 Уильямом Куком и Чарльзом Уитстоном [59] . Лишь в 1839 году русский изобретатель Борис Семёнович Якоби построил пишущий телеграфный аппарат, а позднее, в 1850 году, – буквопечатающий телеграфный аппарат.

ВОПРОС № 70

 

Не ошибся ли Александр Дюма? Не перенёс ли он уже известные ему на 1845 год (создания романа) изобретения на более ранний период?

Если внимательно читать роман «Граф Монте‑Кристо», можно найти даже описание телеграфа, но только вот какого?

«Право, сударыня, – сказал Монте‑Кристо, – я боюсь сознаться вам, куда я еду.

– Всё равно, скажите.

– Я, как настоящий ротозей, собираюсь поехать посмотреть на одну вещь, о которой я нередко мечтал целыми часами.

– Что же это такое?

– Телеграф.

– Телеграф? – повторила г‑жа де Вильфор.

– Да, телеграф. Мне иногда приходилось, в яркий день, видеть на краю дороги, на пригорке, эти вздымающиеся кверху чёрные суставчатые руки, похожие на лапы огромного жука, и, уверяю вас, я всегда глядел на них с волнением. Я думал о том, что эти странные знаки, так чётко рассекающие воздух и передающие за триста лье неведомую волю человека, сидящего за столом, другому человеку, сидящему в конце линии за другим столом, вырисовываются на серых тучах или голубом небе только силою желания этого всемогущего властелина; и я думал о духах, сильфах, гномах – словом, о тайных силах, – и смеялся. Но у меня никогда не являлось желания поближе рассмотреть этих огромных насекомых с белым брюшком и тощими чёрными лапами, потому что я боялся найти под их каменными крыльями маленькое человеческое существо, очень важное, очень педантичное, напичканное науками, каббалистикой или колдовством» (Александр Дюма‑отец, «Граф Монте‑Кристо»).

Разумеется, писатель ничего не напутал. Речь об оптическом телеграфе. Принцип был известен со времён ранней Византии. Благодаря системе башен с примитивным античным оборудованием в столице империи задолго до подхода врагов узнавали о грозящей опасности.

Самая длинная в мире линия оптического телеграфа в 1200 км. Благополучно действовала между Петербургом и Варшавой, сигнал распространялся по ней за 15 минут посредством семафорных устройств из подвижных реек – последовательно от башни к башне.

Между прочим, члены экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу на пути к Северному полюсу весной 1928 года, были спасены находчивостью механика экспедиции Умберто Нобиле. Он сделал зеркальце из шоколадной фольги и сумел послать зайчик пилоту поискового самолёта (Петрович, Цуриков, 1986. С. 92).

Уместно добавить также, что телеграфные аппараты Шиллинга, Гаусса‑Вебера, Кука‑Уитстона относятся к электромагнитным аппаратам стрелочного типа (стрелка на приёмнике показывала буквы алфавита, расположенные по окружности наподобие цифр в часах), в то время как аппарат Морзе являлся электромеханическим. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией тире и точек (так называемая азбука Морзе).