Есть ли у Вас творческие способности и сколь они велики?

 

Тест № 1

Проверьте себя. Этот тест встречается в ряде методик (Кинчер, 1997. С. 140–143; Ильин, 2009.С. 374), он прост по части обработки результатов и направлен на определение творческого потенциала личности.

Оцените в баллах (от 1 до 10), насколько типичными для Вас являются следующие характеристики Вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

✓ 10 баллов – Ваше соответствие тому, что сказано, очень велико;

✓ 9–6 баллов – соответствие значительное;

✓ 5 баллов – в данном смысле Вы где‑то на среднем уровне;

✓ 4–2 балла – по этой части Ваш уровень ниже среднего;

✓ 1 балл – это Вам вообще не свойственно.

Текст опросника: 1. Любознательны ли Вы? Сомневаетесь ли Вы в очевидном? Беспокоит ли Вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли Вы собирать сведения?

2. Наблюдательны ли Вы? Замечаете ли Вы изменения, происходящие вокруг Вас?

3. Воспринимаете ли Вы чужие точки зрения? Когда Вы с кем‑то не согласны, способны ли Вы понять того, с кем несогласны? Можете ли Вы взглянуть на старую проблему по‑новому?

4. Готовы ли Вы изменить точку зрения? Открыты ли Вы новым идеям? Если кто‑то делает дополнения к Вашей идее или вносит в неё изменения, готовы ли их принять? Ищете ли Вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5. Учитесь ли Вы на своих ошибках? Можете ли Вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли Вы, что пока Вы не сдались, не всё потеряно?

6. Пользуетесь ли Вы своим воображением? Говорите ли Вы себе: «А что будет, если…»?

7. Замечаете ли Вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли Вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8. Верите ли Вы в себя? Приступаете ли Вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли Вы себя способным находить решения проблем?

9. Стараетесь ли Вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли Вы, пока не наберётся достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли Вы находить в любом деле интерес? Станете ли Вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли Вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли Вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно Вы не подставляетесь?

 

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческого потенциала:

✓ 80–100 баллов – потенциал очень велик.

✓ 60–80 баллов – Вы творческая личность.

✓ 40–60 баллов – Вы не хуже большинства.

✓ 20–40 баллов – Вы не столь творческая личность, как большинство.

✓ 10–20 очков – Вам следует посещать занятия, развивающие творческие способности.

Тест № 2 Форма теста адаптирована нами для самостоятельных занятий, но суть остаётся прежней, как в первоисточнике (Ильин, 2009.С. 375).

Цель теста – оценка творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.

Возьмите ручку и положите перед собой чистый лист бумаги. Попросите любого – первого встречного, родственника или друга, а ещё лучше – ребёнка задать Вам три любых слова. Ваша задача – возможно скорее написать наибольшее количество осмысленных фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова.

Поставьте на Вашем мобильном телефоне сигнал оповещения так, чтобы он сработал через десять минут.

Например, даются слова: «дождь», «поле», «земля». Их можно было бы объединить в такие фразы: «Дождь в поле хорошо промочил землю», «После дождя земля стала мокрой, и я не пошёл гулять в поле», «Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень».

Каждую фразу надо писать с новой строки. Писать быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда прозвенит звонок, надо поставить отчётливую черту в том месте, в котором Вас застанет эта команда.

Обработка результатов осуществляется так. Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

✓ 5 – остроумная оригинальная комбинация;

✓ 4 – правильное, логичное сочетание слов;

✓ 3 – пожалуй, и так можно;

✓ 2 – два слова связаны, а третье нелогично;

✓ 1 – бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.

Опробовав тест на себе, предложите пройти его Вашим друзьям, знакомым, членам семьи.

Тест № 3 «Даже если Вы в настоящее время вполне удовлетворены каким‑то конкретным взглядом на вещь, имеет смысл время от времени заняться поисками другого взгляда на ту же вещь. Много общего с нешаблонным мышлением имеет юмор. Юмор возникает там и тогда, где и когда наиболее вероятностный взгляд на вещь вдруг осеняется другим, новым (и неожиданным) взглядом на эту же вещь. Однако в отличие от эвристического момента, при котором новый взгляд на вещи сразу же становится наиболее вероятным, здесь не происходит внезапной переоценки ценностей, так как наиболее вероятный взгляд на вещи не утрачивается. Мысль в данном случае колеблется между очевидным взглядом на вещь и неожиданным, но забавным взглядом. Подобное колебание – характерная черта юмористического нешаблонного мышления. Эффект этого колебания во многом зависит также от характера мотиваций, отсюда успех юмора на сексуальные темы. Юморист, ведя беседу или находясь на сцене, по мере того как увеличивается его контакт с аудиторией, становится всё более остроумным. Аудитория, в свою очередь, всё с большей лёгкостью выявляет альтернативные взгляды на вещи и с готовностью принимает их. Всякий, кто обладает достаточно развитым чувством юмора, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством» (Боно, 2005).

ВОПРОС № 95

 

«…Пускай я буду осуждён

Судьёй в ослиной коже,

Но старый, мудрый Соломон

Любил девчонок тоже!

Сперва мужской был создан пол.

Потом, окончив школу,

Творец вселенной перешёл

К прекраснейшему полу!» –

острил Роберт Бёрнс. Билкис, известная большинству как царица Савская, была столь красива и изощрённа в премудростях, что поговаривали, сам дьявол скрывается под женским обличием.

Даже знаменитый царь Соломон забеспокоился, когда выяснилось, что царица вот‑вот пожалует к нему во дворец.

Верным признаком Нечистого, по древним воззрениям семитских народов, являются козлиные копыта, а ведь ноги царица всегда скрывала под длинным – до самой земли – платьем.

Что же предпринял Соломон?

ВОПРОС № 96

 

При очередном погружении в глубины пещер спелеолог Иванов не вернулся. На помощь спасателям пришла его жена. В интервью корреспондентам она заявила… Что именно?

ВОПРОС № 97

 

В редакцию газеты в Брюсселе пришло письмо: «Я завела себе садик, и он доставляет мне много удовольствия. К сожалению, я никак не могу отличить полезные растения от сорняков. Помогите мне, пожалуйста!»

Что ответила остроумная редакция?

ВОПРОС № 98

 

Рассказывают, что однажды знаменитый клоун Карандаш отправился на почту получать деньги по переводу. Сварливая служащая отказалась выдать перевод, говоря, что паспорт изношен, фотокарточка забрызгана чернилами и она сомневается в личности получателя. Что сделал Карандаш, чтобы получить перевод? Опишите его действия достаточно точно.

В различных современных методиках, например «нейробике», преподносится за откровение тренировка, основанная на разработке смешных и остроумных выражений, словосочетаний, историй. Мы же, издавна упражняясь на этом поприще (см. Приложение № 1), всё же отошлём читателя к работам советского исследователя о влияния юмора на творческий потенциал – это Александр Наумович Лук (1928–1982). По профессии военврач, специалист по нервным и психическим заболеваниям, он получил дополнительную специальность в Военном институте иностранных языков в качестве переводчика, защитил кандидатскую «Остроумие. Логико‑эстетический и психофизический анализ. Перспективы моделирования» ещё в 1968‑м. В качестве сотрудника отдела науковедения ИНИОН АН СССР вёл рубрику «Психология научного творчества» в реферативном журнале «Науковедение за рубежом». Книги А.Н. Лука сейчас библиографическая редкость, среди них: «О чувстве юмора и остроумии!» (1968); «Эмоции и чувства» (1972)»; «Юмор, остроумие, творчество» (1977); «Психология творчества» (1978) и многие другие, как изданные, так и оставшиеся в рукописи после скоропостижной смерти замечательного нашего соотечественника. Как свидетельствуют последователи: «Огромное значение А.Н. Лук придавал изучению интуиции, воображению и фантазии. Особое внимание Лук уделяет личности творца, прогнозу творческих достижений и выявлению одарённости. Отсюда пристальный интерес к личностным характеристикам учёного». Функции юмора и смеха для архаических культур рассмотрены в трудах советских учёных, например, А.Я. Гуревича и М.М. Бахтина: «Перед исследователем гротеска, смеха и комического в истории культуры открывается поистине безграничное поле деятельности. В особенности в области изучения культур древности и средневековья. Чем архаичнее культура, чем менее дифференцированы отдельные её формы, пребывающие в той или иной мере в состоянии исконной органической слитности, тем более значимо смеховое начало в общем её механизме и тем разительнее его своеобразие при сравнении с тем, что мы ныне считаем комическим. Но именно это своеобразие и непохожесть на современный смех крайне затрудняют адекватное постижение природы архаического смеха и правильное раскрытие его функции в системе мировоззрения древних людей. <…> Смех, доносящийся из далекого прошлого, – не «банальный» смех, которым смеёмся мы, люди новейших культурных формаций, это скорее симптом состояния изумления, и в нём воедино слиты веселье и трепет перед высшими силами. Это своего рода «весёлый страх», одновременно и приближающий к божеству на фамильярно‑близкую дистанцию, и подчёркивающий радикальную границу, отделяющую сакральное от мирского» (Гуревич, 1979).

Архетип Трикстера, трюкача, лицедея, выразителя смеховой культуры, смещающего чувство значимости, то есть и сознание своего спутника – творца и культурного героя, подробно разобран в книгах одного из соавторов, к которым мы и отсылаем заинтересованного читателя. Среди древних богов, покровительствующих изворотливому, творческому мышлению – Гермес, Меркурий, Один… Кто не знает историй хитроумного Одиссея, бродячих сюжетов с неунывающим Ходжой Насреддином, шванки бродяги Уленшпигеля! (Гаврилов, 2006; Гаврилов, 2009).

ВОПРОС № 99

 

Помните, в лета не столь отдалённые был у нас один президент, который озаботился специальным законом о защите своей чести и своего достоинства от посягательств со стороны народа?

А это тоже абсолютно документальная история. В начале XIX века русскому императору принесли на подпись дело по доносу на дворянина Афанасия Булгакова, который малопристойно повел себя в публичном месте. Во время застолья – в кабаке – плюнул на портрет императора.

Каков же был по такому случаю указ государя‑императора, если учесть, что прежние цари понимали толк в указах?

ВОПРОС № 100

 

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью…» (Бытие, гл. 1, стихи 15–16).

Почему же Козьма Прутков на вопрос, что полезнее, солнце или месяц, вполне креативно отвечал – месяц.

Ну а сейчас же мы предлагаем опробовать нижеследующий тест на Ваших детях, родичах, друзьях – в тёплой или подогретой компании, на коллегах по работе. Вооружитесь карандашом и, быстро задавая вопросы из списка, старайтесь получить молниеносный ответ. Если человек затрудняется ответить быстро – он должен говорить: «Дальше!» Отмечайте, кто из опрашиваемых дал наиболее оригинальный или контрольный ответ (приводимый нами) первым, присваивая ему балл. Если опрос индивидуальный, то критерии таковы:

 

от 33 до 44 баллов – «Вы креативны, остроумны, у вас развитое нешаб‑лонное мышление»;

от 22 до 32 баллов – «Всё же Вы, скорее, остроумны, чем нет. Но немного скованы условностями»;

от 11 до 21 баллов – «Вы стесняетесь мыслить оригинально и ярко, но иногда у Вас получается это»;

от 0 до 10 баллов – «Вы мыслите шаблонами. Серьёзное лицо – это, как сказал Григорий Горин, – ещё не признак острого ума».

Вопросы были использованы нами в ходе КВН для разминки шести команд молодых специалистов от пяти разных филиалов компании «ЛУКОЙЛ‑Инжиниринг» на открытии проекта «Академия молодого инноватора» в летнем лагере на реке Ветлуга Нижегородской области 11 июня 2012 года.

Быть может, и ответы не единственно правильные (по форме) – самые остроумные найдут альтернативу. Слова, отмеченные звёздочкой, надо произносить слитно, путая слушателя.

• Когда чёрной кошке проще всего пробраться в дом? • Существует слово, которое оканчивается на три буквы «е» – это «длинношеее». Назовите слово русского языка, которое оканчивается на три «ё».

• Когда сеть может вытянуть воду из реки?

• Как далеко в лес может забежать заяц?

• Почему такие загадки опасны для здоровья?

• С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не услышать звона сковороды, привязанной к её хвосту?

• Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?

• По чему* одни люди ходят в сапогах, а другие – в ботинках?

• Каких камней нет в море?

• Где вода стоит столбом?

• Почему редкая птица долетит до середины Днепра?

• С грузом идут, а без него останавливаются.

• Между какими двумя одинаковыми буквами надо поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства?

• Какую скорость во время полёта развивает птица эму?

• Какое дерево не отбрасывает сплошной тени?

• Какой остров выдает себя за одежду?

• За чем* мы едим?

• Двое русских захотели убежать в Германию. Вот стоят они на российско‑германской границе и думают… О чём они думают?

• Чего нет у «зайца»?

• Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города?

• Какие часы показывают правильное время лишь 2 раза в сутки?

• Какое местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название острова?

• Его мы за редким исключением не можем видеть, но оно всегда перед нами?

• Как из трёх одинаковых палочек сделать четыре?

• У кого есть шапка без головы, нога без сапога?

• По чему*, когда хочешь спать, идёшь в кровать?

• Три телёнка, сколько будет ног?

• Какие две ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилось название реки?

• Сколько минут надо варить крутое яйцо?

• Почему цапля стоит на одной ноге?

• Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив её?

• Какая рыба называется именем человека?

• Два человека стоят на расстоянии 10 см и не могут дотронуться друг до друга. Как может быть такое?

• Стоят два барана. Один смотрит на юг, другой – на север. Видят ли они друг друга?

• У кого в мире самая большая шляпа?

• Что это: синий с усами, полон «зайцев»?

• О каком мужчине можно говорить одними нотами?

• Она пуще неволи.

• Три девочки шли в школу под одним зонтиком. Почему ни одна из них не промокла?

• Что не имеет ни рук, ни ног, ни головы, но имеет язык?

• Где на Земле самые длинные сутки?

• Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы?

• На каком коне нельзя ездить, хотя он ходит?

• Сколько яиц можно съесть натощак?