Кабалистика или каббала.

Происхождение. Кабалистика есть произве­дение трудов иудейских сект; ее предмет мистическое толкование Св. Писания и метафизические умозрения о божестве и мирах видимых и невидимых. Иудеи говорят, что сам Бог открыл это Моисею. Однако, хотя нет ничего невероятного в том, что Моисей оставил своим преемни­кам тайное учение, фантастические доктрины Кабалы об ангелах и демонах чисто халдейского происхождения; в Вавилоне иудеи привили к монотеизму теорию Двух На­чал. Даниил, верховный глава магов и иудейский пророк, может считаться главным основателем Кабалистики, рож­денной в Вавилоне и принятой, как запрещенный, чуже­земный плод.

Развитие. Древние иудеи действительно име­ли некоторое понятие об ангелах, однако, не приписывали им особенных обязанностей; тем не менее, они пристав­ляли к каждому патриарху особенно ему присвоенного духа. Александрийская школа много сделала прибавлений к чужеземному нововведению; Филон дополнил Даниила. В этой философской школе развили умозрительную сто­рону Кабалистики, основание которой доктрина эманатизма; философские системы Пифагора и Платона слились с восточною философией и возникли гностицизм и неоп­латонизм.

Время возникновения Кабалистики. Первое письменное обнародование Кабалистики можно прибли­зительно отнести к периоду времени, который охватыва­ет последнее столетие до Рождества Христова и первые полвека нашей эры. Большее образование еврейского народа, деспотизм буквы закона и мелочность раввинов способствовали распространению умозрительной теоло­гии, главным руководством которой служили: "Книга Иезарих", или Книга о сотворении мира, вероятно, напи­санная Акибой, и "Сохар", или Книга Света, Симона бен-Иоакая, Св. Фомы Кабалистики, произведение кото­рого заключает всю суть этой темной и странной систе­мы.

Книга Иезирах.– В этой книге Адам созерцает тайны вселенной. Он объясняет в монологе силы и способности разума, который пытается изыскать связь, соединяющую в одно общее начало все основные части вещей; и в этом изыскании он принимает способ, со­всем противоположный моисееву. Он не спускается от Бога к творению; но, изучая вселенную, изыскивая единство в разновидности и многообразии, закон в явлении, он восходит от творения к Богу – плодотворный метод, но который приводит кабалистов к изысканию фантасти­ческих аналогий между высшими и низшими властями, между небом и землею, между предметами и знаками мысли. Отсюда возникли все роды гаданий и заклинаний и самые нелепые суеверия. По мнению Пифагора, все­ленная есть символ таинственных свойств чисел; соглас­но воззрению Кабалистики, она только дивная страница, на которой все существующие предметы начертаны выс­шим художником посредством первых десяти чисел и двадцати двух букв еврейской азбуки. Десять отвлечен­ных чисел суть общие образы вещей, "высшие категории мыслей". Таким образом единица изображает дух живо­го Бога, всемирную производительную силу; число два есть дыхание оживляющего духа; три есть водяное, а четыре – огненное начало. Отпечаток букв на вселен­ной неизгладим и есть единственное письмо, которое может довести нас до открытия Верховной Причины, дать нам возможность снова сложить имя Бога, logos, написанное на лице земли. И не все буквы одинаковых свойств; три, названные материями, имеют преимуще­ство перед другими и относятся к триадам, встречаемым в разных физических и умственных разрядах; другие семь называются двойными, потому что от них возника­ют предметы, постоянно противоположные одни другим; остальные двенадцать названы простыми и относятся к двенадцати принадлежностям человека.

Разные виды Кабалистики. Она двух родов: теоретическая и практическая. Последняя занимается со­ставлением талисманов и амулетов, следовательно, недо­стойна нашего внимания. Теоретическая же Кабалистика делится на буквенную и догматическую. Догматическая есть изложение метафизического учения докторов-кабалистов; буквенная – мистический способ объяснения священных предметов особенным употреблением букв в словах. Эта буквенная Кабалистика снова подразделяет­ся на три ветви, из которых первая рассматривает слова по числу находящихся в них букв. Эта ветвь носит название Гематрии, например, читатель видит в слове Mithras, названии солнца, буквы которого составля­ют число 365, то есть дней, пока солнце совершает свой путь. Вторая ветвь называется Нотарикон; это спо­соб составлять одно слово из первых и последних букв многих других. Таким образом, в изречении Апокр (XXX, 12). "Кто взойдет за нас на небо?",– первые буквы каждого слова на еврейском языке составляют: "обрезание". Третья ветвь, Темура, или перестановка букв, то же, что мы обыкновенно называем анаграм­мой.

Видения Иезекиля. Кабалистические термины и вымыслы, нелишенные поэтического характера, послу­жили на пользу мистикам, сектантам и алхимикам. До­статочно рассмотреть ту часть системы, которой цель изу­чение видений Иезекииля, чтобы составить себе понятие об изобилии фантастического и мифологического в Каба­листике.

В видениях Иезекииля Бог восседает на престоле, окруженный странными крылатыми фигурами – челове­ком, быком, львом и орлом, четыре зодиакальных знака, подобные "тому сиянию, которое он видел на берегу реки Хабары", то есть у халдеев, славившихся своими астрономическими познаниями. Раввины называют эти видения описанием небесной колесницы и находят в них глубокие тайны. Маймониды низвели эти видения на степень тогдашних астрономических понятий; Кабали­стика окружила их бесчисленными сонмами ангелов. Кроме ангелов, управляющих звездами, стихиями, добро­детелями, пороками, страстями, подлунный мир полон духов обоих полов, занимающих среднее положение между, ангелом и человеком – это стихийные духи розенкрейцеров. Добрые ангелы находятся под начальст­вом Метатрона, также называемого Сар-Гаппаним, анге­лом Божественного лица. Злые ангелы подвластны Саму­илу, или сатане, ангелу смерти. Кроме индийской мета-психозы, кабалисты допускают еще другую, которую называют "оплодотворением", она состоит из слития не­скольких душ в одно тело, что бывает, когда душа нуждается в помощи других душ для достижения бла­женного видения.

Сотворение мира из Ничего.– Первобытное существо называется Старцем Дней, древним кругом света, непостижимым, бесконечным, вечным, закрытым оком. До внешнего проявления, все заключалось в нем, и его имя было Ничто, Нулевой мир (9). До сотворения мира первобытный свет божий, Ничто, наполнял все, чтобы не было пустоты; но когда Верховное Существо вознамерилось проявить свои совершенства, оно ушло в себя и обнаружилась первая эманация-истечение-луч света, причина и начало всего существующего, соедине­ние сил производительных и творческой мысли. Сперва оно образовало едва заметную точку, точку-свет, потом из этой мысли оно сотворило священный и таинствен­ный образ, который окончательно облекло в богатое одеяние, т.е. вселенную. От слития сил производитель­ных и творческой мысли произошел первородный Сын Божий, всемирный образ, творец, охранитель и оживля­ющее начало света, Адам Кадмон, называемый макрокос­мом, тогда как человек, рожденный от земли к живущий на ней, собственно отражающий только то, что типиче­ский или небесный человек есть на самом деле, называ­ется микрокосмом. Но прежде чем Энсоф, или Беско­нечное, обнаружилось первобытному человеку в этой форме, другие эманации, другие миры следовали одни за другими и были названы "искрами", становившимися все слабее по мере того, как они оказывались далее от центра истечения. Вокруг Адама Кадмона образовались бесчисленные круги позднейших эманации, которые не образуют собою существа с присущею им жизнью, но божий свойства, сосуды всемогущества, типы творения. Десять эманации от Адама Кадмона называются Сефироты; это "силы" Филона и "зоны" гностиков.

Распространение кабалистических идей. Ка­балистические идеи распространились повсеместно. В средние века мы встречаем их во множестве странных обычаев и обрядов. Здесь я упомяну только об одном, который объясняет знак, до сих пор употребляемый в некоторых странах европейского материка. Двойной тре­угольник (18) считался иудеями кабалистическою фигу­рою, которой приписывали силу отвращать огонь. Поэтому в средние века германские жиды ставили треугольник над входом в свои мастерские и фактории. Впоследствие это обыкновение ограничивалось одними пивоварнями. Теперь треугольник есть знак портерной, тогда как елка – то же, что древний тирс, обозначает продажу вина.

Не входя в подробный разбор, насколько им обязаны философские системы Спинозы и Шеллинга, не говоря о существующих и теперь европейских сектах – которые могут считаться продолжением кабалистической школы и состоят из секты "Новых святых", основанной в Подолии, 1740, Израилем, прозванным Тавматургом, и секты "Соха-ритов", иллюминатов, основанной Яковом Франком, кото­рый пытался посредством, так сказать, философского син­кретизма согласовать древнее и новое откровения,– мы встречаем кабалистические идеи в самых упорных суеве­риях, в Школах, Академиях и Масонских ложах. Учения мистиков, франк-масонов, иллюминатов и карбонари на­полнены ими, как будет указано впоследствии.