Эзотерика и оккультизм.

Люди никогда не сомневались, что наряду с миром видимым существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мира вообще не разделялись в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим миром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня эзотерика. эзотеpизм, так же. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от греч. esoterikos, "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "внутреннюю доктрину" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней", изучение которой не только было доступно всем, но и вменялось им в обязанность.

Сегодня эзотеризм - это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых, как известно, является человек. Это название окончательно прижилось после Второй мировой войны на Западе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: герметизм и оккультизм.

Если не придираться к частностям, то все три термина обозначают одно и то же: в философском плане - определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане - совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.

В чем же между ними разница?

Слово герметизм так же, как и слово эзотеризм, придумано греками в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425 до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту, от имени которого и образовано слово. От того же слова, точнее, от имени, происходит и понятие "герменевтика" - искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название "экзегетика" (толкование Священного Писания), а также всем известное слово "герметический" в смысле "плотно закрытый". Древние и даже эллинистические греки, проникая в чужие страны, не утруждали себя герменевтикой, то есть не вникали в подробности местного пантеона. Они просто подгоняли местных богов под своих собственных - главным образом по функциям, хотя эти функции у греческих богов со временем тоже менялись.

Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм. Слово оккультизм происходит от лат. occultus, "скрытый" и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки. Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, гл.об. врачей (Месмер, Галль, Ганеман), и "открытия" европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хиромантия, спиритизм, теософия).

Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. При этом каждое маленькое общество вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал их к политике. Эзотерический взгляд на мир есть философия человека, свободного от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное освобождение с социальным.

Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как цельное и вполне научно обоснованное мировоззрение. За весь девятнадцатый век вообще было сделано очень много - во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха fin de siecle ("конца века") и последовавшее за ним двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез.

В 20-е - 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово "оккультизм", ставшее уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые. Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться - и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика, включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования.

В годы второй мировой войны это развитие замедлилось, многие эзотерики умерли или погибли. Но сразу после войны оно возобновилось и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название эзотерика как некое объединяющее понятие. В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде всего удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения красивы, а красота - еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем. Не секрет, что многие отрасли современной науки переживают не лучшие времена. Не секрет также, что многие представители этой науки больше интересуются своими собственным, чем чужим преуспеянием. Но есть и добросовестные ученые, продолжающие разоблачать "эти средневековые суеверия" по той лишь причине, что своим знакомством с эзотерикой они обязаны дешевой американской литературе, астрологу - недоучке или лекарю-шарлатану.

Хотя в истории человечества возможно наступает новый перелом, "водораздел", и очень может быть, что людям какого-нибудь XXV века мы будем казаться такими же инопланетянами, какими нам кажутся жители древнего Шумера, уже в XXI веке, т. е. возможно, что скоро, эзотерические науки займут свое место в программах учебных заведений наряду со всеми другими. Ведь на самом деле и те, и другие тесно связаны между собой. Однако переход от прежней логики к новой может занять несколько столетий. Но в любом случае, человек всегда будет стремится к познанию этого мира, и каким бы способом он не получал знания, они всегда будут ценится другими.

 

Семинар №7

1. Места посвящения и обряды у друидов.

2. Смысл и символика учения тамплиеров, розенкрейцеров и франкмасонов.

3. Мистическое учение каббалы.

4. Сущность и содержание эзотерических систем.


Материалы к СРС

1. Проведите сравнительный анализ различных тайных обществ, какие между ними существуют сходства?

2. Составьте кроссворд на тему: «Эзотерические учения и тайные общества»

3. Заполните таблицы:

Таблица 1

Название тайного общества тамплиеры розенкрейцеры франкмасоны
Место и время возникновения      
История развития      
Основные положения учения      

 

Таблица 2

астрология алхимия оккультизм спиритизм демонология
         

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое эзотерика?

2. Какие существуют изначальные элементы в структуре всякого тайного религиозного общества?

3. Каковы основные функции тайных обществ?

4. Какие существуют эзотерические науки?

5. Как можно классифицировать тайные общества, существующие в современном мире?

6. Какова роль астрологии и магии в жизни человека и общества?

Темы рефератов

1. Общественно-исторические условия возникновения ордена тамплиеров.

2. Друиды.

3. Знаковая культура и символика в учении франкмасонов.

4. Орден розенкрейцеров.

5. Значение астрологии в жизни современного человека.

6. Теория и практика оккультизма.

7. Алхимия: в поисках философского камня.

 

Литература

1. Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь. Р.-На-Д., 2005.

2. Туфан З. Религия в системе духовной культуры. А., 1992.

3. Мифологический словарь под. Ред. Е.М. Мелетинский. М., 1990.

4. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. М., 2004.

5. Тонди А. Иезуиты. М., 1955.

6. Штейнер Р. Наставления для эзотерического ученичества. СПб. 1994.

7. Шаманизм: научно-популярная литература. Минск. 2003.

8. Масонство ред. С. П. Мельгунов, Н.П. Сидорова. М., 1991.

9.Тринадцать врат: История эзотерических учений "от Адама до наших дней". М., 2001.

10. Асов А. Мир ведизма. М., 1985.

11. Холл М. Оккультное масонство. М., 2004.

12. Даскалос. Эзотерические практики. СПб., 2003.

13. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.