Использованная литература:
1. Поппер К.. Логика и рост научного знания. М., 1983.
2. Философия и методология науки. Часть1. - М.; 1994.
3. Философия и методология науки. Часть2. - М.; 1994.
4. Имре Лакатос. Доказательства и опровержения. - М.; 1967.
5. Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. - М. 1995.
Поппер Карл Раймунд (1902-1994) — британский философ. Родился в Австрии, изучал математику, физику и психологию в Венском университете. До 1937 работал в Вене, в 1937-45 преподавал философию в Новой Зеландии. В 1945 был приглашен преподавать логику в Лондонскую школу экономики и политических наук, в 1949-69 профессор логики и научного метода в этой школе, где он стал главой влиятельного направления в философии науки - критического рационализма. К числу учеников и последователей Поппера относятся многие известные философы науки - Лакатос, Фейерабенд, Агасси, Уоткинс, У.Бартли и др.
Характерные для концепции К. Поппера понятия: проблема демаркации; принцип фальсификации; принцип фаллибилизма: теория «трех миров».
Проблема демаркации – понятие философской концепции Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии,заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.
Принцип фальсификации – принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинотому неопозитивизмом.Этот принцип требуетпринципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.
Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппера,утверждающий, что любое научное знание ности лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.
Теория «трех миров» – теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира – мира объектов, второго мира – мира субъектов и третьего мира – мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.
Фальсификация (лат. falsus — ложный и facio —делаю) — методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики. Понятие «фальсификация» следует отличать от принципа фальсифицируемости, который был предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости, принятому в неопозитивизме. Изолированные эмпирические гипотезы, как правило, могут быть подвергнуты непосредственной фальсификации. и отклонены на основании соответствующих экспериментальных данных, а также из-за их несовместимости с фундаментальными научными теориями.
Лакатос (Lakatos) Имре(1922 – 1974 гг.) - венгерско-британский философ и историк науки. Родился в Венгрии, во время 2- й мировой войны участвовал в антифашистском сопротивлении. Свою настоящую фамилию (Липшиц) в период нацизма сменил на Мольнар (Мельник), а во время власти коммунистов на более пролетарскую Лакатош (Столяр). Над диссертацией по философии математики работал в Московском университете. В конце 40-х годов был обвинен в ревизионизме и более трех лет провел в заключении. В 1956 –м эмигрировал в Австрию, затем в Англию. С 1960 преподавал в Лондонской школе экономики, стал учеником и последователем Поппера и внес своими работами важный и яркий вклад в философию и методологию критического рационализма.
К концепции Имре Лакатоса относятся следующие понятия: научно-исследовательская программа, «жесткое ядро» исследовательской программы, «защитный пояс» гипотез, гипотеза «ad hoc», положительная и негативная эвристики.
Научно-исследовательская программа – центральное понятие разработанной И. Лакатосом универсальной логико-нормативной реконструкции развития науки, которая получила название методологии научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост «зрелой» (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее «жесткое ядро» и «защитный пояс» гипотез.
«Жесткое ядро» исследовательской программы – в методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса – структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения.
« Защитный пояс» гипотез – в методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса - структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого ядра» программы от опровержений. По Лакатосу, «защитный пояс» гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.
Гипотеза «Аd hoc» – в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса – гипотеза из «защитного пояса», относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая «жесткое ядро» программы от определенного контрпримера.
Положительная и негативная эвристики – понятия методологии научно-исследовательских программ Лакатоса, обуславливающие смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»), а каких путей следует избегать.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность постпозитивизма?
2. Особенности понятий фальсификация и фальсифицируемость, демаркация.
3. Какова схема роста научного знания по Попперу?
4. Исследовательская программа И. Лакатоса и ее структура.
5. В чем смысл позитивной и негативной эвристики?