Реферат Курсовая Конспект
Учебно-методический комплекс магистрантА - раздел Образование, Казахский Национальный Аграрный Университет...
|
Казахский национальный аграрный университет
Институт социально-гуманитарного образования и воспитания
Им. О. Сулейменова
Кафедра «Общественные дисциплины»
Учебно-методический комплекс магистрантА
По дисциплине
«история и философия науки»
Для всех специальностей
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс дисциплины «История и философия науки» разработан на основе типовой программы по истории и философии науки.
Магистратура в системе послевузовского образования в РК призвана дать общую научную, философско-методологическую, мировоззренческую и дисциплинарную теоретическую базу для научной и научно-педагогической деятельности будущих специалистов, ученых, преподавателей. В общей системе подготовки магистрантов «История и философия науки» входит в перечень дисциплин обязательного компонента. Это философская дисциплина, предметом изучения которой являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в динамически изменяющемся социокультурном контексте. Основным ядром истории и философии науки выступают история, философия и методология науки.
История науки является необходимым компонентом содержания образования в подготовке магистрантов для дальнейшего повышения уровня научно-исследовательской работы. История науки и частных наук дает возможность осмысления динамики развития науки, ее воздействия на развитие общества. Исторические знания позволяют будущему специалисту составить целостный образ науки, осознанно подойти к различным аспектам и контекстам исследования самой науки.
Философия науки является необходимым условием развития связей науки и различных разделов философского знания, расширения и углубления философской проблематики отдельных специальных научных дисциплин. Философские знания не только стимулируют развитие науки, но и органически входят в науку как неотъемлемая часть научных знаний. Философия науки выступает как самосознание науки в ее социокультурных проявлениях, наука осмысливается в контексте духовного развития общества, формируются ценностные ориентиры развития научного знания, практики научно-исследовательской деятельности. Философия науки позволяет раскрыть основания науки как социального института, мощной производительной силы, системы научных знаний, формирующих общественное сознание. Эти знания образуют то пространство, в котором будет проходить научная, педагогическая деятельность будущего специалиста.
Методология науки позволяет магистранту уяснить методологические основания и проблемы современной науки, вооружиться теорией метода, как специального учения о принципах, подходах, приемах, методах научной деятельности. Она позволит усвоить логику и методологию науки, повысить методологическую культуру научно-исследовательской работы.
В процессе обучения магистранты должны научиться:
· самостоятельно работать с литературой научного характера, уметь находить узловые научно-исследовательские проблемы и их решения;
· логически, системно и критически мыслить;
· использовать полученный багаж знаний для формулирования и доказательства собственных суждений по научным проблемам.
В результате освоения предмета должно сформироваться представление об основных принципах научно-исследовательской деятельности, развиться творческое мышление, позволяющее применить знания по истории, философии и методологии науки для решения конкретных научных задач, а также - практические навыки для дальнейшей творческой, активной профессиональной деятельности в качестве ученого и педагога.
Программа обучения для магистрантов (Sillabus)
по дисциплине «История и философия науки»
Определение понятия науки.
Предметная область, статус и функции истории и
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.
Цель лекции: Показать методологию науки как научную дисциплину. Определить основные проблемы методологии как учения о научных методах. Раскрыть типологию научных методов.
Методология как учение о научных методах познания.
Классификация научных методов познания.
Использованная литература:
1. Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопросы философии. 1996. № 11.
2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1994.
3. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
4. Г. фон Вригт. Логико-философские исследования. М., 1986.
Познание — совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах) учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.
Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος — «слово, учение») — теория познания, раздел философии.
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин «эпистемология» более узкий, чем «гносеология»: эпистемология рассматривает строго научное познание.
Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Эмпири́зм (от греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли ); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
Солипсизм(от лат. solus, «единственный», и лат. ipse, «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. В этическом смысле термин означает крайний эгоизм.
Агностици́зм (от дргреч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта.
Учение о методе - методология, исследование метода, особенно в области философии и в частных науках, и выработка принципов создания новых, целесообразных методов. Учение о методе появляется впервые в Новое время, до этого не проводилось различия между наукой и научным методом»
Метод(от греч metbodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенных целей, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой.
Методология как учение о познавательной деятельности может выражаться в двух основных формах: дескриптивной и нормативной.
Многоуровневая концепция методологического знания разделяет методы научного познания на основные группы: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, методы междисциплинарного исследования.
Эмпирические методы познания - наблюдение, измерение и эксперимент.
Теоретические методы познания - индукция, дедукция, анализ, синтез, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, формализация.
Методологические принципы научного познания - принципы подтверждаемости (верификации), опровергаемости (фальсификации), принцип наблюдаемости, принцип простоты, принцип соответствия, принцип системности (согласованности), принцип красоты, принцип свободы от ценностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте эмпирические методы познания?
2. Охарактеризуйте теоретические методы познания?
3. Что такое метод?
4. Какие уровни можно выделить в методологии науки?
5. Охарактеризуйте такой иррациональный метод познания, как интуиция (определение: св-ва этого метода)
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Цель лекции: Проанализировать природу научного знания и особенности взаимоотношений религии и философии. Показать отличия философии и науки, характер их взаимоотношений. Определить аксиологический статус науки. Раскрыть проблему личности в науке.
Наука и религия.
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Цель лекции: Проанализировать пять версий проблемы возникновения науки. Охарактеризовать основные исторические периоды развития науки. Показать особенности постпозитивистского и неклассического этапов науки.
5.1 Генезис науки: (доклассический, классический периоды развития).
Развитие философии науки в 20-м в. (постклассический и неклассический периоды).
Использованная литература:
1. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1991.
2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
3. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Версия .1. Некоторые ученые указывают на феномен античной науки, считая, что именно в нем сформировались первые образцы теоретической науки и, в частности, геометрия Евклида. Первые натурфилософы были в большей степени учеными, чем философами. Считается, что античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В античности большое внимание уделялось и постижению и развертыванию истины, т.е. логике и диалектике. В рамках классической античной науки, стремящейся к целостному осмыслению изучаемых явлений, наметились тенденции отделения самостоятельных наук от философии, вычленение их особых предметов и методов.
Версия 2, в которой речь ведется о науке более древней, нежели античность, о науке египетской цивилизации, построена на данных, которые вводятся в обиход значительно реже. Цивилизация Древнего Египта 4-го тысячелетия до н.э. располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и др. Точка зрения, согласно которой из Древнего Египта пришли основные тайные, оккультные учения, оказавшие сильное влияние на мировосприятие всех рас и народов, и именно из тайного учения заимствовали свои знания и Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония и даже Древняя Греция и Рим, вполне оправдана.
Версия 3 сообщает о возникновении науки в контексте поздней средневековой культуры.Иногда возникновение науки относят к периоду расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII-XIV вв.). В деятельности английского епископа Роберта Гроссетеста (1175-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была переосмыслена роль опытного знания.
Версия 4наиболее традиционная датирует рождение науки Нового временив общеупотребляемом европейском смысле слова XVI— началом XVII в., делая точкой отсчета систему Коперника, так называемый коперниканский переворот, а также законы классической механики и научную картину мира, основанную на достижениях Галилея и Ньютона.
Главным достоянием Нового времени считается становление научного способа мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения природы с математическим методом,и формирование теоретического естествознания.
Версия 5 обсуждает проблему исторического возраста науки с привлечением классификации, когда данный феномен представлен двумя стадиями своего становления, а именно преднаукой и собственно наукой.Зарождающаяся наука во многом опирается на результаты каждодневного практического опыта, обыденное знание, наблюдения и приметы. Оперирование реальными предметами послужило непосредственной основой для возникновения идеального плана познания, действий с идеальными объектами.
Демаркация между наукой и преднаукой проходит по линии формирования предпосылок научно-теоретического способа исследования. Преднаука — это обобщение эмпирических ситуаций, предписания для практики. Наука — это возникновение научного метода, соединяющего математику с экспериментом. Эвристические и прогностические компоненты научного исследования также свидетельствуют о возникновении собственно науки.
В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами – социальными, экономическими и др. Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания.
Классическая наука (XVII-ХIХ вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемами операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.
Неклассическая наука (первая половина ХХ в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.
Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ – начало XXI в.) Существенный признак – постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.
Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.
При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего – постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. На лицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия.
Вопросы для самоконтроля:
1. В каком соотношении находились научные и философские знания в Древней Греции в период возникновения науки?
2. В чем проявлялось действенное отношение христианства к науке и философии?
3. Что было основой механической картины мира, классических идеалов науки?
4. В чем суть рационалистического принципа доминировавшего в науке в ХVII в.?
ОБРАЗЫ НАУКИ В ФИЛОСОФИИ 20-ГО ВЕКА
Цель лекции: Проанализировать особенности концепции критического рационализма К. Поппера, раскрыть значение принципа фальсифицируемости. Охарактеризовать структуру и основные понятия теории научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.
Критический рационализм К. Р. Поппера.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Цель лекции: Раскрыть структуру научного знания. Изучить различные формы научного и вненаучного знания. Показать особенности эмпирического исследования, специфику теоретического познания и его формы, рассмотреть единство эмпирического и теоретического, теории и практики.
Наука как система знания. Многообразие форм научного знания.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
Цель лекции: Проследить развитие проблемы истины в философии и науке. Показать виды истины (объективную, абсолютную, относительную, конкретную). Рассмотреть критерии научной истины, различные подходы в определении критериев научной истины: верификационный, фальсификационный К. Поппера, парадигмальный Т. Куна, «научно-иссле- довательских программ» И. Лакатоса, диалектические принципы научной истины.
Понятие, определение и виды истины в науке.
ДИНАМИКА НАУКИ
Цель лекции: Показать динамику науки, соотношение традиций и новаций в науке. Рассмотреть различные подходы, объясняющие развитие науки: теория научной революции, теория эволюции, теория «эпистемологического взрыва», континуизм, дисконтинуизм. Охарактеризовать философские проблемы синергетики..
Динамика науки, соотношение традиций и новаций и принцип преемственности в науке.
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Цель лекции: Охарактеризовать структуру, признаки, критерии научной деятельности. Показать основные точки зрения на науку как социальный институт. Рассмотреть основные научные школы и научные направления. Проследить ценности и нормы научного сообщества. Раскрыть взаимоотношения науки и власти, науки и экономики.
10.1 Организация научной деятельности: структуры, признаки, критерии.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Современные концепции науки.
1.1 Неопозитивизм: анализ языка науки.
1.2 Постпозитивистский образ науки.
Цель занятия: Классификация современных концепций науки: неопозитивизм, логика научных исследований, онтология науки, постпозитивистский образ науки. Определение статуса и основных проблем истории и философии науки . Анализ становления истории и философии науки как научной дисциплины.
Презентация, дискуссия, письменный экспресс-опрос, контент-анализ текстов.
Проблема понимания в науке
10.1 Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.
10.2 Типы и уровни понимания.
Цель занятия: Рассмотреть типы и уровни понимания. Проанализировать особенности методологии гуманитарных наук. Показать этапы формирования герменевтики.
Дискуссия, диалог, письменный экспресс-опрос, биографический анализ, контент-анализ текста.
СРМП
Порядок. №/№ практ. занятий | Темы занятий СРМП | Кол-во час. | Формы и методы, применяемые при проведении занятий | Литература и методические рекомендации по теме |
Теория диалектики. 1. Законы и категории диалектики. 2. Диалектическая логика как метод познания. | В.И. Ленин «К вопросу о диалектике» | В.И. Ленин «К вопросу о диалектике» | ||
Современная казахстанская философия науки: тенденции и перспективы. 1. Концептуальные подходы в определении места духовности в современном обществе. 2. Философия образования: сущность и содержание. | «Закон об образовании РК» и «Концепция развития образования в высшей школе в РК». | Анализ «Закона об образовании РК» и «Концепции развития образования в высшей школе в РК». | ||
Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве мира, пространства и времени. 1. Жизнь и творчество Альберта Эйнштейна. 2. Основные идеи теории относительности Альберта Эйнштейна. | ЖЗЛ «Альберт Эйнштейн» | Анализ автобиографии А.Эйнштейна | ||
Основные концепции современной философии науки. 1. Принцип фальсификации К. Поппера, его социально-философская теория. 2. Томас Кун: концепция исторической динамики научного знания. | К. Поппер «Открытое общество и его враги». Т. Кун «Структура научных революций». | Конспект и анализ раздела работы К. Поппера «Открытое общество и его враги». Конспект и анализ раздела работы Т. Куна «Структура научных революций». | ||
Учение В.И.Вернадского о ноосфере. 1.Понятие биосферы. 2.Эволюция биосферы в ноосферу. Концепция ноосферы. | В.И. Вернадский «Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление». | В.И. Вернадский «Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление». | ||
Основные концепции современной философии науки. 1. Имре Лакатос: методология научно-исследовательских программ. 2. Теория пролиферации Пола Фейерабенда. | Имре Лакатос «Доказательства и опровержения» | Имре Лакатос «Доказательства и опровержения» | ||
«Личностное знание» в научном познании. 1.Природа личностного знания 2.Инструментальный характер знания. | Майкл Полани «Личностное знание» | Майкл Полани «Личностное знание» | ||
Философские идеи синергетики. 1.Концепция неравновесного мира. 2.Теория самоорганизации (бифуркация, флуктуация и др.) | Тестовые и логические задания по данной теме | Проанализировать тестовые и логические задания по данной теме. | ||
Теория глобального эволюционизма. 1.Типы эволюции. 2.Понятие коэволюции. | Тестовые и логические задания по данной теме | Проанализировать тестовые и логические задания по данной теме. | ||
Пассионарная теория этногенеза» Л.Н. Гумилева. 1. Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева. 2. Понятие «пассионарности» в теории Л.Н. Гумилева. | Л.Н. Гумилев «Биосфера и этногенез». | Конспект и анализ раздела работы Л.Н. Гумилева «Биосфера и этногенез». |
Перечень заданий
– Конец работы –
Используемые теги: Учебно-методический, Комплекс, магистрантА0.061
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учебно-методический комплекс магистрантА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов