Критерии научной истины и их многообразие в науке.

Использованная литература:

1. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания // Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 380-392.

2. Поппер К. «Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивиз- ма». М., 1961.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 47-67.

4. Современная философия: словарь и хрестоматия. // Под ред. Кохановского В.П. // Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Истина (греч. aletheia, букв. -- “нескрытность”) -- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть процесс, а не “голый результат”); единство абсолютного, устойчивого (т.е. “вечные истины”) и относительного, изменчивого в ее содержании; взаимосвязь абстрактного и конкретного (“истина всегда конкретна”). Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.)”.Три концепции истины в современной философии: концепция соответствия (корреспонденции) – «Истина – это соответствие знаний действительности»; концепция когеренции – «Истина – это свойство самосогласованности знаний»; концепция прагматичности, понимаемая двояко – «Истина – это полезность знания, его эффективность»; «Истина – это опытная подтверждаемость». Философское направление скептицизм (релятивизм) считает, что поиск единой для всех истины невозможен. По любому вопросу можно сформулировать два прямо противоположных мнения, и оба они будут равно обоснованы. Необходимо воздерживаться от суждений об истине. Второе крупное направление в понимании истины связано с учениями объективного идеализма. Его суть выражена в концепции древнегреческого философа Платона. Платон считал, что существует мир объективных идей (эйдосов), а наша повседневная жизнь -- лишь его тень, неполное отобра-жение. Идеи Красоты, Справедливости, Любви и т. д. составляют истинное бытие. Они есть истина, ядро, образец для всего остального.Субъективный идеализм в понимании истины, считает что единственная истина, которую мы можем знать с достоверностью, это истина наших ощущений ( Дж. Беркли), все остальное -- это умственные построения. Эвристическую (способствующую познанию) ценность составляют представления немецкого философа XVII века Иммануила Канта об активности сознания и познания. Он считал нашу познавательную способность сложным инструментом, с помощью которой образ мира последовательно конструируется нами самими. Но материал, из которого познавательная способность создает этот образ, берется из внешнего мира -- мира «самого по себе». Образы мира, существующие в нашей голове, не отражают, по Канту внечеловеческих реалий, и мы не знаем и никогда не узнаем, как выглядит действительность вне человеческого взгляда, но все-таки познание было бы невозможно без опоры на объективность. Материал, из которого сознание лепит свою картину, не зависит от самого сознания. Таким образом, истина оказывается субъективно-объективной, включающей и моменты, идущие от самого мира, и формы человеческого восприятия.Абсолютная истина -- это знание в полном объеме, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки. Относительная истина - такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению.Корреспондентская концепция истины есть классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту. Когерентная концепция истины сводит вопрос об истине к проблеме когерентности, то есть непротиворечивости знаний, т.е. истинным является знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т. е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта (Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Г. Гегель). Конвенциональная концепция истины ( А.Пуанкаре) считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Прагматическая концепция истины (греч. pragma – действие, опыт), представителями которой являются Ч. Пирс, У. Джеймс подчёркивает роль практической активности в познании. "Наши убеждения влияют на наши действия, дают им направление, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели. Если это влияние делает действие эффективным, обеспечивает достижение, намеченных целей, то наши убеждения являются истинными".Прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истинности здесь выступает практика. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. Проблема критерия истины всегда была центральной в гносеологии, эпистемологии., т.к. выявление такого критерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Критерии научной истины: предметно-практическая деятельность, объективность, логическая непротиворечивость, ясность и очевидность, полезность, конкретность, общезначимость, простота и эстетическая организованность корреспондируются в список критериев истинного знания, который в современном научном познании открыт к развитию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды истин и их развитие в истории философии.

2. Объективность и субъективность истины.

3. Три концепции истины в современной философии.

4. Критерии научной истины