Цель лекции: Раскрыть содержание науки как социокультурного феномена. Определить особенности научного познания. Определить традиционный и техногенный типы цивилизационного развития, их основные ценности.
3.1 Наука как социокультурный феномен.
3.2 Наука в традиционных и техногенных обществах.
Использованная литература:
1. Холтон Дж. Что такое антинаука//Вопросы философии. 1992. №2.
2. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2005.
4. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Наука каксоциокультурный феномен зависит от многообразных сил, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, детерминирует общественную жизнь.
Наука - фундамент культуры в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы человеческих отношений, в базисные основания отношений самих людей, во все формы деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей.
Наука опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Культурно-технологическая функция науки связана с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности. Культурная сущность науки обусловливает ее этическую и ценностную наполненность.
Наука как фактор социальной регуляции общественных процессов, воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления.
Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций.
Наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы,выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.
Наука, как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, специфически человеческий способ жизнедеятельности, знаковая система и система ценностей. Сущность культуры можно определять с точки зрения предметно-ценностного наполнения («аксиологическая концепция»), как технологию воспроизводства жизнедеятельности общественно развитого человека («деятельностная концепция»), как духовное богатство личности и основу творческой активности («личностная концепция»), как совокупность информации и знаковую систему («информационная концепция»).
Цивилизация в современном понимании имеет во–первых, унитарное значение: идеал общественного развития; во- вторых, стадиальное значение: особые этапы развития; в-третьих, локально-историческое значение: имеет специфический характер, ограниченный пространственно-временными рамками существования. В качестве интегральных оснований цивилизации выделяют единое нормативно-ценностное пространство; генотип социального развития (эволюционный, мобилизационный, инновационный); культурный архетип как совокупность поведенческих установок.
Культуру и цивилизацию либо отождествляют, либо различают, либо противопоставляют. Культура – это царство органически жизненного, цивилизация совокупность технико-механического; цивилизация – символ технической мощи, культура – символ духовного богатства человека и т.д.
Традиционный тип общества обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов развития, канонизированных и регламентирующих форм мышления, традиций, норм, принятых и устоявшихся образцов поведения.
Техногенный, западный тип общества – это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна, развитие техники и технологии.
В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не свойственна, реализовать личность можно, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.
В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активно деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо подчинить. Внешний мир превращается в арену деятельности человека. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства - «увей» - прерывается. Человек выступает центром, излучающим токи активного, преобразующе-покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.
Социальные функции науки: культурно-мировоззренческая функция науки; функция непосредственной производительной силы; функция социальной силы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Всякая ли культура способна продуцировать науку?
2. Какие ценности характерны для западной цивилизации?
3. Какие ценности характерны для науки техногенного общества?
4. Почему ценности восточной культуры получили название традиционных?
5. В чём сущность мировоззренческой функции науки?
6. Как взаимосвязаны наука и философия?