Секты и религиозная терпимость

 

Где границы терпимости общества? Можно ли во имя свободы одних ограничивать свободу других? В документе «Всеобщая декларация прав человека», принятом и провозглашенном резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, читаем: «При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»[19].

К сожалению, недостаток правовой культуры в современном российском обществе приводит к тому, что многие из нас путают понятие свободы с понятием вседозволенности. Любое здоровое общество должно критично относиться к самому себе, причем это касается всех его институтов. Там, где этот принцип не применяется, появляются признаки деградации. В последнее время участились выпады представителей самых разнообразных сектантских групп в сторону христиан и всех тех, кто разоблачает деятельность сект. Одним из главных обвинений, которые христиане и светские религиоведы постоянно слышат в свой адрес, является обвинение в нетолерантности, религиозной нетерпимости, в отсутствии любви к ближнему. Попробуем поразмышлять над этим вопросом. Для начала определим, каково подлинное значение такого широко используемого ныне понятия, как толерантность. В Краткой философской энциклопедии мы находим следующее определение этого термина: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного учения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[20].

Попытаемся кратко сформулировать те аспекты толерантности, которые логически следуют из данного определения. Толерантность подразумевает: 1) корректное отношение к оппоненту при ведении диалога; 2) отказ от призывов силового давления на оппонента; 3) готовность внимательно отнестись к аргументации оппонента, в случае несогласия – чётко обосновать свою позицию; 4) использование корректной аргументации для обоснования своих взглядов, не допускающей так называемой «апологетической лжи» – искажения фактов, их подтасовки, прямого обмана.

Вместе с тем, необходимо помнить, что: 1) терпимость к убеждениям оппонента не означает отказа от собственных убеждений, т.е., уважая взгляды оппонента, мы не теряем право на собственное мнение; 2) каждый имеет право придерживаться своей точки зрения, но никто не имеет права искажать позицию оппонента, приписывая ему не разделяемые им идеи; 3) толерантность не означает, что мы теряем право на критический анализ любого явления, а главное – право на открытое выражение своего мнения. Демократия подразумевает право на свободу слова. Современные «сектозащитники», подменяя смысловое значение слова «толерантность», пытаются с его помощью лишить нас права свободного распространение информации, связанной с правдивым освещением деятельности сект. Но любое общество должно критически оценивать те социальные институты, которые функционируют в его рамках, что является признаком здоровья социального организма в целом. Любая же попытка ограничения этого принципа, может привести к появлению нездоровых тенденций в социуме, в худшем случае – к его распаду.