Медитация

Термин «медитация» «Современный словарь иностранных слов» определяет следующим образом: «Медитация (лат. Meditatio – размышление) – углубленное размышление, мысленное созерцание»[48]. Говоря о практике медитаций в сектах, мы должны отдавать себе отчет в том, что сектантское понимания практики медитации существует параллельно с традиционным. Как часто бывает в нашей жизни, сектанты просто позаимствовали очередной термин, на сей раз из обихода Римо-Католической Церкви, при этом полностью исказив содержание и цель практики. У католиков медитация есть форма молитвенного размышления, не ставящая целью погружение в трансовое состояние и слияние с объектом медитации, чем грешат секты восточного происхождения. И уж тем более для католиков, как и для всех остальных христиан, сама идея через медитацию стать богом представляется кощунственной.

В традиционных восточных религиях, таких как индуизм или буддизм, понятие «медитация» отсутствует. В индуизме чаще всего употребляют термин «дхьяна»: «Дхьяна – термин теории йоги как методов работы с сознанием… . В западной культуре примерно соответствует неоплатоническому экстазу. Дхьяна характеризуется отвлечением сознания от осознания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, который задает себя сознанию… . Самосознание умозрящего остается при умозрении пассивным, а объект сам раскрывает перед ним свою сущность, свое содержание. Это сопровождается духовным восторгом…»[49].

Что касается психологии, то она не дает медитации ни однозначно положительной, ни однозначно отрицательной оценки: «Медитация – управляющее самовоздействие на свои психические состояния, на свои мысли и чувства. В восточных учениях Медитация является центральным методом самовнушения… . В своей развитой форме медитация предполагает не только способность удерживать сознание на какой-либо идее, объекте и т.д., но и умение оставлять сознание «пустым» от привычных мыслей. Иногда это называется «остановкой внутреннего диалога»[50].

Сталкиваясь с современным сектантством, мы обнаруживаем, что каждая секта создает свои модели духовных медитативных практик, чем обусловлено многообразие изобретенных сектами форм медитаций. Есть «пластические» медитации, практикуя которые, человек должен, как полагают сектанты, отключить свой разум и позволить телу двигаться самостоятельно. Считается, что в процессе такого бессознательного движения «высшее я» человека активизируется и входит в гармоничное единство с «космосом». Существуют медитации перед воображаемым «божеством», перед «священными» символами, огнем, перед изображениями различных «духовных учителей» и т.д. Все медитации, ориентированные на визуализацию, ставят своей целью слияние с объектом медитации, растворение в нем. Йог Айенгар пишет об этом процессе следующее: «Глубокая медитация приводит к единству познающего, познания и познаваемого. Созерцающий, созерцание и созерцаемое не существуют отдельно друг от друга»[51]. Таким образом, медитация «предполагает отождествление себя с объектом медитации»[52]. Человек как бы добровольно отказывается от самого себя, безраздельно отдавая себя «божеству». Считается, что таким способом можно познать сущность объекта медитации, слиться с ним, стать им. Но все виды медитаций сходятся в одном: они вводят человека в транс. Что же такое транс? «Транс (лат. trans – сквозь, через) – неосознанность и автоматизм в совершении поступков, помрачение сознания, отчужденность от окружающего мира при некоторых расстройствах или в состоянии гипноза, экстаза»[53]. Современная наука не может однозначно оценить феномен трансовых состояний и описать их природу. Но все же определенные оценки существуют. Исследование психологического и психического состояния человека, применяющего те или иные формы медитаций, показало: «… в трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит перераспределение внимания и спад функций планирования, возникают яркие зрительные образы прошлого и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается толерантность к устойчивому искажению реальности. Ощущение и восприятие образов прошлого или каких-то фантастических образов поразительно реальны. В таком состоянии даже за счет самогипноза возможна реализация подсознательных желаний. При этом человек может не замечать перехода от нормального состояния к трансовому и обратно к нормальному»[54].

Подобные искусственно вызванные переживания могут трактоваться с точки зрения православного миропонимания как проявления прелести[55]. Если в основе медитации чаще всего лежит мысленное созерцание какого-либо объекта ради отождествления с ним, то одним из важнейших условий православной молитвы, кроме смирения и покаяния, является сознательный отказ от любых визуализаций, мысленных представлений: «…сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе»[56]; «Когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых..., и рассуждает о том тогда – во время молитвы, зря на небо, и подвигает там душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже и слезы и плачет…, мало-помалу (молящийся так) начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему, и он молит Бога сподобить его всегда пребывать в таком делании. А это есть знак прелести: ибо добро уже не добро, когда не бывает добрым образом и как следует… . На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное»[57]. Святые отцы учат не только избегать чувственного отношения к объекту молитвы и не воображать его, но призывают не принимать те видения, которые могут посещать молящегося во время молитвы: «Безмолвствуя и желая один быть с единым Богом, никогда не принимай, если увидишь что-либо чувственное или мысленное, внутрь тебя или вне, – лик Христов, или Ангела, или образ Святого, или световое изображение, мечтаемое умом; не верь сему с негодованием, хотя бы то и доброе что было… . Храни же ум свой всегда бесцветным, безобразным, безвидным…»[58]

По мнению доктора Кристиана Шурко (Оксфорд), медитация есть не что иное, как техника вызывания галлюцинаций[59]: «В науке известен синдром деперсонализации, заключающийся в том, что человек не идентифицирует себя с собой, утрачивает свое самосознание. Растворяясь в предмете медитации, упражняющийся добровольно отрекается от себя, разрушает цельность сознания»[60].

Если в Православии одним из обязательных условий молитвы является трезвенное и бдительное внимание к своим духовным переживаниям, то в сектах наблюдается прямо противоположная ситуация. Сектанты ищут сверхъестественных «откровений», причем критический анализ характера приобретенных переживаний полностью отсутствует. Медитативная практика становится для сектанта источником наслаждения. Профессор Ф.В. Кондратьев сравнивает состояние адепта секты, применявшего медитативные техники и познавшего «радость медитации», но по каким-либо причинам вынужденного прекратить регулярную медитативную практику, с состоянием абстинентной ломки наркоманов[61]. Известный ученый Карл Юнг (который, как известно, сам занимался оккультизмом), проанализировав практику восточных медитаций, пришел к выводу, что медитация является неуправляемым процессом, который не всегда зависит от медитирующего и его наставника и может приводить не только к обретению сверхспособностей, но и к психической дезорганизации, причем прогнозировать последствия медитации не представляется возможным[62].

По результатам исследований немецких ученых, опубликованных в 1980 году, у людей, активно практиковавших так называемую «трансцендентальную медитацию», были выявлены следующие психические отклонения: «Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (63%), «состояние беспокойства» (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству»[63].

Медики свидетельствуют о сомнительной пользе «духовных практик», применяемых сектантами. Например, в заключении Останкинского межмуниципального районного суда г. Москвы от 18 апреля 1995 года, принятого на основании изучения результатов духовных практик, применявшихся в организациях секты АУМ Синреке[64], сказано: «…судом установлено, что используемая религиозными организациями (входящими в секту АУМ Синреке. – В.П.) методика изучения мантр (молитв), их тысячекратное повторение, сопровождаемое специальным музыкальным оформлением, вызывает при определенной продолжительности их применения состояние, соответствующее понятию «самогипноз», также используется практика «глубокого дыхания», при применении которой возможны потеря сознания, такие изменения мозга человека, которые соответствующими медицинскими приборами фиксируются как «смерть мозга» («плоские линии», «прямые линии»), проявление имеющихся или возникновение психических заболеваний… . Применяемая в деятельности указанных религиозных организаций психическая нагрузка приводит к учащению пульса, нарушению желез внутренней секреции, … – эти действия требуют обязательного медицинского контроля, у женщин после практик, применяемых в этих религиозных организациях, нарушаются детородные функции, происходит, так называемая, психологическая кастрация, малокровие, дается установка, полностью устраняющая функцию яичников…»[65].