Практика психологической реабилитации

1. Лучше всего жертвам сект могут помочь те, кто некогда был на их месте.

 

2. Бывший сектант нуждается в восстановлении не только психического, но и физического здоровья (отдых, полноценное питание, сон, физические упражнения). Проконсультируйтесь с врачом, возможно, он назначит общий курс лечения для укрепления нервной системы и организма в целом.

 

3. Для успешной духовной реабилитации только что вышедшему из секты человеку лучше временно пожить в монастыре[72] или войти в небольшую церковную общину, где все прихожане знают друг друга. Но здесь чрезвычайно важно, чтобы бывший сектант встретил доброжелательное к себе отношение.

 

4. Выход из секты связан с трудностями вторичной адаптации к социальной среде, что вызывает в сектанте немотивированную подозрительность, взрывную реакцию, притупленность эмоций, агрессивность, нарушения памяти и внимания, депрессию, общую тревожность и бессонницу. Повышенная тревожность связана с неопределенностью положения выходящего из секты и усиливается воображаемыми страхами.

 

5. Не беседуйте с экс-сектантом о том, о чем он не хочет говорить, и не принуждайте его к этому. Не жалейте о времени, которое было потрачено Вами на то, чтобы помочь адепту покинуть секту. Напротив, погорюйте вместе с ним о том периоде его жизни, которое потерял он сам, будучи ее последователем. Работайте над выработкой в бывшем сектанте реалистичных ожиданий от себя и окружающих.

 

6. На первоначальном этапе выхода из секты главное – терпимость, ни в коем случае не провоцируйте конфликты. Адаптационный период предполагает ломку исходного стереотипа – «трудный характер». Надо добиться изменения в самоощущении человека, помочь ему в утверждении себя как достойного и самодостаточного. С этой целью в глазах бывшего сектанта должна быть развенчана атрибутика секты, которая до этого имела для него исключительное значение.

 

7. Самая тяжелая работа для экс-сектанта после того, как он так долго был фанатиком, – научиться тому, что является нормой жизни для всех тех, кто никогда в секте не был.

 

8. Излечение для бывшего сектанта означает переосмысление того опыта, который он приобрел в секте. Бывшим сектантам необходимо осмыслить и сделать из своего сектантского опыта необходимые для дальнейшей жизни выводы.

 

9. Цель реабилитации – воскресить психологические основы досектантской личности человека.

 

10. Выслушайте бывшего сектанта, выразите ему сочувствие без осуждения, не делайте таких неуместных замечаний, как: «Я бы в эту секту точно не попал».

 

11. Для успеха реабилитации очень важно помочь человеку восстановить способность к критическому мышлению.

 

12. Помните, что человек столкнется с теми же психологическими проблемами, которые были у него до вступления в секту.

 

13. Экс-сектант должен преодолеть в себе недоверие к окружающему миру, научившись критическому и разумному к нему отношению.

 

14. Помните, что хотя человек уже перестал быть членом секты, его привычки, способ мышления пока остаются сектантскими. Для преодоления этого необходимо предоставлять больше информации, требующей от бывшего сектанта размышления и самостоятельной оценки.

 

15. В период реабилитации очень важно создать вокруг бывшего сектанта здоровую психологическую обстановку, которая могла бы его психологически поддержать.

 

16. Важно всеми средствами пробуждать детские воспоминания (игрушки, музыка, мультфильмы, старый дом и т.д.). Но делать это имеет смысл только при условии, что эти воспоминания имеют положительное содержание, в противном случае от подобного шага следует воздержаться.

 

17. Только что вышедшего из секты человека не следует сразу же нагружать ответственностью. Чрезвычайно важно на первых порах помочь ему в принятии решений, частично сняв с него это ответственное бремя. Поощряйте каждый успех Вашего близкого, стремитесь к установлению взаимного эмоционального контакта. Желательно не только сопереживать, но и эмоционально выражать положительное отношение к каждому его успеху. Такое отношение помогает сконцентрировать силы на том, чтобы снизить ощущение неопределенности будущего.

 

18. Экс-сектанты крайне чувствительны к тому, что им говорят, поэтому не нужно прибегать к поучениям, навязывать Вашему близкому свое мнение о том, что ему делать и как думать. Как только он снова оказался с Вами, возьмите за правило внимательно выслушивать его, давая понять, что он находиться в безопасной обстановке и может свободно высказываться.

 

19. В это время важно поощрять любую положительную мотивацию, честность и искренность, стремление исполнять волю Божию, желание изменить мир к лучшему. Подобного рода мысли нужно не только признавать, но уважать и не подвергать скептическому сомнению. Особенно выразительно следует демонстрировать одобрение положительных поступков и их мотивов, позитивных личных устремлений.

 

20. После возрождения самостоятельной, не определяемой сектой мотивации поступков очень важно приложить максимальные усилия для организации успешной совместной деятельности. В период реабилитации важно добиться того, чтобы зависимость от секты, от группы была полностью снята, в противном случае, при возникновении любого конфликта, она вновь выступит на первый план, повлияет на межличностные отношения и быстро снизит эффективность усилий по выводу из секты.

 

Постепенному исцелению от беспомощности способствует анализ степени трудности решения прошлых жизненных задач, с которыми человек не сумел справиться, неуспех преодоления которых и сформировал его собственное представление о себе как о беспомощном человеке. При этом полезно переоценить (повысить) сложность прежних проблем – перевести их из класса неразрешимых для данного человека в класс неразрешимых в принципе, либо разрешимых при особых условиях. (Применимо в случаях, когда причиной ухода в секту стали неудачи в личной жизни и карьере).

 

 


[1] Секты против Церкви. М., Московская Патриархия, 2000. С. 264.

[2] Здесь термин «культ» употребляется как синоним слова «секта».

[3] Далее в работе теория контроля сознания будет разобрана подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[14] См.: Религия и право №4-5. М., Институт религии и права 1999. С. 21.

[15] Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, Братство во имя князя Александра Невского, 2000. С. 212.

[16] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 43.

[17] Адливанкин И. Нашествие. В окружении сект и оккультизма. М., Изд. Душепопечительского Центра св. Иоанна Кронштадского. 2004. С. 443.

[18] Там же. С. 242.

[19] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., Юриспруденция, 2001. С.20.

[20] Краткая философская энциклопедия. М.,А/О Издательская группа «Прогресс», 1994.

[21] Чалдини Роберт. Психология влияния. СПб., Питер, 2000. С. 76.

[22] Зимбардо Филип, Ляйппе Майкл. Социальное влияние. СПб., Питер, 2000. С. 46.

[23] Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск-Москва, Харвест АСТ, 2001. С. 185.

[24] Зимбардо Филип, Ляйппе Майкл. Социальное влияние. СПб., Питер, 2000. С. 69.

[25] См.: Зимбардо Филип, Майкл Ляйппе Майкл. Социальное влияние. СПб., Питер, 2000.

[26] Там же. С. 124.

[27] Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск-Москва, Харвест АСТ, 2001. С. 368.

[28] Singer Margaret & Lalich Janja. Cults in Our Midst, Jossey-Bass 1997.

[29] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 19.

[30] Анти-саентология. СПб., СПбГМТУ, 1999. С. 19.

[31] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 21.

[32] Там же. С. 37.

[33] Там же. С. 20.

[34] Там же. С. 20.

[35] Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, Братство во имя св.князя Александра Невского, 2000. С. 40, 177.

[36] Экман Пол. Психология Лжи. СПб., Питер, 2000. С. 50.

[37] Там же. С. 254.

[38] Там же. С. 42.

[39] Там же. С. 43.

[40] Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2001. С. 52.

[41] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель – Трейд, 2002. С. 249.

[42] Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия. СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, Издательский дом Нева, 2001. С. 310.

[43] Там же. С. 216.

[44] Там же. С. 267.

[45] Дэвид А. Рид. За кулисами Сторожевой Башни. СПб., Санкт-Петербургский Университет, 1998. С. 92.

[46] Там же. С. 94.

[47] Там же. С. 95.

[48] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель – Трейд, 2002. С. 511.

[49] Словарь Индуизм, Джайнизм, Сикхизм. М., Республика, 1996. С. 184.

[50] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон, 1998. С. 133.

[51] Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.15.

[52] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С.9.

[53] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С. 748.

[54] Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., СПбГМТУ,1999. С. 144.

[55] См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. http://apologet.narod.ru

[56] Св. Григорий Синаит. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С. 233.

[57] Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.1993. С. 180-181

[58] Иноки Каллист и Игнатий. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С. 388.

[59] Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник, 2000. С. 154.

[60] Там же. С. 154.

[61] Там же. С. 156.

[62] См.: Карл Густав Юнг. О психологии восточной религии и философии. Московский философский фонд «Медиум», М., 1994.

[63] Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник, 2000. С. 157.

[64] Сейчас эта секта называется «Алеф».

[65] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., Юриспруденция, 2001. С. 395.

[66] Дэвид А.Рид. Как спасти Вашего близкого из Сторожевой Башни. СПб., ООО «ЛИДА», 2001. С. 57.

[67] Чалдини Роберт. Психология влияния. СПб., ПИТЕР, 2000. С.71.

[68] См.: Сидорова П.И., Парнякова А.В. Клиническая психология. С. 591

[69] Роналд М. Энрот. Авторитаризм в церкви злоупотребление духовной властью. СПб., Шандал. 2004. С.165.

[70] Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск Москва, Харвест АСТ, 2001. С. 409.

[71] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 42.

[72] Если бывший сектант после выхода из секты столкнется с младостарчеством, это может навсегда отвратить его от Церкви.