Секты и государство

 

Несмотря на то, что существует множество характерных черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьезные различия, в частности, различна степень деструктивности их воздействия на личность адепта. Неправильно было бы ставить знак равенства между сектой АУМ Синреке, последователи которой печально известны газовой атакой в метро города Токио, и «Свидетелями Иеговы», которые, на сегодня, не замечены в уголовных преступлениях. Далеко не все секты призывают своих членов взять в руки оружие и приступить к террористической деятельности. Замкнутые секты, в которых имеются «саньясины», т.е. люди, живущие в закрытых от социума общинах, имеют возможность более жестко контролировать своих адептов, чем организации, последователи которых живут в миру, равно как секты, с преимущественно молодежным составом, например «Белое братство», часто более деструктивны, чем уже устоявшиеся организации, скажем, мормоны. Имеет значение и то, насколько сформировалось учение секты: чем менее устоялось учение секты, тем менее стабильна сама секта.

Ниже перечислены основные проблемы,

которые чаще всего возникают у государства с сектами:

1. Отказ от участия в голосовании. Практикуется, например, сектой «Свидетели Иеговы», которая учит, что существует лишь одно правительство на земле, так называемая «Правящая корпорация в Бруклине». В глазах сектантов эта корпорация имеет статус правительства.

2. Захват политической власти, как одна из целей существования организации. Вот что об этом писал Сан Мен Мун, основатель Церкви Объединения: «Когда придет наш час, мы должны привести к власти над миром автоматическую теократию (то есть правление Бога через его земного представителя (в лице Сан Мен Муна. – В.П.). Итак, мы не можем отделять политику от религии. Разделение между религией и политикой – это то, что Сатана[13] любит больше всего… . Когда мы придем к власти в Америке, мы должны будем изменить Конституцию и ввести смертную казнь для любого, кто уличен в физической близости с любым другим человеком, кроме того, который был для него предписан».

3. Террористическая деятельность некоторых сект. Печально знаменита в этом смысле секта АУМ Синреке.

4. Уголовные преступления. В них уличены, в частности, представители Общества Сознания Кришны; много проблем с правосудием также у сайентологов.

5. Сбор разведывательной информации (муниты, сайентологи).

6. Внушение своим адептам идей подобного рода: «Патриотизм есть последнее убежище подлеца». Отрицание всякой национальной самобытности. Стремление воспитать индивидуума, не имеющего ни исторической памяти, ни психологической привязанности к семье, к Родине.

7. Информационный террор против неугодных политических деятелей, в основном через подкупленных представителей правозащитных организаций.

8. Разрушение сектами единого информационного поля. Стабильность в обществе обеспечивается, в том числе и единомыслием его сограждан. Ослабление этого единства ведет к разобщенности, а значит, к ослаблению государства в целом, в конечном итоге – к его распаду: «…всякое царство, разделившееся в самой себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф.12:25).

9. Проникновение представителей сектантских организаций в органы власти. Особенно в этом преуспели представители оккультных движений, вплоть до того, что в Министерстве чрезвычайных ситуаций создали лабораторию экстрасенсов, и хотя никаких выдающихся открытий эта лаборатория не сделала, государство продолжает ее финансировать, появилась даже специальная воинская часть, укомплектованная колдунами и экстрасенсами. В Министерстве обороны создан Центр экстремальной медицины, в котором тестируют заряженную воду и изучают ауру человека.

Каковы политические цели тоталитарных сект? Кандидат юридических наук Н.В.Кривельская в своей книге «Секта: угроза и поиск защиты» называет следующие политические цели их деятельности:

«1. Разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России;

2. подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства;

3. создание в лице религиозного сектантства, преимущественно деструктивного характера, мощного потенциального политического рычага давления на власть;

4. создание взаимосвязанной сети некоторых религиозных деструктивных организаций для сбора разведывательной информации;

5. создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах Российской Федерации;

6. установление контроля над различными государственными чиновниками через влияние на них со стороны руководителей религиозных деструктивных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием)».

Изучая вопрос сектантства, непрерывно сталкиваешься с проблемой нарушения сектами законодательств тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность. Обобщая результаты исследований в данной области, А.Н.Листков, первый заместитель Законодательного Собрания Нижегородской области, кандидат юридических наук, академик МАИ отмечает: «Чаще всего сектантов привлекают к юридической ответственности за убийство (ритуальное или для соблюдения тайны), за доведение до самоубийства, истязание, похищение людей, надругательство над могилами, оборот психотропных средств и наркотиков, сексуальные преступления, организацию массовых беспорядков, вымогательство, создание посягающих на личность и права граждан объединений; незаконное применение психотехники, обман и злоупотребление доверием, манипулирование конфиденциальной информацией о гражданах».

Как же должно государство относиться к сектам? Государство по своей природе обязано стремиться к поддержанию собственной целостности и, следовательно, бороться с теми явлениями в обществе, которые представляют для нее угрозу, которые способны ее ослабить. Отношение государства к любой организации во многом зависит от толерантности этой организации к существующим и поддерживаемым государством социальным институтам и принципам его построения. Прежде всего, секта не должна входить в конфликт с законодательством той страны, на территории которой она находится. Исповедуемые сектой принципы не должны носить деструктивный характер и подпадать под действие уголовного права.

Согласно исследованиям американского ученого Брайана Р. Уилсона, конфликты между сектой и государством могут возникать по следующим причинам:

«1. Расхождение в том, что является истинным знанием, приводит к конфликтам относительно образования;

2. отказ признавать законность правовых установлений государства, институционализированные сакральные практики (принесение присяги, клятвы и т.п.);

3. уклонение от политических установлений общества (отказ от голосования);

4. отказ от участия в военной деятельности государства по соображениям совести;

5. отказ признавать брачно-семейные установления, налагаемые государством;

6. возражения против государственной системы здравоохранения;

7. пренебрежение экономическими институтами общества»[14].

В России, как и на Западе, сложилось своеобразное лобби «сектозащитников». Это люди, которые за деньги сект отстаивают интересы сектантских организаций в структурах государственной власти. Особенно в этом преуспели бывшие преподаватели марксизма-ленинизма и защитники прав самых разнообразных меньшинств, ставящие перед собой следующие цели:

«1. Отстаивание на уровне как законодательной, так и исполнительной власти принципов неограниченной свободы деятельности всех религиозных объединений (чего нет нигде в мире. – В.П.), в том числе незарегистрированных или зарегистрированных как общественные организации;

2. недопущение законодательного закрепления терминологии, реально отражающей опасность деятельности религиозных деструктивных организаций, а на уровне исполнительной власти – документов, вводящих ограничения деятельности деструктивных религиозных организаций;

3. нейтрализация утверждений авторитетных психиатров об опасности влияния сект на психофизическое здоровье личности;

4. психологическое давление на экспертов государственных органов, общественных и традиционных религиозных организаций, негативно оценивающих деятельность деструктивных религиозных организаций и распространяющих среди населения разоблачающую информацию;

5. организация в печати специальных публикаций о якобы имеющейся в России религиозной нетерпимости и т.п.».

Каждый человек имеет право на свободу слова и свободу выбора вероисповедания, и никто не может ограничивать права окружающих, предоставляемые законом, в том числе и сектанты.