ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

В классической педагогике и школьной практике находим немало примеров непрерывного педагогиче­ского поиска, направленного на облегчение школьной жизни ребёнка, на увлечение учащихся процессом по­знания, на организацию обучения и воспитания, осно­ванных на обоюдном доверии. Такой подход приме­нялся в «риторической школе» М.Ф. Квинтилиана С I— II вв.), в школе В де Фельтре ( XIV-XV вв.) под на­званием «Дом радости», в школе «Чешских братьев» Я.А. Каменского (XVI-XVII вв.) , в школе И.Г. Песта-лоцци (XVIII-XIX вв.), в учительской деятельности Ф.А. Дистервега (XIX в.), в «Новом институте для об­разования характера», школах Нью-Ленарка и «Новая гармония», организованных Р.Оуэном (XIX в.), в Яс­нополянской школе Л.Н. Толстого (XIX-XX вв.), в школе «бодрой жизни», организованной С.Т. Шацким, в детских колониях, руководимых А.С. Макаренко, в Павлышской школе, возглавляемой В.А. Сухом-линским. Этот же подход характерен для научных ис­следований и экспериментальной работы Ш.А. Амо-нашвили в НИИ дидактики Грузии, коллективов учё­ных под руководством Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и других, обеспечивающих поиск фун­даментальных теоретических изысканий для разработ­ки и обеспечения условий внутреннего включения обучающихся в познавательный процесс, организации учения на основе интереса к самому процессу пости­жения знаний.

Исторически так сложилось, что параллельно раз­вивалось второе педагогическое направление, привер­женцы которого считали, что держать детей в строго­сти и воспитывать их в страхе — это самый надежный путь воспитания подрастающего поколения. Многие литературные памятники, посвященные проблемам воспитания1, в том числе такой, как «Домострой» (XVI в.), требуя от воспитателей проявлять к ребенку любовь и заботу, одновременно призывают держать ре­бенка в «страхе божьем», ибо «приучать идти по доб­рому пути и не сбиваться с него можно только страхом наказания, страхом телесной боли» Средневековый учитель в Западной Европе, судя по изобразительным источникам, не мыслился без палки и розги, а обуче­ние — без избиения, наказания и детского страха. — достаточно посмотреть поучительный альбом Роберта Альта.

В немецких схоластических школах средневековья возникла и оценочная балльная система как способ усилить влияние общественности (в первую очередь родителей) на ребенка. Она разграничивала учащихся по их способностям, знаниям и социальному положе­нию. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приоб­рели социальную значимость, став инструментами дав­ления на учащихся.

Вместе с тем первоначальное распространение от­меток — как способа отражения успехов и неуспехов школьника — можно рассматривать как уступку со сто­роны схоластической школы передовому обществен­ному мнению, выступающему против телесных наказа­ний. С этой точки зрения распространение системы отметок означало сдвиг в сторону реализации гумани­стических идей воспитания. В России эта тенденция нашла отражение' в проекте реорганизации системы образования, разработанном И.И. Бецким (XVIII в.). Придавая большое значение воспитанию детей «в стра­хе божьем», он в то же время писал: «Единожды и на­всегда ввести закон и строго утверждать — никогда и ни за что не бить детей».

1 Стенографические записи С.-Петербургского педагоги­ческого общества // Семья и школа. 1973. № 1-12; 1974. № 1-12; 1975. № 1-12.

В дальнейшем педагоги, когда бы ни обращались к проблеме гуманизации образования, всегда сталкива­лись с вопросом усовершенствования оценочной сис­темы, исходя из демократических начал школьного де­ла.

Недостаток традиционной оценочной системы, ос­нованной на отметках как стимуляторах учения, обна­ружился уже в середине XIX в., когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребенка. Выдающимся предста­вителем идей свободного воспитания в России был JI.H. Толстой. В своих трудах он сформулировал не­сколько основополагающих положений, нашедших осуществление в Яснополянской школе.

«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», «чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях».Л.Н. Толстой вы­деляет причины, которые вытеснили действительную суть образования, подменив ее ложными основаниями.«Ложные, но ощутительные, эти основания сле­дующие:первое и самое употребительное — ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным;второе — ребенок учится для того, чтобы быть награжденным? третье — ребенок учится для того, чтобы быть лучше других;четвертое — ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете».

 

 

Крайне отрицательно относился Л.Н. Толстой к практике «одиночного опрашивания», целью которого Является оценка знаний ученика. Этот прием он мыс­лил как остаток старого суеверия, когда учитель за­ставлял учащихся учить наизусть, так как не мог иначе определить их знания, как лишь приказав им повто­рять все «от слова до слова». «Одиночное опра-шивание» вызывает негодование великого писателя. «Нет ничего вреднее для развития ребенка и такого рода одиночного опрашивания и вытекающего из него начальственного отношения учителя к ученику, и для меня нет ничего возмутительнее такого зрелища. Большой человек мучает маленького, не имея нато

 

никакого права. Учитель знает, что ученик мучается. краснея и потея, стоя перед ним; ему самому скучно и тяжело. Но у него есть правило, по которому нужно приучить ученика говорить одного, для чего приучить говорить одного, этого никто не знает».

Об отметках как способах оценки знаний учащихся Л.Н. Толстой подробно не пишет, однако отмечает, что«отметки, впрочем, остаются только от старого на­шего порядка и сами собой начинают падать». И далее замечает: «Если посторонний хочет оценить эту сте­пень знания, пусть он поживет с ними (учениками), изучит результаты и приложения к жизни наших зна­ний»1.

Классическую точку зрения на учение и обучение школьника сформулировал К.Д.Ушинский. Учение, по его утверждению, «есть труд и должен оставаться тру­дом, но трудом полном мысли, чтобы самый процесс учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». «Серьезную мысль» тут следует рассматривать как познавательную актив­ность, естественными побудителями которой должны || быть познавательные потребности и интересы.