рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Феномен эпохи Возрождения

Феномен эпохи Возрождения - раздел Образование, Леонардо да Винчи в галереях мира Возрождение Или Ренессанс - Период В Культурном И Идейном Развитии Стран Запа...

Возрождение или Ренессанс - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах - конец XV - начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы “возрождение” его.

Ренессанс обычно характеризуют как возрождение античных наук и искусств. С точки зрения Лосева А.Ф. это правильно[1]. Однако сводить Ренессанс только к одной античности - это значило бы не уловить в Ренессансе самого главного. Всегда реставрация старой отжившей эпохи несет в себе нечто новое. Эстетика Ренессанса всегда создавала для своих исследователей огромные трудности, так как всем всегда хотелось свести ее к одному единственному принципу. Сделать это невозможно потому, что эстетика Ренессанса обладает чертами огромного и часто вполне стихийного субъективно-человеческого жизнеутверждения, еще далекого от последующих эпох господства тех или иных дифференцированных способностей человеческого духа[2].

Новизной в данную эпоху является прежде всего чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты. Возрожденческий художник резко отличается от антично-средневекового и поэтому влияние античности слишком преувеличивается. При формальном сходстве здесь бросается в глаза субъективистически-индивидуалистическая жажда жизненных ощущений независимо от их религиозных или моральных ценностей, хотя эти последние здесь формально не только не отрицаются, но часто и выдвигаются на первый план.

Предвестия итальянского Возрождения заметны уже в XIII веке, особенно в его заключительные два-три десятилетия. Эти предвестия представляют собой ничто иное, как самые зрелые результаты средневековой коммунальной культуры. Данный период связан с именами Данте, Николо Пизано, Джотто и др. Некоторые исследователи начинают Ренессанс с протoренессанса с середины XIII века или во всяком случае с 1300 г[3].

Другие предпочитают считать точкой отсчета середину XIV века, не Данте, а Петрарку, у которого новое мышление не просто прорастает сквозь традиционную христианскую структуру, а впервые обретает соответствующую себе внутреннюю организацию. Петрарка стал моден в образованных слоях Италии, и это был многозначительный симптом психологических изменений.

В первой половине XV века Возрождение окончательно завладело не только филологией, риторикой, этикой, педагогикой, политической мыслью, историографией, создало текстологию и археологию, но и развернулось в скульптуре, живописи, архитектуре.

Пережив в XV веке северные готические воздействия, задержавшие развитие джоттовской традиции, но одновременно обогатившие ее опытом, искусство словно бы внезапно взорвалось гениальностью Мазаччо, Донателло, Брунеллески. Флоренция была еще метрополией новой культуры, но во всех сколько-нибудь крупных центрах возникли своеобразные ренессанские очаги от Милана и Венеции до Урбино и Неаполя. Интеллектуальные и художественные веяния смешались и образовали объемное культурное единство. Это дает основание многим ученым употреблять термин «раннее Возрождение» в ограниченном смысле, имея в виду первые две трети XV века.

Под «Высоким Возрождением» обычно понимают вторую половину, или последнюю треть, или самый конец XV века и первые два десятилетия XVI. Это «век Леонардо» или еще шире «век Лоренцо Великолепного» - две кульминационные стадии. Высокое Возрождение стало временем почти невероятной концентрации духовной энергии, выдвинуло десятки гениальных людей. Итальянский Ренессанс охватил все виды духовной деятельности, все ответвления культуры, пропитав их общим настроением и связав их в универсальное целое. Ренессансное мировосприятие вовлекло в свою орбиту математику, магию, астрологию, географию, инженерию, интересуясь, подобно Леонардо да Винчи, всем на свете и все переиначивая на небывалый лад.

В итальянской научной литературе этот период удачно обозначают как «Полное Возрождение». Полнота состояла не только в зрелости, расцвете и т.п., а именно в том, что Возрождение сумело сказать свое слово во всем, что имеет отношение к культуре, и выявить свои принципы, логику своего развития до конца и во всех направлениях. Так было только в Италии[4].

Затем, примерно после 1520 г и до середины XVI века - позднее Возрождение. Развитие вширь еще продолжалось, о чем свидетельствуют успехи натурфилософии, логики, эстетики, истории искусства и т.п., но уже появились признаки эпигонства, односторонности, измельчания.

В типологическом смысле итальянское Возрождение включает не более чем два столетия (середина XIV - середина XVI веков): с момента, когда его тенденции структурировались и выразились в самосознании, и до последней кризисной черты, за которой целостный ренессансный мир прекратил актуальное историческое существование.

В еще более строгом значении – это период преобладания ренессанского духовного климата, это ядро эпохи, время все возрастающей полноты, равновесия и единства компонентов и принципов новой культуры, а также ее гармоничного функционального соответствия всему общественному организму. Иными словами, это XV - начало XVI века. Причем, особенно Высокое Возрождение, благодаря достижению культурой своего естественно-логического потолка, ослепительно проясняет природу ренессанского мышления и его исторические пределы[5].

 

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Леонардо да Винчи в галереях мира

Содержание... Введение... Феномен эпохи Возрождения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феномен эпохи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творческий путь Леонардо да Винчи
  Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано около городка Винчи между Флоренцией и Пизой. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. Детские годы Ле

Великие полотна мастера в галереях мира
Одна из трудностей идентификации произведений Леонардо связана с его эволюцией как художника: его произведения, знаменующие Высокое Возрождение, столь совершенны, что порой трудно принять то, что е

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги