Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.

Этика-раздел философии, изучающий мораль и нравственность людей. Обычные моральные нормы, которые существуют в повседневной жизни как практические установки на уровне здравого смысла, в античную эпоху стали объектом философского обоснования. Не случайно поэтому в античной Греции этика стала самостоятельной научной дисциплиной. Этика античности выразила нравственные искания целой эпохи. Она интересна тем, что, выразив основные ценности человеческой жизни, придала им статус знания. Античные мудрецы искали основу нравственности в земном существовании человека, утверждали огромную ценность нравственного измерения всех человеческих поступков.

Основные нормы и принципы античной нравственности связаны с искусством добродетельно и осмысленно встречать жизненные испытания. Античных философов интересовало множество вопросов: Каковы разъединяющие и соединяющие силы мира? Что помогает исканию лучших, истинных форм жизни? В древней Греции сложились по существу все направления этической мысли, которые впоследствии будут разрабатываться в европейском сознании ( от проповеди простой жизни до культа наслаждения).

Сократ. Сократ излагал свои идеи только устно, в форме беседы или спора. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики, т.е. учения о морали. Впервые именно у Сократа мораль стала предметом, целиком находящимся в компетенции человека (а не богов). Суть этической позиции Сократа можно представить так: степень совпадения реальной жизни человека и его представлений о том, как надо жить достойно, зависит от сознательного выбора самого человека (а не от судьбы или божества). А сознательный выбор есть выбор со знанием дела, значит, мораль зависит от познания. Именно знание того, что такое добро и зло, делает человека добродетельным. Поэтому добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Сократ давал человеку практическую ориентацию в жизни: надо руководствоваться совестью, справедливостью и гражданским долгом.

Добродетель, по Сократу, — то, что делает душу благой и совершенной, а это может дать только познание. Порок — это отсутствие - знаний, т.е. невежество. Сократ считал, что никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию, т.е. невежеству. Этика Сократа получила наименование рационалистической

Платон. Платон, с одной стороны, продолжил учение Сократа, развивая его мысли о моральной сущности человека, а с другой — разрабатывал и общую для его предшественников тему о бытии и сущности окружающего мира. Считается, что Платон заложил философию как таковую.

Наиболее значимым является учение Платона об идеях. По этому учению окружающий нас материальный мир управляется согласно вечным образцам, или моделям, находящимся за его пределами. Эти образцы Платон называет идеями. Идеи совершенны, неизменны, вечны. В то же время они телес-ны. Это нечто видимое. Но увидеть идеи можно не физическим зрением, а путем умственного созерцания. Идеи составляют особый надкосмическии мир: они первичны по отношению к материальному миру и определяют свойства и законы материального мира. Идеи образуют иерархию — систему уровней различной значимости. Частные идеи вещей подчинены более общим идеям. Наивысшая идея — Благо, тождественное абсолютной красоте. Это начало всех начал, демиург, т.е. создатель видимого мира, устроивший его по мудрым вечным законам.

Задача познания состоит в том, чтобы путем умосозерцания сути вещей разглядеть за искажениями истинные вечные идеи. Переходя от найденной идеи одной вещи к идеям других вещей, человек сам должен постепенно подниматься на уровень, соответствующий высшей идее, т.е. становиться более совершенным. Страстное стремление к совершенству, к идеальному, овладевающее человеком, Платон называет термином Эрос. Это стремление заложено в душе каждого человека. Тело же является «темницей души» и мешает человеческому восхождению к совершенству. Мир идей представляет собой не просто царство сущностей, а царство благих сущностей. Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность — явлению, но и как благое — злому.

Аристотель. Свои этические и политические взгляды Аристотель пытался обосновать эмпирически, т.е. на опыте и примере, а не на недостижимом идеале. По Аристотелю, общая цель человека — стать существом добродетельным, а не порочным. Порок философ понимает как результат избытка или недостатка, а добродетель - - как достижение разумного равновесия, золотой середины между крайностями. Например, мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — между расточительством и скупостью и т.д. Конечная же цель жизни — счастье, под которым понимается достижение нравственной уравновешенности в результате деятельной добродетельной жизни.

Нравственность человека понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назначением человека, связанным с его разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в прекрасном выполнении разумной деятельности. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной, и не просто деятельной, а добродетельной. Настоящая цель человеческой жизни, как ее определяет Аристотель, — не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели — достижению блаженства путем созерцания истины.

Основная идея стоиков — освобождение человека от влияния внешнего мира. Средствами достижения этого они считали знание, упражнение в добродетелях, подъем над суетой окружающей жизни.

Принципы стоицизма:

1) Счастье состоит в том, чтобы следовать природе, Логосу.

2) Истинное благо для человека - только добродетель, истинное зло — только порок.

3) Добродетель означает жизнь в согласии с разумом; основных добродетелей четыре благоразумие, умеренность, справедливость и мужество; им противостоят четыре же главных порока — неразумность, распущенность, несправедливость, трусость; между теми и другими нет переходных состояний, различие между ними абсолютно.

4) Все остальное стоики квалифицировали как «безразличные» вещи: богатство и бедность, здоровье и болезнь, слава и бесславие, жизнь и смерть; «безразличны» они потому, что не зависят от человека, добродетели же и пороки, напротив, выбираются человеком добровольно, свободно.

5) В мире «безразличных» вещей единственная возможность свободы открывается не в практическом их преобразовании, а в изменении эмоционального отношения к ним: вещи и события сами по себе нейтральны, все зависит от нашего отношения к ним «В смерти, например, нет ничего страшного..., страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною».

6) Все в мире подчинено строжайшей закономерности, которая выражается в понятиях рока, фатума, судьбы; даже Бог подчинен этой необходимости (точнее, он и есть сама эта необходимость); человек не может изменить «строя вещей», поэтому «пусть (человек) считает, что все случившееся так и должно было случиться», «мужественно перенося удары судьбы».

7) Конечной целью стоических устремлений является апатия, безучастное терпение, душевный покой; стоический мудрец — это воплощение терпимости и сдержанности, бесстрастности и бесстрашия, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.