рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этические учения

Этические учения - раздел Образование, Вопросы К Зачету ...

Вопросы к зачету

Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики… Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «etnos» («этос»).… Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами.…

Золотое правило нравственности

Во-вторых, сами действия не могут в этом случае быть какими угодно. Они уже квалифицируются как хорошие и плохие, полезные и вредные, и человек… В-третьих, индивид должен относиться не к представителям одного или нескольких… Анализ содержания «золотого правила» является одной из заметных тем в истории этической мысли. В античной этике можно…

Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.

Основные нормы и принципы античной нравственности связаны с искусством добродетельно и осмысленно встречать жизненные испытания. Античных философов… Сократ. Сократ излагал свои идеи только устно, в форме беседы или спора.… Добродетель, по Сократу, — то, что делает душу благой и совершенной, а это может дать только познание. Порок — это…

Этические учения эпохи эллинизма. Эпикур, стоики.

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь,… Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь,… Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб…

Этика эпохи Средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской… Центральные проблемы средневековой этической мысли: 1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной…

Августин Блаженный и теологическое обоснование морали

В его творчестве значительную роль приобретает осмысление каждой из божественных заповедей в их отношении к миру, что тесным образом связано с… Это оказывает влияние на нравственное сознание человека, делает его… Но вместе с тем этот поступок является совершенно свободным, так как в нем жизнь завершается лишь мысленно, жизнь еще…

Синтетическая этика Ф. Аквинского

Все этические построения Фомы, по сути дела, опровергают его замысел и доказывают противоположное – неосуществимость гармонии религии и морали,… Ф. Аквинский выделил три части этики: монастику, под ней он подразумевал… Ф. Аквинский в отличие от Августина Блаженного отрицал самодетерминированность воли. Он полагал, что воля извне…

Этические учения Нового Времени. Кант, Гегель, Фейербах.

Идея суверенности морального субъекта, на которой базировалась духовная оппозиция в эпоху средневековья, становится центральной, а в качестве… В понимании моральной природы человека философы разделились на два… Большую роль в развитие этики внесли крупнейшие мыслители XVI-XVII в., - Т. Гоббс, Д. Локк, Б.Спиноза.

И. Кант

Замысел Канта - выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех "загрязнивших" ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении… Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для… Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для…

Гегель

Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально "озабоченной" теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".

Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

Нужно заметить, что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой, постепенно преодолевался пафос ранних работ, связанный с идеями моральной суверенности личности. В итоге личность как бы при носится в жертву философии абсолютного идеализма, настроенной на созидание социальной гармонии.

Учение о свободе воли предваряет исследование Гегелем природы морали и нравственности полагая свободу "необходимым условием и основой нравственности", философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этом основании предлагается концепция развития свободной воли, в процессе которого воля проходит три стадии (природная воля, произвол, разумная воля), интерпретирующиеся впоследствии в учении как об абстрактном праве, о морали, о нравственности.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений.

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

Л.Фейербах

Своеобразие этических воззрений Фейербаха связано не только с предложенным им позитивом (этика "туизма", альтруистических взаимоотношений…

Русская этика. Марксистская этика.

В 19 веке Россия встала перед выбором пути развития. Западники склоняли ее к европейскому вектору развития, славянофилы твердили о самобытности… Автором славянофильской идеи считается Петр Чаадаев. Он утверждал, что путь… Яркой фигурой русской философии стал Лев Толстой. Он изучал труды многих европейских философов: Канта, Шопенгауэра,…

Этические категории и их место в структуре этической науки.

Особенностью категорий этики является то, что многие из них есть слова обыденного языка, например «свобода», «добро», «счастье» и др. Происходит это… Важным и, по сути, «знаковым» понятием этики является категория добра. С ее… В современной этике добро и зло — это нравственные оценки того или иного явления. Они находятся в зависимости от…

Добро как этическая категория. Понятие абсолютного добра.

Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно… Действовать в морали, - значит выбирать между добром и злом. Свободный… Религиозная этика утверждала, что добро - есть выражение воли или разума Бога, зло же фатально присуще человеку -…

Зло как этическая категория. Понятие абсолютного зла.

Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно… Зло - родовое понятие по отношению ко всем нравственно негативным явлениям -… Действовать в морали, - значит выбирать между добром и злом. Свободный сознательный выбор человек может сделать лишь…

Совесть как этическая категория.

Совесть - основа нравственного бытия человека. Как этическая категория совесть характеризует способность, на основе сложившихся моральных… Феномен совести с точки зрения своего определения и структуры является одним… Возникновение совести обусловлено целым рядом факторов, среди которых первостепенное значение, как отмечают этнографы…

Эмоционально-психологический механизм самоконтроля совести.

В любом обществе, равно как и в жизни отдельно взятой личности, всегда присутствуют определённые общественные установки, императивы, цели и проекты,… Особое место среди них занимают категории Долга и Совести, которые относятся к… Категория совести находилась под пристальным вниманием многих философов, мыслителей с древнейших времён. Но в разное…

Долг как этическая категория.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это… Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи,… Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное…

Особенности механизма самоконтроля совести и долга.

Совесть и долг – эти категории выражают императивность морали. Человек не может жить в обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу… Действительная сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому…

Честь как этическая категория.

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную… Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное… Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально,…

Честь

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Честь и достоинство неотделимы друг от друга. Они формируются в процессе нравственной практики людей и социальных групп. Например, в эпоху феодализма с этими понятиями были связанны разнообразные рыцарские ритуалы; народная мудрость запечатлела эти понятия в виде пословиц и поговорок: «Береги платье снову, а честь с молоду», «Честь ум рождает, а бесчестье последний отнимает» и др. Эти примеры показывают, что честь и достоинство не приходят сами по себе – они приобретаются воспитанием в себе самом положительных черт характера, и нравственно возвышают человека. К.Маркс писал: «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям выше благородство». Личное достоинство предполагает способность бережно относиться к достоинству и чести других людей, исходя из золотого правила нравственности существующего во все времена в различных интерпретациях (не делай другим того, чего не желаешь себе).

В этике принято выделять следующие виды чести и достоинства:

- индивидуальная (личная);

- коллективная (социальная, общественная);

- профессиональная.

С понятием чести тесно связанна и другая категория этики – честность, практическая добродетель подразумевающая:

- правдивость;

- совестливость;

- добросовестность и верность.

Таким образом, честный человек (владеющий честью), обладает и достоинством – правдивостью перед самим собой (адекватностью понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).


Достоинство как этическая категория.

Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную… Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной… Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого.…

Справедливость как этическая категория.

В какой-то мере понятие «справедливость» соотносится с понятием «правильность». Сперва любопытно проследить словообразование термина «справедливость» в… При наличии конфликтной ситуации справедливым будет считаться такое ее разрешение, при котором обе стороны получают…

Этическое понятие идеала, его функции и формы.


Этическое понятие счастья.

С категорией «смысл жизни» тесно связано понятие «счастье». Если смысл жизни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.

Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому существует множество «моделей» счастья — общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».

В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) — быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения». Необходимые условия счастья:

Объективные — удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья.

Субъективны — внутренняя готовность и способность личности к счастью — своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете это — нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни.

Итак, для счастья необходимы следующие условия:

оптимальное удовлетворение материальных потребностей;

самореализация личности через профессиональную деятельность и бескорыстное общение. Некоторые особенности и «законы» счастья

Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.

Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некой «зоне непрекращающихся удовольствий». Это - миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.

Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.

Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны другие: только тогда, когда другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность.

Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентирует нас на бережное отношение к счастью.

Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой — преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».

Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности ради которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.

Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.

Размышляя над проблемой смысла жизни, Л.Н. Толстой пришел к выводу, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не рационально аргументированного знания. Понятие веры в философии Толстого не совпадает с традиционным понятием веры: "Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни". Таким образом, для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же. Понятие счастья во всех этических системах непосредственно связывается с пониманием смысла жизни, так как в самом общем виде счастье определяется как состояние моральной удовлетворенности, удовлетворения своей жизнью. Философские манифесты счастья имела каждая эпоха. Во многих этических системах счастье провозглашалось неотъемлемым правом человека, стремление к счастью рассматривалось как прирожденное свойство личности и в этих учениях счастье и стремление к нему рассматривалось в качестве основы и источника моральной деятельности. Ламетри, французский просветитель XVIII в. писал: "Кто нашел счастье, тот все нашел". Во Франции в XVIII в. даже был основан "Орден счастья".

По мнению Вольтера, "великое дело жизни и единственное о чем следует заботиться - это жить счастлива". Это и есть формула эвдемонизма. Однако эвдемонизм отличается от гедонизма, ибо источником счастья может быть не только удовольствие, но и благополучная судьба, совершенство человека, удовлетворение жизнью.

Счастье - это состояние наибольшей удовлетворенности человека условиями своего бытия, ощущение полноты и осмысленности жизни - это и благополучие, и здоровье и степень свободы и уверенности человека в полезности своего существования на земле.

Счастье не может быть состоянием постоянным, это не состояние непрерывной радости, а скорее, момент особого эмоционального подъема. Один древний мыслитель сказал, что счастье перемежается с несчастьем как роза с шипами. Генрих Гейне подтвердил распространенное убеждение, когда сравнил счастье с легкомысленной девушкой, которая приласкает, поцелует и убежит; несчастье, наоборот похоже на женщину, которая сильно привязывается, не спешит уйти и спокойно сидит вокруг тебя. Следовательно, как правило, счастье мимолетно, его трудно удержать, несчастье же наоборот отличается постоянством.


Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от… гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум… эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

Такт и этикет.

Очевидно, что этикет представляет собой правила поведения, которым должен обладать каждый человек. Этикет соблюдается в разных… Есть несколько разновидностей этикета, которые характерны для определенного… Невозможно оспорить величину значения этикета для гармоничного общения между людьми. Такие правила поведения…

Профессиональная управленческая этика как раздел этической науки. Предмет и задачи профессиональной этики.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы:

Справедливость при наделении работников необходимых для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными)

Обязательное исправление этического нарушения, независимо от того когда и кем оно было допущено.

Терпимое отношение работников к моральным устоям, традициям, имеющим место в др. регионах, странах, организациях.

Индивидуальное и коллективное начало при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов, но проявлять себя надо в разумных пределах.

Никакого насилия, нажима на подчиненных, особенно в присутствии кого-то.

Принцип постоянства воздействия выражается в том, что этические стандарты внедряются в организацию не приказом единовременным, а постоянным, систематическим как со стороны руководства, так и работников.

При воздействии нужно учитывать силу противодействия.

Постоянно стремиться к бесконфликтности.


Понятие управленческой профессиональной морали. Уровни существования морали.

В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности.… • беспристрастность, объективность; • прямоту, полное разоблачение;

Понятие деонтологии. Профессиональный долг, его содержание, особенности и противоречия.

(от греч. deontos должное и logos – учение) раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом («Деонтология, или Наука о морали» – «Deontology or the science of morality», vol. 1 – 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии – учения о моральных ценностях. Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях.

Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Вскоре понятие «деонтология» стало применяться несколько в ином смысле — в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям, а учение — деонтология — стала отличаться от аксиологии — учении о нравственных ценностях.

Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.

ДОЛГ – категория этики, нравственно аргументированное принуждение к поступкам, деятельность и поведение, выполняемые из побуждений совести. «Долг есть необходимость поступка из уважения к закону» (И. Кант). Понятие Д., его анализ и, в особенности, обоснование остается для философии этики открытой проблемой (А. А. Гусейнов, 2001). Противоречие между чувством Д. и др. подструктурами личности может приводить к внутриличностным конфликтам, подчас длительным и острым. Борьба между «хочу» и «надо» создает основу для нравственного конфликта. Противоречие между двумя желательными с т. зр. Д., но несовместимыми вариантами поведения является предпосылкой ролевого конфликта. Противоречие между тем, что необходимо делать в силу Д., и возможностями человека выполнить требования Д. может привести к адаптационному конфликту. Нарушение человеком Д., как правило, связано с причинением материального или морального ущерба окружающим. Поэтому нарушение Д. всегда либо создает условия для конфликта, либо является его непосредственной причиной. Способность жертвовать личным благом ради выполнения Д. является важной позитивной характеристикой человека.

 


 

Моральные требования профессиональной этики управленца.

Применительно к сфере руководства людьми, к деятельности менеджера этика определяет, как должен поступать руко­водитель, каковы должны быть его… Этика управления рассматривает моральные качества руководителя безотносительно… Поскольку менеджер осуществляет руководство группой людей, значение профессиональной этики в его деятельности трудно…

Основные факторы, специфика и функции профессионально-нравственного общения.


Психологический контакт и психологические барьеры.

Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в… При оценивании имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование… Для успешно установления и развития контакта юристу-практику целесообразно подготовить план, в котором отражались бы…

Нравственные особенности установления психологического контакта.

Психологический контакт—это образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. Это форма… Психологический контакт следователя с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем,… Психологический контакт складывается в ходе общения и его обязательной предпосылкой является обоюдная готовность…

Понятие, природа и особенности нравственного конфликта.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов,… Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия… В философской, психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации конфликтов. Их…

Внешние и внутренние нравственные конфликты.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположных тенденций в психике отдельного человека или в отношениях двух и более… В конфликтной ситуации обязательно сталкиваются разные позиции, отличные…  

Понятие, природа и структура морального выбора.

Мораль - это совокупность нравственных требований (норм, принципов), определяющих характер отношений между правил людьми в соответствии с принятыми… Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из… Выбор моральный - разновидность моральной деятельности, выражающий духовную автономию морального субъекта, его…

Особенности поведения человека в ситуации морального выбора.


Проблема соотношения цели и средств в ситуации морального выбора.

Проблема моральной ответственности в ситуации морального выбора.

Понятие профессионально-нравственной деформации. Особенности профессионально-нравственной деформации в системе власти.

Показатели профессионально-нравственной деформации.

Внутренние причины профессионально-нравственной деформации.

Внешние причины профессионально-нравственной деформации.

45. Объективные и субъективные источники возникновения и сохранения преступных традиций и «законов».     9. СЛОВАРЬ1. Абсолютизм (этический) – методологический принцип истолкования природы нравственности, в…

– Конец работы –

Используемые теги: этические, учения0.048

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этические учения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Важнейшие моральные и этические учения. Моисей
И вот наконец-то к ХΥІІІ веку она выделилась в самостоятельную науку, предметом изучения которой является мораль. Эту самую мораль изучали… Моисея – основателя религии иудаизма, также принято считать мудрецом и… Моисея, как и всех еврейских мальчиков, должны были убить, но мать спрятала его в камыше на берегу Нила. Мальчика…

Этическая мысль Нового времени. Этический рационализм Спинозы
В названии эпохи – «Новое время» – отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал… Появилось значительное число людей, активно накапливающих и наслаждающихся… Испытывая окружающую природу, – человек неизбежно пришел к необходимости углубления представлений о собственной…

Этические учения Древнего Рима
Новые формы общественной жизни вытесняли родоплеменные отношения, старые обычаи и традиции. Воз¬никла потребность в формировании новых ориентиров,… Она не стремится, как это было принято в Древней Индии, радикальным путем… Наобо¬рот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела. 3. Социальная…

Основные проблемы и типы этических учений
Введение... Основные проблемы и типы этических учений Этические учения Древнего Востока Общая характеристика европейской этики...

Этическое учение Л.Н. Толстого
В конечном счете, о его отношение легко догадаться, основываясь на его мировоззрении, очертания которого прослеживаются в его трудах. Я хотел бы проанализировать его произведения с точки зрения этики, что… Если цель к конечном счете и не достигнута, то само стремление к ней мобилизует скрытые резервы организма, и наполняет…

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Этические учения Древнего Китая
Этические учения Древней Индии... Основные понятия буддизм джайнизм сансара карма нирвана... В европейской философии начиная с А Шопенгауэра от крывшего индийскую мысль для европейцев довольно таки широко...

Идея всеединства В. Соловьева и его этическое учение
Пытаясь создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного идеального начала, Соловьев рассматривает… Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть философию… Контуры всеобъемлющей философской системы, намеченной в работах «Философские начала цельного знания» и «Критика…

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Основные проблемы и типы этических учений
Разумеется, невозможно достаточно подробно и глубоко изложить их на нескольких страницах учебного пособия. Подлинная, полная драматических коллизий… Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и… На Востоке мудрость идет от жизни , а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История этических учений Запреты и поощрения 6.Этические учения эпохи Возрождения и нового времени 7. Этическая мысль немецкой классической философии 8. Европа: ХIХ-ХХ вв.… Но от того, на сколько полно определяется сущность явления зависит успешность… Эволюция и становление этики происходит под влиянием не только склада национальных ценностей, психологического…
  • Учение Аристотеля о первоначалах, этическое и социально-политическое воззрение Аристотеля Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей… Предметом исследования являются концепции Аристотеля. Для выполнения цели исследования необходимо решить следующие…
  • Политические и правовые учения в странах Арабского Востока в период средних веков Согласно преданию, в 610 г. житель Мекки Мухаммед (ок. 570–632 гг.) выступил против древнеарабского многобожия, с проповедью покорности единому богу… Через несколько лет Мединская община мусульман (муслим – “преданный”, т.е.… Политическая обстановка в Арабском халифате была нестабильной.В борьбе лидеров мусульманской общины за власть…
  • Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени… Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека,… Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги.Фрейд,…
  • Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное Техника, в свою очередь, расширяет возможности научного познания природы.Бэкон провозгласил вместе с Декартом главные принципы философии Нового… Именно Бэкон выразил базовую заповедь нового мышления в афоризме «Знание —… Для бэконовской методологии характерен тезис о том, что природа побеждается только подчинением ей. Истинное Знание,…