Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы.

Пурва означает «первая». Вторая миманса – это уттара-миманса(веданта). Миманса базируется на «Миманса-сутре» Джаймини(250 г до н.э). Джаймини описывает различные виды жертвоприношений и их цели, а также некоторые философские проблемы. Миманса-сутры, 2745 сутр, разделены на 12 книг. Только первая книга имеет философскую ценность, т.к. она рассматривает вопрос об источниках познания и истинности вед. Джаймини старается обосновать истинность каждой части вед. Миманса-сутра бхашья, которую составил Шабара(350-400 г н.э), является древнейшим комментарием к сутрам мимансы. Кумарила(600-700гг н.э) истолковал «Сутру» и «Бхашью». Кумарила вступает в полемику с другим представителем мимансы – Прабхакарой Мишрой. Прабхакара к праманам добавляет еще и сравнение. А Кумарила добавляет к праманам невосприятие. Миманса более других даршан(школ) связана с ритуальной стороной брахманизма. Слово «миманса» означает исследование, изучение. Приверженцы этой даршаны детально разрабатывали проблему источников истинного знания. Нужно всесторонне изучать дхармы тогда, когда веды изучены. Дхарму есть необходимость исследовать, т.к. одни называют дхармой одно,а другие – другое. Дхарма есть артха – чей знак побуждение к действию. Она способствует благу человека. Познание ведийских речений – это восприятие. Если человек действует, принимая во внимание какое-либо одно представление о дхарме, он может попасть в беду. Предписание, а не индрии, дает возможность узнать прошлое, настоящее, будущее, тонкое, скрытое и отдаленное. Дхарма – это предписание, долг. Именно то, что приносит человеку благо, называется дхармой. Того, кто приносит жертвы, называют дхармика. Все то, что выражено посредством слова «жертвовать» - определяется как дхарма. Восприятие не запечатлевает признака дхармы. Дхарма не доступна восприятию. Бадараяна считает, что знание незыблемого предписания – это источник знания о дхарме. Знание, которое однажды возникнув, превращается в свою противоположность, есть ложное знание. Если высказывание относится к обыденной жизни, то оно не является ложным в том случае, если исходит от человека, достойного доверия или относится к области, доступной восприятию индриями. Но для человека невозможно знание помимо речения вед. Иногда люди полагают, что узнали что-то из высказывания другого человека, но в действительности, это высказывание является человеческим измышлением. Потому что в делах такого рода, человеческое рассуждение так же не может служить средством познания, как рассуждение слепого о различиях красок. Знание, основанное на человеческом рассуждении, иногда ведет к заблуждению. А для установления ложности ведийских речений способа нет. Логический вывод, противоречащий восприятию, не является источником истинного знания – праманой. То, что возникает при соединении индрий человека с предметом, есть истинное восприятие. Если манас ослаблен голодом, или индрии – болезнью Тимира или же сам предмет восприятия отличается тонкостью, то следствием этих обстоятельств становится ложное знание. Из-за того, что манас во время сна оказывается ослаблен, само состояние сна становится причиной ложности представлений, возникающих в начале и в конце сна. До тех пор, пока не узнан предмет, невозможно заметить вызванного им состояния сознания. Логический вывод(анумана) состоит в том, что делают заключение о невидимой части предмета, зная его видимую часть. Анумана бывает 2-ух видов: соединение доступно восприятию(видя дым делают вывод об огне), соединение определяется по сходству. Текст предполагает узнавание предмета, не соединенного с индриями, посредством узнавания слов. Сравнение(упамана) – сходство предметов вызывает состояние сознания(будхи), возникающее при мысли о предмете, не соединенном с индриями(при виде яйца вспоминают о курице). Постулирование(артхапатти) – допущение существования вещи. Отрицание(абхава) – отрицание способа познания. Слово не является источником истинного познания. Важно соблюдение ритуальных требований. Жертвоприношения совершаются для того, чтобы уничтожить карму(дхарма должна победить карму). Вечность вед: веды существуют вне времени и пространства, это данный богами текст на санскрите. Знание, получаемое из ведийских предписаний, не может быть опровергнуто в какое бы то ни было время, в каком-либо месте или под влиянием каких-либо других обстоятельств. Веды сами обнаруживают свою собственную истинность. Так как тексты вед не имеют автора, то у них нет и ошибок, присущих авторам, и поэтому неавторитетность вед невозможна. Веды вечны, т.к вечны составляющие их слова. Связь между словом и его значением естественная и не является результатом соглашения. Выразительность слов присуща им по их собственной природе. Мимансаки возражают против мнения, рассматривающего веды как произведение бога. Они утверждают, что веды существовали всегда, в соответствии со своим правом. Бог, являющийся бестелесным, не имеет органов речи и поэтому не может произносить слова вед. Не существует предания о божественном или человеческом авторстве вед. Даже с точки зрения теории сотворения мира, веды могут рассматриваться как вечные в том смысле, что создатель в начале каждой мировой эпохи воспроизводит в памяти веды прошлой эпохи и обучает им. Риши(мудрецы) предпринимали специальное изучение вед и преподавали их другим. Веды не сотворены в том смысле, что они не обусловлены богом или вдохновленными пророками, которые, в лучшем случае, постигают истины и передают их. Авторитетность вед подвергается критике на том основании, что они содержат ссылки на исторические имена. В ответ говорят, что гимны имеют дело с вечными явлениями природы. Имена, встречающиеся в них, имеют всеобщую применимость и не носят характера исторической ссылки. Джамини и Шабара не сталкивались с проблемой конечного освобождения. Они указывают путь к жизни на небесах, а не к освобождению от сансары. Согласно Прабхакаре, освобождение состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, действие которох являются причиной возродждения. Это определяется как абсолютное уничтожение тела, обусловленное исчезновением всякой дхармы и адхармы. Освобождение представляет собой прекращение как удовольствия, так и страдания. Кумарила думает, что познания недостаточно для освобождения, освобждение может быть достигнуто посредством кармы, объединенной с джняной. Целый ряд божеств в пурва-мимансе. Достижение небесного блаженства – это высшее благо, это цель выполнения ведийских ритуалов. Вознаграждения приносящим жертвы не обусловлены каким-то милосердным богом.