В «Мандукья-кариках» Гаудапады.

3 главные школы веданты: адвайта-веданта, вишишта-адвайта Рамануджи и двайта-веданта. Упанишады – самая древняя, самая чтимая, самая важная часть ведантистской тройной основы – это «основа в услышанном»(шрути прастхана). Согласно традиции, число упанишад должно в точности соответствовать числу «ветвей» (шакха) «ведийского дерева» (школ устной передачи), а именно 1180. Самые ранние Упанишады – «Брихадараньяка» и «Чхандогья» созданы не позднее 8-7 в до н.э. Можно говорить о протофилософии упанишад. В них почти неизменно присутствуют 3 больших параллельных ряда: адхияджня (относящееся к жертвоприношению), адхьятма (относящееся к микрокосму – человеку), относящееся к обожествленному макрокосму. В упанишадах внешний жертвенный костер вытесняется «внутренним огнем». Это способствует развитию упражнений йогического типа. В упанишадах мы находим истоки различных и даже противоположных тенденций (первые зачатки материализма и идеализма). Составители упанишад пренебрежительно отзывались о научных познаниях того времени. Антитеза знание-многознание. Религиозно-мистическая тенденция пантеизма упанишад привела к школе веданты. Представители веданты отстаивают саткарью ваду (учение о наличии следствия в причине). 4 состояния сознания: вайшванара-бодрствование, тайджаса (сон со сновидениями), праджня (сон без сновидений), турия (четвертое-недвойственное). В адвайта-веданте понимание брахмана как «не это, не это». Брахман – лишенное качеств и всеисключающее начало. Многообразие мира оказывается снято как иллюзорное. Это так называемая виварта-вада, теория иллюзорного возникновения мира (ввиду своеобразного поглощения мира Брахманом, в адвайте-веданте ее именуют теопантеизмом). В упанишадах механизм возникновения всего сущего из брахмана выясняется с помощью аналогий с пауком и паутиной (в мандукья-упанишаде). Описать безличный брахман мы не можем. В упанишадах мокша провозглашается главной жизненной целью. Все многообразие человеческих дорог и судеб завершается одним путем – путем отречения и самопознания. «Песнь бога» (Бхагавадгита)-4-2 в до н.э – 2-ая часть ведантистской «тройной основы» - основа в «запомненном» или предании (смрити прастхана). К Бхагавадгите писал комментарии Шанкара, а также Рамануджа. Махабхарату называют 5-ой ведой. Гита – важный этап в формировании веданты как философской школы. Каждая из 18 глав Гиты снабжена надписью: «Так в упанишадах Бхагавадгиты». Из упанишад почерпнуты образы гиты, оттуда же почерпнуто немало ее шлок, туда же чаще всего уходят корни употребляемой в ней терминологии. В гите акцент перенесен с джняна-йоги на карму-йогу. Гита направлена против гедонизма. Гита одобрительно относится к умеренной аскезе, принципы которой напоминают срединный путь раннего буддизма. «Уравновешенность называется йогой». В боге 2 формулы – «сат-асат», «ни сат, ни асат». Характерная черта онтологии гиты – это синтез ведантистских идей с идеями из философии санкхья. В мире есть 3 вида пуруши – «подверженный гибели (это все живые существа), не подверженный гибели (свободный от сансары), 3-ий Пуруша наивысший, он свободен и является правителем мира (Ишвара). В Гите отсутствует учение о танматрах и о соотношении элементов. Высший Пуруша (Пурумоттама) сочетает свободу от мира и действия в нем (наиболее совершенны те, кто уподобился ему). День Брахмы – кальпа, в его начале происходит сотворение мира, в конце разрушение. Последняя(3-я часть ведантистской «тройной основы») – брахма-сутры (от 2 в до н.э до 1-ых веков н.э.), по традиции приписывается Бадараяне, именуемому также Вьясой. Эту часть именуют ньяя-прастхана («логически упорядоченная основа»). Логическая структура и соответствующих сутр и комментариев к ним, включает в себя не только определенные положения, но и ответ на аргументы оппонента. Комментарии к брахма-сутрам писали все представители веданты. «Брахма-сутра подобна букету цветов, составленному из речений упанишад» - Шанкара. Она состоит из 4-ех частей – саманвая, авиродха, садхана, пхала. Саманвая – выяснение, в чем именно совпадают высказывания упанишад. В авиродхе Брахман – источник всего сущего. Веданта относится к шрути как к высшему источнику достоверного знания. Это отличает веданту от других ортодоксальных (астика) школ. Шрути – безошибочный и непротиворечивый источник знания. Высшая природа человека в веданте: «сат, чит, ананда». Бадараяна критикует учения, которые минимизируют роль Ишвары. Монотеистическая тенденция достигает своего апогея именно в веданте. Бадараяна выдвинул идею «лилы» (игры) – творение, это не подчиненная некоторой схеме активность, а «божественная игра». «Играя» по правилам, Ишвара создает возможность духовного совершенствования, не существует предопределения и предизбрания. «Игра» предполагает снятие дилеммы – вечное наказание, вечное вознаграждение. И награды и наказания – это нечто временное. В адвайте идея лилы подчинена майе, в вишишта-адвайте, двайте – эта идея является господствующей. Вплоть до Брахма-сутр контуры ведантистского учения все еще смутны и расплывчаты. Бадараяна устанавливает на многие века теоретические рамки, в пределах которых будет разворачиваться борьба конкурирующих течений внутри веданты. Обоснование адвайта-веданты в «Мандукья-кариках» Гаудапады.: проблема скрытого буддизма в Мандукья-кариках Гаудапады. Гаудапада многое берет из Мандукья-упанишады: описание Брахмана, слог ОМ и его значение, 4 ступени сознания и т.д.). Адвайта-веданта выдвинула концепцию вивартавады, или учения о видимости, иллюзорности, согласно которому вселенная обязана своим феноменальным существованием Майе – завесе или волшебной иллюзии. Подобно тому, как веревка в руках факира кажется змеей, а раковина может издали представляться куском серебра, многообразные свойства мира всего лишь накладываются на неизменную и единственно истинную основу – Брахман. Такое наложение выступает как творящая сила (шакти), или оборотная сторона самого Брахмана, и именно она подвержена изменениям и трансформации. Высший Брахман лишен каких бы то ни было свойств (и называется «Ниргуна Брахман», т.е бескачественный. В своем сокрывающем аспекте майя есть ни что иное как авидья (неведение), - не просто невежество или ложное знание, но единственный доступный нам способ восприятия и вместе с тем способ существования профанического мира. Иначе говоря, с точки зрения высшей истины, с Брахманом вообще ничего не происходило, творения мира не было, а сам Брахман остается неизменной и единственной реальностью. На этом уровне высшей истины Брахман абсолютно тождественен чистому Атману или чистому сознанию. Этот Атман-Брахман не может выступать объектом ни для себя, ни для какого-то иного сознания. Только внутри эмпирического мира существует множественность душ (джив) и только внутри этого мира реален бог-творец Ишвара, который считается «Брахманом, наделенным качествами». Только внутри этого феноменального мира действительны 6 праман(источников достоверного познания): пртьякша(чувственное восприятие), анумана(логический вывод), упамана(сравнение), артхапатти(условное предположение), анупалабдхи(заключении об отсутствии объекта на основании его невоспринимаемости), агама(свидетельство священных текстов).Внутри каждой из бесчисленных душ, лежит чистое сознание, бескачественный атман, изначально тождественный Брахману. Свертывание иллюзии возможно в мистическом растворении в Брахмане, где исчезает разделение на объект, субъект и сам процесс познания. В Адвайте-веданте используется много метафор. Подобно тому как единый эфир, или пространство, кажется раздробленным из-за расставленных в нем глиняных сосудов, единое сознание кажется разделенным из-за ограничений авидьи. Стоит убрать или разбить эти горшки — и единство пространства восстановится безо всякого урона. Так и душа после снятия временных ограничений сразу же осознает себя Брахманом. Иллюзия сансарных воплощений Атмана раз и навсегда заканчивается, как только для него раскрывается его собственная истинная сущность — чистое, лишенное свойств сознание.