рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Интонация

Интонация - раздел Образование, ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА: ИЕРАРХИЯ СИСТЕМНЫХ УРОВНЕЙ Просодическая Единица, Характеризуемая Следующими Параметрами: Артику...

Просодическая единица, характеризуемая следующими параметрами: артикуляционный – изменение степени натяжения голосовых связок; акустический – изменение частоты воздушных колебаний; перцептивный – изменение высоты тона (мелодика).

Функциональной единицей интонации служит интонационная конструкция ИК (интонема) – мелодический рисунок речевого такта (фонетической синтагмы). Она состоит из 3 компонентов: предцентр + центр (слог, несущий тактовое ударение) + постцентр. При отсутствии пред- или постцентра их мелодику в сжатом виде реализует центральный слог.

Движение тона в компонентах ИК может иметь следующий вид:

1) Предцентр – ровный Р ® / восходящий В ­.

2) Центр – нисходящий Н ¯ / ровный Р ® / восходящий В ­.

3) Постцентр – нисходящий Н ¯ / восходящий В ­.

Функции ИК:

1. Формирующая функция создаёт мелодический контур речевых тактов и их комплексов.

2. Различительная функция имеет 5 разновидностей:

1) Структурная функция различает речевые такты по их месту в составе фразы:

а) общая – завершённость такта (конец фразы) / незавершённость (начало или середина фразы);

б) частная – возможное выделение автономного такта внутри фразы (перечислительные ряды, вводные и вставные конструкции, обособленные обороты, носители добавочной информации).

2) Коммуникативная функция различает типы фраз по цели высказывания: побуждение / общий вопрос / местоимённый вопрос. Фраза-сообщение не имеет специфической интонации. Её мелодика складывается из структурной завершённости и незавершённости.

3) Экспрессивная функция может дополнительно подчеркнуть значимость речевого такта:

а) для завершённых и вопросительных тактов – усиление;

б) для незавершённых тактов – усиление темы / усиление ремы (под логическим ударением);

в) в усложнённых ИК – интенсивность оценки / сила нетерпения.

4) Эмоциональная функция может дополнительно выражать:

а) субъективные переживания: мечтательность, интерес, нетерпение, неуверенность, недоумение, душевная боль; позитивная / негативная оценка ситуации;

б) воздействие на адресата (в побуждении, вопросе): настойчивость, угроза.

5) Стилистическая функция может дополнительно придать такту книжную окраску.

Общая интонационная система делится на 2 подсистемы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА: ИЕРАРХИЯ СИСТЕМНЫХ УРОВНЕЙ

РУССКИЙ ЯЗЫК ФОНЕТИКА... ВВЕДЕНИЕ... Плодотворное изучение любых звеньев языковой системы требует опоры на широкую лингвистическую теорию Главная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интонация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОНЕТИКА И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Фонетика (от греч. φωνή «звук») – это научная и учебная дисциплина, объектом которой является фонетическая система. Для характеристики любой системы используютс

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА
Цель деятельности говорящего – закодировать своё сообщение серией звуковых колебаний, которые должны быть восприняты и адекватно декодированы слушающим. Поэтому строение и работу речевого аппарата

Фонологическая система в деятельности говорящего и слушающего
Минимальные знаковые единицы, морфемы, должны постоянно храниться в памяти участников коммуникации. Однако изменчивая звуковая форма не может обеспечить выполнение этой задачи. Мор

Основные фонологические школы
Не все исследователи используют введённые выше понятия. В мировой лингвистике существуют различные научные школы, рассматривающие языковые системы со своих особых теоретических позиций. Для отечест

Общая характеристика
Звуки любого человеческого языка делятся на гласные [Г] и согласные [С]. Между ними наблюдаются следующие артикуляционно-перцептивные различия:  

Согласные звуки
Многочисленность [С] делает оптимальной следующую стратегию классификации: 1) выделение основных аллофонов (доминант), выступающих в абсолютно сильной позиции; 2) на основе фонетических процессов д

Место образования шума
Активный орган 10: губно- 20/19: переднеязычные 1: средне-язычный 6: задне-язычные Пассивный орган

Способ образования шума
Тип преграды 17/16: щелевые 20: смычные Преодоление преграды срединные (15/14) боковые (2)

А. Образование и структура шума
Разряды [С] Преодоление преграды Характер шума удар взрыв трение срединные

Соотношение шума и тона
Уровень шума 28/27: шумные 9: сонорные Наличие тона 16: глухие 12/11: звонкие звонкие

Гласные звуки
Малочисленность [Г] делает возможной и желательной принципиально иную стратегию классификации: полный охват доминант и слабых аллофонов. Общее количество звуков составляет 12 / 11

Характеристика звуков
Порядок перечисления признаков совпадает с их местом в классификациях: [С] – место образования (активный орган + пассивный орган); способ образования (тип преграды + преод

Слог и слогоделение
Слог, являющийся минимальной произносительной единицей, представляет собой наиболее фундаментальную сегментную единицу речевого потока. С этим связано наличие нескольких альтернативных теорий – как

Ударение
Ударение (акцент) – это просодическая единица, выделяющая один из слогов фонетического слова. Параметры русского ударения: артикуляционный – сила выталкивания воздушной струи;

Подсистема простых ИК
Парадигматика. Интегральный признак – ровный предцентр; дифференциальные – типы центра и постцентра, из символов которых складываются обозначения конструкций. В заголовки строк таб

Общая характеристика
Доминирование консонантизма в фонологической системе русского языка обусловило более сложный характер его организации. Наиболее крупным объединением является корреляция – комплекс

Общая характеристика
Состав русского вокализма устанавливается в абсолютно сильной позиции – неприкрытом ударном слоге: 5 áГñ (см. 4.3). Иногда к ним добавляют фонему áыñ. А

Процедура фонологического анализа
Фонологический анализ, производимый слушающим, носит творческий характер, связанный с решением альтернативных задач, и заслуживает особенно внимательного рассмотрения. Он складывается из следующих

Анализ позиций и формирование полей нейтрализации
Методика этих операций основана на закономерностях, подробно рассмотренных выше. Но следует ещё раз напомнить, что наряду с реальным фонетическим окружением (звуки, паузы, ударения) здесь большую р

Сужение полей нейтрализации
Основной способ сужения поля нейтрализации – проверка, т. е. постановка звука или потенциального фонетического нуля в более сильную позицию в той же морфеме для определения фонемы

I. Фонетическая транскрипция
1. Затранскрибировать фонетическое слово (включая клитики). 2. Произвести морфемное членение. II. Определение áСñ

Образец фонологического анализа
I. [пỳс’т’ (#)ׁаб’ jׁэ ш#’ик] II.

Предмет, задачи, строение орфоэпии
Литературный язык – основная разновидность коммуникативной системы. Для него необходима кодификация, т. е. сознательное нормирование. 2 типа норм: знаковые (прямо

Орфоэпия согласных звуков
Основной источник вариантности – развитие русской фонологической системы (после падения редуцированных) по закону И.А.Бодуэна де Куртенэ – М.В.Панова: усиление консонантизма + осла

Орфоэпия гласных звуков
1) [ó]/[э]? Источник вариантности – непоследовательная лабиализация (14–16 вв.) + заимствования. ЦСН: только áэ

Орфоэпия служебных морфем и слов
Основной источник вариантности – противоречия между фонетической и грамматической системами языка, тормозящие действие закона Бодуэна де Куртенэ – Панова. Словоизменительные аффикс

Существительные
1) Отталкивание от производящего слова. Филосóфия ® филосóф / филóсоф (19 в.) ® филóсоф. Но: астронóмия ® астронóм / астрóном ® аст

Прилагательные
1) Отталкивание от производящего слова ® сдвиг на суффикс /2-й слог корня (19–20 вв.): лáвровый ® лавр óв ый, зéркальный ® зеркáльный. Но: шёлковый

Глаголы
1) Отталкивание от производящего слова ® сдвиг на суффикс (19–20 вв.): искрить ® искр и ть, стáреть ® стар é ть (

Существительные
1) Основной источник вариантности – грамматическая оппозиция «ед.ч. : мн.ч.». 2 скл. м.р. «Основа : окончание». Отсюда: дóмы ® дом

Лабораторная работа № 1. Интонация. Фонетика стихотворной речи
1. Попов, упр.77. Затранскрибировать стихотворные фрагменты, для каждого определить размер, его связь с содержанием текста. 2. Найти и объяснить нарушения размера. 3. Сделать инто

Лабораторная работа № 2. Фонологический анализ текста
1. Определить стихотворный размер, затранскрибировать текст. 2. Сделать его фонематическую транскрипцию, указывая: для [С], [ø] – позицию, нейтрализ

Лабораторная работа № 3. Орфоэпический анализ текста
Затранскрибировать текст, определив его стихотворный размер. Найти и проанализировать орфоэпические особенности, сгруппировав их по разделам: 1. Орфоэпия [С]. 2.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги