Эгоистичные гены требуют, чтобы люди проявляли щедрость и бескорыстие

Так же как при многократном проигрывании Дилеммы Узника, долгосрочная выгода достигается в результате сотрудничества, а не преследования недолговечных эгоистичных интересов.

* Великолепное объяснение того, почему конкуренция является следствием толерантности и одновременно средством се усиления, вы найдете в книге Ливана Алсксандсра «Цивилизованный рынок» (Ivan Alexander. The Civilized Market. 1997, Capstone, Oxford). Александср, в частности, говорит:

«Конкуренция форсирует дебаты политиков, экономистов и демократов по вопросам пользы и вреда перемен и реорганизаций, которые в свою очередь подразумевают переговоры, компромиссы и торги, что в свою очередь подразумевает значительное ограничение власти. Политика сдерживания способствует развитию привычки к толерантности.

Ни один из этих процессов не является «естественным», так как природе не свойственны толерантность и компромиссы. [Этот аргумент совпадает с мнением Ричарда Доукинса и Mamma Ридли, считающих, что человек эволюционировал независимо от природы, если под « природой « понимать всех остальных представителей мира животных и растений.] Однако при условии надлежащего управления конкуренция в человеческом обществе, и особенно в бизнесе, становится инструментом персональной и корпоративной корректности"

Долгосрочный подход требует обязательности и заботы о репутации. Только последовательная, заслуживающая доверия манера поведения, игнорирующая возможности получения краткосрочной выгоды практически задаром, может создать человеку надежную репутацию, которая дает ему самые лучшие возможности.

Следовательно, сотрудничество базируется на принципе взаимности, но выходит далеко за ее рамки. Только щедрым, бескорыстным и честным людям дана возможность пожинать богатые плоды сотрудничества.

Сотрудничество мотивируется эгоистичными генами, но требует бескорыстия в поведении. Люди запрограммированы действовать, повинуясь скорее эмоциям, чем расчету, но эмоции — это в высшей степени эффективные психические инструменты, обеспечивающие обязательность. Так же как в последних версиях Дилеммы Узника, члены общества объединяют усилия для сотрудничества друг с другом. Как говорит Ридли:

«Добродетельные люди добродетельны лишь для того... чтобы объединить усилия с другими добродетельными людьми с целью получения обоюдной выгоды. И как только склонные к сотрудничеству члены общества смогут отмежеваться от остальных, в игру может вступить совершенно новая эволюционная сила: та, что объединяет не отдельные личности, а целые группы людей».