Тема 2.6 Познающее мышление человечества и его категориальные формы

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Попытайтесь определить, что такое мышление.

2. Поразмышляйте над тем, мыслят ли животные.

3. Установите, как соотносятся сознание и мышление.

4. Рассмотрите основные методы познания

5. Выясните, что представляют собой всеобщие методы познания.

6. Проанализируйте основные трактовки категорий, существовавшие в истории философии

7. Уясните, почему категории являются всеобщими методами познающего мышления, в которых выражается тождество мышления и бытия.

8. Уясните, почему диалектическая логика, будучи учением о категориях, является вместе с тем и наукой о всеобщих законах развития мышления и бытия.

 

II. План семинарского задания

1. Понятие «мышление». Мышление вербальное и авербальное. Познающее мышление как одна из форм проявления активности человека как мыслящего существа.

2. Категориальные формы познающего мышления: их трактовка в истории философии.

3. Диалектико-материалистическая логика как философская наука о категориях. Понятия о категориях «качество и количество», «содержание и форма» и других.

4. Диалектическая логика и диалектический метод мышления. Сущность метафизического метода мышления и многообразие форм его проявления. Соотношение между диалектическим и метафизическим методами мышления.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Рассматривая в предыдущей теме мыслительное познание, вы уже выделили такие его формы как понятие, суждение и умозаключение, которые представляют собой внешние формы познавательно-мыслительной деятельности. Однако кроме них существуют еще и внутренние формы, которые называются категориями или категориальными формами мышления. Их своеобразие выражается в том, что они являются универсальными, не всегда осознанно применяемыми методами познания. Каждая из них представляет собой умение, способность сначала разложить тот или иной изучаемый объект на присущие ему парные всеобщие определенности – (к примеру) качественную и количественную, содержательную и формальную и др. – и исследовать их в относительной обособленности друг от друга, а, затем, постигнуть их взаимосвязь, взаимодействие. Таким образом, каждая категория корреспондируется со своей парой всеобщих определенностей бытия. В философской литературе принято называть категориями те понятия, которые отражают сами эти всеобщие определенности - качественную, количественную и т. д. Такое понимание категорий представляется нам ограниченным. Оно фиксирует лишь их онтологический, бытийный аспект или их онтологическое основание, но упускает их логико-гносеологическую сущность. Попытайтесь разобраться в этом принципиальном вопросе, опираясь как на учебную литературу, так и на лекционный материал.

Каждая категория, таким образом, представляет собой диалектический метод познания «в миниатюре», поскольку познающее мышление, двигаясь в своих категориальных формах, разъединяет и соединяет противоречащие друг другу определенности. Поэтому в своем полном объеме диалектический метод применяется тогда, когда в познании того или иного объекта принимают участие все, присущие мышлению, категории. Великий эвристический потенциал диалектического метода состоит в том, что только применение этого метода позволяет воспроизвести в знании, в теории изучаемый объект – какую-либо органичную саморазвивающуюся систему - в ее саморазвитии.

При рассмотрении метафизического метода обратите внимание на то, что он «многолик». Он проявляется и в остановке познавания объекта на раздвоении его на какие-либо парные противоположности, и в отрыве одной противоположности от другой, и в сваливании всех противоположностей в кучу без рассмотрения их соотношения (что называется эклектикой), и в произвольном, субъективистском выдергивании то какой-либо одной противоположности, то другой (что называется софистикой), и даже в противопоставлении какой-либо одной категориальной формы мышления всем остальным как, якобы, единственно плодотворной в познавательном отношении. Постарайтесь вникнуть в сказанное, не пожалев умственных усилий, поскольку все эти «вывихи» является «методологическим корнем» разнообразных заблуждений, возникающих в процессе познания действительности. Поскольку следование метафизическому методу мышления не позволяет воспроизвести в знании изучаемый объект в его самодвижении, то он противоположен диалектическому методу. Вместе с тем постарайтесь уяснить, что он противостоит диалектическому методу не извне, а является его внутренней противоположностью, как бы его недоразвитым состоянием. Сам по себе он не ошибочен, а ограничен. Ошибочным он становится лишь тогда, когда абсолютизируется, но в этом повинен не сам этот метод, а его не в меру ретивые адепты.

Изучает мышление в ракурсе его категориального состава и строения особая философская дисциплина – диалектическая логика. У ее истоков стоит великий немецкий философ Г. Гегель - создатель «Науки Логики», - который, однако, понимал мышление идеалистически - как первоначало мира. Большой вклад в создание диалектической логики на материалистической, научной основе внесли основоположники марксизм, их последователи и ученики. К. Маркс, на основе критического переосмысления гегелевского диалектико-идеалистического метода, разработал и применил в исследовании капитализма диалектико-материалистический метод мышления. Однако диалектико-материалистическая теория этого метода – Логика, - в виде целостного, стройного учения о мышлении, взятом в этом аспекте и понятом в качестве социально-исторической способности человечества, не создана до сих пор.

В заключение изучения этой темы обратите внимание на то, что мышление и его формы являются предметом исследования также и различных разделов формальной логики. Однако она рассматривает мышление как деятельность, состоящую в выведении нового знания из уже имеющегося и анализирует формы рассуждающего мышления. Поэтому нередко встречающееся в литературе противопоставления диалектической логики и логики формальной беспочвенно: объект исследования у этих наук один, а вот предметы исследования разные. Хотелось бы, чтобы вы усвоили и этот, так же очень важный, аспект данной темы.

 

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с. С. 509-527.

3. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С.387-395.

Дополнительная литература

1. Абрамова Н. Т. Являются ли несловесные акты мышлением?//Вопросы философии. – 2001. - № 6.

2. Аронов Р. Я. Об основаниях «Нового способа мышления о явлениях природы»//Вопросы философии. – 2001. - № 5.

3. Захаров В. Д. Метафизика в науках о природе //Вопросы философии. – 2000. - № 3.

4. Зуев К. А., Кротков Е. А. Парадигма мышления и границы рациональности//Общественные науки и современность. - 2001. - № 1.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

6. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса//Вопросы философии. – 2001. - № 6.

7. Кохановский В. П. Диалектический метод мышления. – Ростов-на-Дону, 1992.

8. Кривоносов А.Т. К проблеме авербального мышления //Философские науки. - 1990. - № 2.

9. Легостаева О.Ф. О взаимосвязи языка и мышления //Вопросы философии. - 1990. - № 3.

10. Леонтьев А. А. Деятельный ум. – М., 2001.

11. Майданский А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы//Вопросы философии. – 2002. - № 8.

12. Сачков Ю. В. Эволюция учения о причинности//Вопросы философии. – 2003. - № 4.

13. Сачков Ю. В. Вероятность как загадка бытия и познания//Вопросы философии. – 2006. - № 1.

14. Селиванов А. И. К вопросу о понятии «ничто»//Вопросы философии. – 2002. - № 7.

15. Солодухо И. М. Бытие и небытие как предельные основания мира//Вопросы философии. – 2001. - № 6.

 

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоит «узкое» и «широкое» понимание мышления?

2. Что такое авербальное мышление?

3. Как понималось что такое категории в истории философской мысли?

4. Как следует понимать положение о том, что категории являются всеобщими формами мыслительной деятельности?

5. Как соотносятся объективное и субъективное в категориях и почему в категориях выражается тождество мышления и бытия?

6. Почему диалектическая логика, будучи учением о категориях, является вмести с тем наукой о наиболее общих законах развития не только мышления, но и бытия?

7. В чем состоит противоположность диалектико-материалистической и диалектико-идеалистической логики?

8. Как соотносятся диалектическая логика и диалектический метод мышления?

9. Что такое метафизический метод мышления и в чем состоит его противоположность и в тоже время связь с диалектическим методом мышления?

10.Каковы формы проявления метафизического метода мышления?