рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовная жизнь человека. Основные категории 3.5.1. Нормы и ценности

Духовная жизнь человека. Основные категории 3.5.1. Нормы и ценности - раздел Образование, ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Другими Существенными Компонентами Духовности Человека Являются Системы Норм ...

Другими существенными компонентами духовности человека являются системы норм и ценностей, традиций и ритуалов, творчество, воплощае­мое в действия и вещи, рефлексия, свобода и ответственность, убеждения и мировоззрение. Все эти категории с одной стороны — объединяют раз­ные аспекты жизни человека — социальные, культурно-исторические, пси­хологические, эстетические и другие — и становятся ядром культуры; с другой стороны — они включаются человеком в структуру его личности, формируя особый социальный или национально-исторический характер и определенный менталитет.

Нормой называют "устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано, т. е. облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса" (Э.А.Орлова, 1994, с. 53).

Нормы делятся на инструментальные, определяющие "рисунок пове­дения" и служащие основой этикета, ценностные, определяющие мораль­ные, этические, социальные, религиозные, политические и другие прио­ритеты.

Нормы и ценности характеризуют специфичность как культуры в це­лом, так и личности, принадлежащей этой культуре, например, ценностя­ми американской культуры является частная собственность, равенство возможностей, индивидуализм, личный успех, высокий социальный ста­тус человека; ценности русской культуры — правда и справедливость; цен­ности культуры индейцев навахо — незавершенность, открытость, кото­рые проявляются в общении (никогда нельзя быть до конца откровенным),


в рисунках и орнаментах (любимый элемент орнамента — открытая спи­раль, либо другая незамкнутая фигура). Эстетическая ценность в изобра­зительном искусстве Востока определяется доктриной Дзэн — "ценности единичного" и идеологией природоцентризма (в отличие от европейской идеологии антропоцентризма). В соответствии с ней рисунок предельно лаконичен, большее внимание уделяется пейзажу, чем человеку в нем, выс­шей задачей художника считается изображение пустоты — максимально­го простора, изобразительность приносится в жертву философской глуби­не произведения. Дух искусства — "выражение многого посредством ма­лого"; "один цветок — весна, в упавшем листе — вся осень"; "цвет — внешняя сторона природы. Соблазн цвета — серьезная помеха на пути понимания глубокой сущности и природы вещей".

5.5.2. Категория свободы

Категория свободы тесно связана с категорией ответственности. Чело­веческая свобода — это специфическая форма активности, она является осоз­нанной, опосредованной ценностями, полностью управляемой самим субъек­том. Ответственность — это осознание человеком своей способности стать причиной изменений, разновидность регуляции, присущей всему живому. "Путь становления свободы — это обретение права на активность и цен­ностные ориентиры личностного выбора. Путь становления ответствен­ности — это переход регуляции активности извне вовнутрь... Соединение свободы с ответственностью указывает на появление самодетерминации" (Д.А.Леонтьев, 1993). Свобода и ответственность являются следствием та­ких особенностей человека, как его неспециализированность, открытость миру и способность изменять внешнюю ситуацию в соответствии со своими потребностями, целями и интересами. Эти человеческие качества способству­ют возрастанию роли его индивидуальности. Появление рефлексивного сознания, взвешивающего и оценивающего намерения и поступки, расши­ряет поле реализации его индивидуальности. Таким образом, потребность в свободе и периодическое обретение ее сопровождают человека в течении всей жизни.

Движущим стимулом обретения свободы и ответственности является внутренне присущая человеку потребность в самоактуализации. Эта по­требность полнее всего реализуется в творчестве.

Жизнь всегда оставляет человеку "пространство свободы", т. е. любой выбор вариантов поведения и стратегий решения проблем; таким образом, Жизнь состоит из ряда принятий решений и выбора. Принятие решений ра­ционально, следует логике и учитывает внешние обстоятельства. Свобода выбора означает творчество самого себя в силу мощной внутренней потреб­ности, часто вопреки внешним обстоятельствам, иногда с большой долей риска. Это свойство человека подчиняется следующим правилам:

1. В человеке множество мотивов, установок, потребностей, сцена­риев, стратегий. Все они служат средством для творчества собственной жиз­ни. Как альпинист стремится к покорению все новых вершин, так челове­ку с богатыми жизненными ресурсами свойственно искать случайности, новизну, обстоятельства, позволяющие пробовать свои силы в новой неожиданной области. Примеры тому — жизнь А.Швейцера, П.Гогена, И.И.Мечникова, Э.Хаббла и многих других.


2. В процессе выбора не отсекаются прежние возможности, напротив, человек создает новые ценности, новое поле возможностей. Богатство ду­шевной жизни — необходимый ценностный резерв, облегчающий дальней­ший выбор. В экстремальных условиях именно он дает шанс на победу. Люди, прошедшие гитлеровские и сталинские лагеря (А.И.Солженицын, Б.Бетель-гейм, В.Франкл, А.Кемпински и другие) свидетельствуют, что выживали в первую очередь не те, кто отказывался от всех ценностей ради одной — вы­жить, а те, кто, напротив, сохранил их — честь, достоинство, интерес к науке или искусству. Даже незабытый интерес к коллекционированию марок по­могал заключенному выстоять.

3. Сфера выбора часто содержит проблемы нравственные, связанные с чувством долга. Поведение, основанное на долге, чаще всего является единственно возможной стратегией. Причина этого в цельности человека и его интегрированности в рамки социальной системы. Ценности этой сис­темы отбирались в течение многовековой эволюции, они адаптивны и обес­печивают человеку гармонию с миром и с собой. "Благодаря ценностным ориентирам индивидуальный поиск смысла жизни сопрягается с аналогич­ными усилиями других индивидов — членов общества, учитывается и при­нимается во внимание смысловое содержание жизни других людей, их опыт и их проблемы. Поэтому ценность выступает как общественно значимая "пу­теводная звезда" индивидуального поиска смысла жизни" (Шаронов, 1997, с. 156). Поэтому выбор, разрушающий связь человека с социумом, в извест­ной мере обессмысливает его жизнь и деформирует личность.

4. "Свобода — это поведение, ориентирование, составная часть струк­туры характера зрелой, полностью развитой, продуктивной личности" (Э.Фромм, 1990). При этом главным фактором, способствующим свободе выбора, является ясное осознание ситуации, которое складывается из осоз­нания добра и зла, последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае, оценки способов действия в данной конкретной ситуа­ции, понимании явных и скрытых мотивов своих желаний, реальности тех возможностей, между которыми есть выбор, наконец, из желания и готов­ности действовать, взяв на себя ответственность и принимая боль и лише­ния в случае неудачи. Свобода — это абстракция, принимающая форму реальности лишь в процессе деятельности и "объем свободы решения ме­няется в ходе жизненной практики ежемоментно" — для подтверждения этого положения Э.Фромм прибегает к метафоре шахмат: в начале шах­матной партии игрок имеет полную свободу выборы комбинаций. По мере уступок партнеру он все более теряет ее, становясь по сути исполнителем чужой воли. Подобно этому в жизни человека каждая моральная побе­да служит залогом других побед, каждое поражение делает его все более уязвимым.

3.S.3. Смысл жизни. Мировоззрение. Убеждения

Свобода и ответственность человека придают смысл его жизни.

"Вопрос о смысле — это вопрос о той предельно рациональной точке опоры, на которой зиждется все здание создаваемой человеком культу­ры... Это размерность, которая предполагает рациональное объяснение и оправдание того или иного выбора... а смысловая оправданность выбора создает масштаб рефлексивной размерности человеческого существования


в культуре... смысл есть высшая интеллектуальная санкция на осуществ­ление диалога со всевозможностным миром. Смысл есть высшее рацио­нальное оправдание человека в собственных глазах перед лицом всевоз-можностного мира.... Смысл есть скрепы, гарантирующие единство мира, в котором живет человек" (A.M.Лобок, 1997, с. 85). Смысл жизни — это психологическая реальность, об этом говорит существование так называ­емых ноогенных неврозов — неврозов утраты смысла. Человеческие стрем­ления всегда ориентированы вовне, на нечто, что не является им самим. Этим объектом направленности интересов человека может быть служение делу или любовь к другому человеку — деятельность, развертывание ко­торой детерминировано индивидуальными ценностями. Особенности та­кой деятельности в том, что при этом отношение к действительности не только рационально, но глубоко эмоционально, что ведет к обогащению внутреннего мира, расширению сознания.

Следует помнить, что наряду с позитивным смыслом жизни существу­ют "Эрзац-смыслы ", которые не только не обогащают личность, но ведут к ее деградации и распаду именно вследствие глубокой эмоциональной вовле­ченности человека в эту деятельность — это алкоголизм, наркомания и раз­ного рода аддиктивное поведение.

Вопрос о предназначении человека в мире определяет его цели и ори­ентиры. Смысл жизни относителен и изменчив — реализуя свои личные желания, человек вместе с тем отражает идеалы эпохи. Каждая эпоха, со­циальный строй и общественная группа решает этот вопрос по-своему. Наиболее общий смысл жизни (для самого человека, и для общества) — во всестороннем максимальном развитии всех его способностей: "в воле, мышлении и чувстве заключена высшая абсолютная сущность человека как такового и цель его существования" (Л.Фейербах, цитируется по Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов, 1999, с. 444).

Вместе с тем проблема смысла жизни является проблемой масштаба поступков, осознания человеком своих возможностей. Проблема смысла жизни тесно связана с мировоззрением и убеждениями человека.

Мировоззрение — это важнейшие знания человека о мире, отношение к миру. С позиций этих знаний и отношений человек вырабатывает целе­вые программы своей жизни и деятельности и оценивает различные явле­ния и события. Мировоззрение определяет характер отношения человека к миру, является результатом взаимодействия элементов внутреннего мира с фактами бытия. Ю.Г.Волков и В.С.Поликарпов (1999) подчеркивают "многослойность" мировоззрения, которая проявляется, например, в воз­можности сосуществования строгого научного знания и религиозной веры у ученого естественника. Она основывается на психологическом разгра­ничении этих сфер мышления. У такого человека, например, разная пси­хологическая реакция на противоречия логические и богословские.

Убеждения — с позиций психологии — это система мотивов личнос­ти, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, прин­ципами, мировоззрением; в философии убеждения определяются как со­стояние сознания, уверенности человека в правоте своих взглядов, прин­ципов, идеалов, предполагающая их действенную реализацию; в педагоги­ке — убеждения — это единство знания и личного отношения к нему, пере­живание его истинности. Убеждения состоят из трех компонентов:


1. знания, как основа принятия решений;

2. позитивное личное отношение к этому знанию;

3. потребность поступать в соответствии с этим знанием. Убеждения служат эталоном в актах ценностного выбора.

Резюме

Человек представляет собой биологическое существо, обладающее конституцией, полом, индивидуальностью. Его психика формируется на основе психических структур животных, но, приобретает новые структуры и функции: вторую сигнальную систему и связанное с ней концептуальное мышление. На психической основе формируется фе­номен духовной жизни, представляющий собой содержание психики, ее социальное, историческое и культурное наполнение.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Резюме... Формирование отряда приматов началось млн лет назад В период млн... Вопросы для самопроверки...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовная жизнь человека. Основные категории 3.5.1. Нормы и ценности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
3.1. Определение понятия "человек" "Человека принято определять терминами индивид(единичный пред­ставитель вида Homo sapiens),

Духовная жизнь человека. Семиозис
Феномен духа вырастает на психической основе, но сам не имеет пси­хологической природы. Это содержание психики, ее социальное, истори­ческое и культурное наполнение. Если психологическое понимание

Понятие семиозиса
Семиозис возник на основе функции психического отражения, но не сводится к ней, а с помощью знаковых средств воздействует на сознание, изменяет и структурирует его. Как механизмы жизнедеятельности

Вопросы для самопроверки
1. Определение понятия "человек". 2. Биологическая природа человека. 3. Сравнение психики животных и человека. 4. Критерии выделения наследственных и ненаследст

Филогенез отряда приматов
Все современные люди относятся к одному полиморфному виду Homo sapiens L., принадлежащему типу хордовых, классу млекопитающих, от­ряду приматов, подотряду узконосых, семейству Hommidae.

Выделение родаЯо/ио
2.5 млн. лет назад произошло разделение на 2-3 линии гоминид, при­чем особенно знаменательно выделение "человека умелого" — Homo habilis. Его объем мозга 645-650 см3, ко

Адаптации древесных обезьян
При переходе насекомоядных — предков обезьян — к древесному об­разу жизни существенно изменилась их биология, сенсорика и моторика. Ночной и сумеречный образ жизни сменился дневным, в связи с чем м

Основной канал эволюции приматов -усложнение организации мозга
В формировании адаптации не только древесных, но и наземных обе­зьян ведущая роль принадлежит дестабилизирующему отбору, интегри­рованным результатом которого является развитие мозга. Системная кор

Сравнительная анатомия мозга в семействе гоминид
Сравнительная анатомия мозга в семействе гоминид дает представле­ние об изменении следующих структур. Австралопитеки грацильпые имели размер мозга 533-545 см-1, полуша­ри

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги