ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ


Периодизация Возрождения в Ита­лии начинается с XIII в. В европейских странах в это время развитие искусст­ва определяет зрелая готика, а в Ита­лии — предвозрождение (проторе­нессанс), продолжающееся до XIV в. Следующее столетие — XIV в. — счи­тается эпохой треченто. Кватроченто (XV в.) — это период раннего Ренес­санса. Чинквеченто, высокий Ренес­санс, включает время с конца XV в. до 1-й четверти XVI в. Можно выделить этап, охватывающий две последние трети XVI в., — поздний Ренессанс.

Раннее Возрождение было време­нем формирования и утверждения но­вых принципов в архитектуре, скуль­птуре, живописи, теории искусства сначала во Флоренции, а со 2-й поло­вины XV в. во всех ведущих итальян­ских городах. В это время работала плеяда выдающихся мастеров (живописец Мазаччо, скульптор Донателло, архи­тектор Брунеллески и др.). Их достиже­ния составили базу для высокого Воз­рождения - - периода наивысшего подъема, когда в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана новое мироощу­щение получило наиболее полное и значительное выражение. Сложился идеально-возвышенный стиль, синте­зирующий представления о гармони­ческой природе мироздания, значи­тельности и героизме человека.

Живопись занимала ведущее место среди видов изобразительного искус­ства. Она в наибольшей степени соот­ветствовала ренессансному принципу «подражать природе». Новая изобрази­тельная система складывалась на осно­ве изучения натуры.


 

Художник Возрождения верил в свою способность разглядеть, познать, выразить в числе и мере тайну гармо­нической свободы, тайну красоты. Живопись понималась как наука: при помощи математики, геометрических фигур исчисляли идеальные пропор­ции. Поэтому в живописи важное мес­то занимал рисунок как точное выра­жение выверенных объемов, найденных очертаний и контуров. Идеалом Воз­рождения был совершенный, гармонич­ный, пропорциональный облик чело­века, которому соответствовал богатый внутренний мир. Живописцы итальян­ского Возрождения искали абсолют­ный канон человеческой красоты.

Художник Мазаччо разработал спо­собы передачи объема с помощью све­тотени. Открытие и научное обоснова­ние законов линейной и воздушной перспективы повлияли на дальнейшую судьбу европейской живописи. Италь­янская живопись XV в. в основном была монументальной.

В эпоху Возрождения по сравнению со Средневековьем возрастает самосто­ятельное значение скульптуры. Она входит в архитектурные ансамбли не только в виде рельефов, но и как от­дельные памятники. Художники про­должают создавать произведения рели­гиозно-мистического содержания, но обращаются также к жизни, к реаль­ным образам. Получает развитие жанр портрета, создаются конные статуи для украшения городов.

Новый пластический язык скуль­птуры сложился в творчестве Донател­ло, который возродил свободно сто­ящую круглую статую. Его лучшее про­изведение — скульптура «Давид».

Архитектура возвращалась к прин­ципам античной ордерной системы, уделяя особое значение пропорциям, создавала новые типы зданий (город­ской дворец, загородная вилла и др.). Были разработаны теория архитектуры и концепция планировки идеального города. Архитектор Брунеллески по­строил здания, в которых соединил ан­тичное понимание архитектуры и тра­диции поздней готики, добиваясь оду­хотворенности, неизвестной древним.

В конце XV в. начинают вырисовы­ваться предпосылки для окончатель­ного утверждения в следующем веке особого статуса искусства и художни­ка. Искусство стало насущной потреб­ностью людей того времени. Открытие монументов превращалось во всенарод­ные праздники.

С начала 20-х годов XVI в. в Цент­ральной Италии и с 40-х годов XVI в. в Венеции начинается последний, са­мый сложный и драматический, отме­ченный чертами кризиса и одновре­менно художественными открытиями этап — позднее Возрождение, завер­шающееся к концу XVI в. Наиболее важное место в позднем Возрождении принадлежит мастерам Венеции — Ве-ронезе и Тинторетто.

Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Фран­ции, Испании, Германии, Англии, России.