Проторенессанс

В условиях политической само­стоятельности итальянских городов-го­сударств зарождались новые идеи ис­кусства XII—XIII вв. Раньше всего ху­дожественные идеалы Возрождения сложились в передовых итальянских республиках, в частности во Фло­ренции.

Реалистические тенденции ясно обозначились в творчестве живописца, скульптора и архитектора Джотто ди Бондоне (1267—1337). Самоё значитель­ное произведение мастера, сохранив­шееся до наших дней, — роспись Ка­пеллы Санта-Мария дель Арена в Падуе

(1304—1306). Капелла посвящена Ма­рии, поэтому темами росписей являют­ся жизнеописание Богоматери и основ­ные события евангельского пути Хри­ста. Фрески расположены друг за дру­гом в три ряда и читаются, как книж­ная страница — слева направо. Своды заняты медальонами с изображением святых, западная стена — «Страшным судом», восточная — «Благовещением».

Новаторство Джотто сказалось пре­жде всего в сюжетах, посвященных Богоматери. Художник сделал изобра­жение событий библейской истории реальным, жизненным, земным. Здесь по-новому передана взаимосвязь лю­дей друг с другом и окружающим ми­ром. Фигуры джоттовских персонажей как бы прислушиваются в своем спо­койном достоинстве к бытию людей и вещей. Джотто начинает разрабатывать принципиально иную пластику, ритм линий, который объединяет все фигу­ры и объемы в единое композицион­ное, смысловое и чувственно-телесное целое. С именем Джотто можно связать открытие художественных достоинств интерьера (пространства комнаты в картине), пейзажа (архитектурного и ландшафтного), внутреннего мира ге­роев живописного рассказа.

Применение этим художником пер­спективы, вынесение точки зрения за пределы картины отражало тенденцию отстранения от изображаемого, стави­ло его в позицию наблюдателя, что было невозможно ранее.

Наиболее драматической фреской падуанского цикла является «Поцелуй Иуды» — сцена предательства Христа одним из его учеников (см. цв. вкл.). Центром композиции служат две фигу­ры — Христос и Иуда. Их лица обраще­ны друг к другу. Художник изображает строгие, безупречные черты Христа и рядом — уродливое лицо Иуды с низ­ким лбом, выступающими надбровны­ми дугами. Иуда наклонился и тянется

к Христу. Готовящееся предательство согнуло, скрючило его, Христос же сто­ит прямо и спокойно. Джотто показыва­ет не сам лицемерный поцелуй Иуды, а минуту, предшествующую ему. У него еще есть возможность превратить свой поступок в проступок, до самого послед­него шага он может сделать иной вы­бор. Художник разрабатывает эту пси­хологическую драму очень образно, до­стигает максимальной выразительно­сти, сочетая контрастное и нюансиро­ванное сопоставление персонажей.

По рисункам Джотто также была построена колокольня Флорентийского собора, которая до сих пор является украшением города.

Сооружение кампаниле (колоколь­ни) началось в 1334 г. Колокольня от­личается стремительным движением вверх и изяществом: по мере подъема конструкция облегчается, вытягивает­ся вверх и усложняется. Все стены сна­ружи облицованы мрамором и покры­ты ценнейшей ажурной резьбой.

Значение художественных завоева­ний Джотто не было должным обра­зом оценено современниками. Они ста­ли осознанными правилами творче­ской практики художников только в начале XV в.