Тридцать первый чжан

 

Даже самое хорошее оружие -

это инструмент, который не предвещает блага.
Любая вещь может пострадать от него.
Причинность:
При наличии Пути, его не применяют.
Правитель-мудрец, пребывая в мире, ценит левое;

применяя оружие, ценит правое1.
Оружие - это инструмент, который не предвещает блага.
Это инструмент - не для правителя-мудреца.
Лишь против своей воли применяют его.
Высшее осуществляется безмятежностью и бесстрастностью.
Побеждая, не восторгаются.
Если восторгаешься, значит радуешься гибели людей.
А ведь тот, кто радуется гибели людей,

не сможет добиться,

чтобы устремления Поднебесной сошлись в нем.
В счастливых делах возвышают правое.
Заместитель командующего располагается слева.
Главнокомандующий располагается справа.
Говорят, что так располагают для траурного ритуала.
При гибели множества людей

следует в печали и горести оплакивать их.
После победы в битве

следует устраивать траурные ритуалы.

1Левое и правое как в данном чжане так и в других местах канона указывает на необходимость принимать во внимание принцип базовой ассиметрии пространства человеческого восприятия не только в психической сфере, но и в пространстве и времени, то есть равным образом учитываются три ипостаси, небесная, земная и человеческая.