Третий чжан

 

Если не восхвалять умелость,

тогда народ не соперничает.
Если не придавать ценности

трудно достающимся товарам,

тогда в народе не будет воровства.
Если не смотреть на то,

что может вызвать стремление,

тогда в сердце-сознании народа не будет смуты.
Это дает:
Человек мудрости упорядочивая -

поддерживает состояние пустоты1

в своем сердце-сознании.
Поддерживает ощущение полноты в своем животе2.
Делает слабыми свои волеустремления.
Делает сильными свои кости.
Постоянство позволяет народу пребывать

в отсутствии знания и отсутствии стремления.
Это приводит к тому,

что даже знающий не осмеливается

осуществлять-действовать.
Когда осуществляется осуществление отсутствия,

тогда отсутствует беспорядок.

 

1 Пустота и полнота. - Это основные диагностические и оперативные категории традиционной китайской идеологии, которые применяются во многих практиках и областях знания. Считается, что в случае полноты следует отнимать избыточное, а в случае пустоты необходимо восполнять недостаточное. Пустота сооответствует Инь, а полнота - Ян.
2 Живот здесь указывает на место расположения пяти внутренних органов, порождающих и накапливающих духовные субстанции, через которые, по сути, и происходит контакт индивида с миром. Сердце же является правителем всего организма.