Прикладная этика

Традиционное понимание этики как системы знаний о морали переживает современный кризис. По мнению русского философа Г. П. Щедровицкого (1929-1994), «жить по традиционной морали уже нельзя... нужен другой принцип организации жизни — нрав­ственный»1. Нравственность — это системно-мыследеятельностная методология. Деятельность — первична, знания — вторичны. Лю­бая проблемная ситуация требует новых знаний. Где их найти? Ка­кие из них и как включить в деятельность? Ответы на эти вопросы помогает найти прикладная этика, реализуемая в конкретных дей­ствиях. В ней вырабатываются нормы и правила совместной дея­тельности, а также взаимоотношений людей и их отношения ко все­му существующему.

Прикладная этика — не только знания, она не сводится к изуче­нию поступков и морали. Это также способ рефлексии, способность подвергать сомнению, проблематизировать, типизировать все много­образие реальной деятельности с целью принятия эффективных реше­ний в ситуации конкретного морального выбора. Прикладная этика включает множество областей применения: этику управления, этику бизнеса, этику деловых отношений, профессиональную этику.

Традиционно этикапонимается как теоретическая, философская наука о морали, нравственности (О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов), о человеческих добродетелях (Аристотель), как аксиология — учение о смысле и ценностях жизни (Н. А. Бердяев), как совокупность норм, принципов, идеалов, ценностей, реализуемых в моральном опыте

Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. С. 567.


субъекта (А. А. Гусейнов), как система универсальных и специфиче­ских нравственных требований и норм поведения, регулирующих со­циальную жизнь (А. Я. Кибанов). За многие столетия этика сфор­мировались в научно обоснованную систему понятий, категорий, за­конов, стала философией познания нравственной жизни общества.

Понятия теоретической этики

Термины «этика» (от древнегреч. ethos — «этос, привычное место обитания, привычки, нрав, обычай»), «мораль» (от лат. moralitas — «обычай, нрав») и «нравственность» (нем. Sittlichkeit) близки по свое­му значению и, как правило, выступают синонимами. Однако в науке различают этику как систему знаний о морали, нравственности, как методологию прагматического знания; мораль — как совокупность норм, правил и добродетелей, одобряемых обществом; нравствен­ность — как реальные поступки людей.

Конвенциональная природа этики

Конвенционализм (от лат. conventio — «соглашение») объясняет регулятивную силу нравственных норм объективной необходимо­стью, которая побуждает людей на основе договора соглашаться до­бровольно принять на себя обязанности по соблюдению общих требо­ваний и правил во имя выживания и успеха. Теории договора Локка, Руссо, Канта, теория справедливости Дж. Ролза, концепция дискурса и коммуникативного поведения Ю. Хабермаса построены на принци­пах конвенцианализма. Все формы социальных взаимодействий мож­но рассматривать как обмен материальными, духовными, эмоцио­нальными, нравственными ресурсами и услугами на основе догово­ренностей, предполагающих обязательства сторон. В процессе эволю­ции это позволило человечеству сформировать нравственные пред­ставления о добре и зле, долге и чести, нравственном достоинстве, смысле жизни и счастье, справедливости. Все эти понятия вошли в систему категорий, которые изучает и обосновывает философская наука этика и использует прикладная этика.

Категории теоретической этики

Моральные нормы — принятые в обществе, социальной группе правила, образцы поведения, выполняющие регулятивные функции морали. Нормы — механизм социализации личности и эффективный инструмент социального контроля.


Нравственные ценности — нравственные предпочтения, форми­рующиеся в отношениях человека с окружающим миром и отражаю­щие его интересы, потребности, мотивы.

Благо — понятие, обозначающее положительную ценность пред­метов, явлений, отношений. Представление о добре меняется вместе с изменением нравственной практики и отражает уровень культуры че­ловека и общества. Во все времена актуальной остается проблема со­отношения материальных и духовных благ и их роли в системе ценностей субъектов совместной деятельности.

Добро — понятие морального сознания и категория теоретиче­ской этики, разграничивающее представление о нравственном и без­нравственном и формирующее критерии оценки должного, положи­тельного поведения, заслуживающего всеобщее одобрение. Подобно благу, понятия добра и зла меняются в зависимости от времени, культуры и нравственного опыта людей.

Долг. По Канту, долг — самый чистый из всех возможных моти­вов нравственного поведения личности. Долг — это «необходимость совершения поступка из уважения к закону»1. Социальная природа человека проявляется в его способности следовать требованиям долга не из желания получить удовольствие, а в силу разумной потребности соблюдения нравственных законов.

Каждый человек самостоятельно принимает решение в пользу следования долгу и совести. Долг состоит в необходимости следовать моральным нормам и идеалам общества. «Поступай так, чтобы макси­ма твоей воли, твоего поступка могла стать всеобщим законом» — так выразил нравственные требования долга И. Кант в категориче­ском императиве.

Совесть — развитая способность человека к рефлексии, самооцен­ке своих мыслей, желаний, поступков. Совесть — показатель человече­ского в человека, это внутренний свидетель, от которого невозможно укрыться. Совесть — продукт воспитания и самосовершенствования личности. В переломные эпохи крушения нравственных ценностей именно совесть рассматривалась нигилистами как проявление болез­ни, от которой необходимо избавить человечество (А. Гитлер, Ф. Ницше). Но именно с развитой совестью связывали надежды на нравственный прогресс В. Соловьев, Н. Бердяев и другие прогрессив­ные мыслители. Они видели прямую связь между совестью, долгом и ответственностью.

1 Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 236.


Совесть и долг не всегда согласуются с принципом гуманности, в случае если подавляют личную инициативу. В этом противоречии один из ярких представителей социальной философии Эрих Фромм увидел различие между авторитарной и гуманистической совестью.

Авторитарная совесть — принятие внешнего авторитета в каче­стве внутренней жизни личности. Содержание авторитарной совести складывается из предписаний и запретов авторитета, а ее сила коре­нится в эмоциях страха и преклонения перед авторитетом. Недоволь­ство авторитета рождает чувство вины и лишает человека возможно­сти «стать собственным творцом и созидателем»1.

Гуманистическая совесть — нравственная реакция личности на правильные поступки или пренебрежение ими. Критерием нравствен­ности является способность личности к творчеству, любви и ответ­ственности.

Связь авторитарной и гуманистической совести может прояв­ляться в содержании этических норм, но руководство этими нормами может иметь разные мотивы. Так, требования «не убий», «не укради», «не лги» имеют одинаковое значение в разных культурах. Но следо­вать им можно как из-за боязни быть наказанным авторитетом, так и из чувства ответственности перед самим собой.

Нравственное достоинство — характеристика самооценки лич­ности, адекватная ее высшему предназначению, статусу, социальным ролям. Низкая самооценка может сформировать у человека комплекс неполноценности, завышенная — стать причиной самодовольства.

Честь — понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других. Например, выражения «честь имею», «для меня большая честь» свидетельствуют о принятии человеком этого при­знания. Понятие чести, закрепленное в жестких стандартах поведе­ния, отражено в кодексах чести, — например офицера, джентельме-на и др.

Счастье — состояние положительного переживания жизни в це­лом, чувство удовлетворенности жизнью. Идеалом счастья могут быть удовольствие (ценности гедонизма), польза, выгода (ценности утилитаризма), успех, признание (ценности прагматизма), гармония отношений (гуманитарные ценности).

Смысл жизни — представление о своем предназначении и его нравственном оправдании. Смысл жизни тесно связан с идеалами че­ловека: смысл жизни в семье, работе, любви, борьбе и т. д. По И. Кан-

1 Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 120. 12


ту, «быть достойным счастья» — означает достигнуть результата во всем, к чему стремится человек, но только на основе уважения нрав­ственных законов. Это избавляет от заблуждений и разочарований, связанных с неоправданными ожиданиями. Человек обязан брать на себя ответственность за свое осмысленное существование.

Нравственные механизмы, обеспечивающие регулятивный ха­рактер этики, также имеют длительную эволюцию: от чувства страха и стыда, до переживаний совести, осознания ответственности и долга. На заре становления человеческой культуры примитивные требова­ния морали были выражены в форме табу (запретов) и страх быть подвергнутым остракизму, изгнанию из сообщества побуждал людей к безоговорочному соблюдению запретов, нарушение которых явля­лось угрозой общему существованию. С развитием эмоциональной сферы формируются нравственные чувства, доставляющие человеку удовольствие не только от пребывания в обществе подобных себе ин­дивидов, но и от совместного переживания одинаковых впечатлений, сочувствия. Способность сочувствовать своим близким сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желани­ем одобрения со стороны других людей. Стыд как переживание чув­ства вины за нарушение нравственных норм становится важным меха­низмом регулирования поведения и взаимоотношений.

Оценка является инструментом определения степени нравствен­ных качеств личности. Субъектом внешней оценки выступает человек, референтная группа, организация, общественное мнение в целом. Предметом оценки служат нравственные суждения, поступки, лич­ностные качества, межличностное отношение. Особенностью нрав­ственной оценки как инструмента этического измерения является то, что она почти всегда имеет эмоциональную окраску и влияет на раз­витие отношений симпатии или антипатии, доверия или подозритель­ности. Человек может и должен подвергать самооценке свои мотивы, суждения и поступки. В этом случае мы говорим о развитой мораль­ной рефлексии, или самооценке личности.

Гуманитарная направленность совершенствования человеческого общества связана с развитием таких этических понятий, как «альтру­изм» и «эгоизм». Нравственные механизмы формируются при их гар­моничном равновесии.

Эгоизм (от лат. ego — «я») — жизненная позиция, рассматриваю­щая удовлетворение личного интереса в качестве высшего блага. Че­ловек, руководимый эгоистическими мотивами, стремится к удовле-


творению личных интересов в ущерб интересам других людей. Окру­жающие люди воспринимаются эгоистами с утилитарной позиции: в них видят только средство для достижения собственных целей. Ин­тересно замечание Э. Фромма о том, что нельзя отождествлять лю­бовь к себе с эгоизмом: они не только не идентичны, но и диаметраль­но противоположны. «Эгоист любит себя так же мало, как и других; фактически он даже ненавидит себя. <...> Он все время чувствует себя несчастным и озабочен тем, чтобы урвать у жизни то, что прине­сло бы ему какое-то удовлетворение».

Альтруизм (от лат. alter — «другой») — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение ожиданий других людей. Термин введен в оборот со­циологом О. Контом как понятие, противоположное эгоизму. Прин­цип альтруизма, по Конту, гласит: «Живи для других». На его основе сформулированы заповеди милосердия, сострадания, любви, самопо­жертвования.

Разумный эгоизм — внутреннее убеждение и разумная способ­ность индивида, преследуя свои интересы, исполнять нравственные требования и содействовать общественному благу. Альтруизм и эго­изм имеют много общего: оба они служат удовлетворению личных потребностей в удовольствии, но полученном различными способами.

Желание найти нравственный способ соизмеримости удоволь­ствий, наслаждений и страданий побудило английского исследователя Иеремию Бентама (1780) сформулировать этический принцип утили­таризма(от лат. utilitas — «польза»): «Наибольшее количество сча­стья для наибольшего количества людей». Согласно утилитаризму, в основе морали лежит общее благокак счастье большинства людей, которое Бентам называл общей пользой.

Нравственные законы и принципы

Закон — объективно необходимая, существенная, повторяющая­ся связь между явлениями. Понятие закона — одна из ступеней и форм познания человеком целостности окружающего мира. По Канту, закон — достояние разума. Он автономен, то есть не зависит от опыта людей. Знание нравственных законов и уважение к ним формируется в процессе социализации, воспитания и образования личности. На основе морального закона определяются понятия добра и зла. Человек свободен выбирать, поступать ему в соответствии с моральным зако­ном или игнорировать его. В последнем случае моральное наказание неизбежно: либо это будут угрызения совести, чувство вины и стыда; 14


либо общественное осуждение и презрение; либо, если проступок остался незамеченным, в мире станет больше зла, и если не сам ви­новник, то его близкие рано или поздно пострадают от него.

Нравственный закон — объективный принцип поведения. Основ­ной нравственный принцип сформулирован в «золотом правиле» мо­рали: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» (Конфуций). У Канта этот принцип называется гипотетическим императивом — первой формулой веления разума.

Категорический императив более высок в нравственном значе­нии. Он требует включения не только разума, но и воли: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»1.

Этика благоговения перед жизнью — основной принцип этиче­ского учения А. Швейцера, сформулирован им в 1915 г. в книге «Культура и этика». Он рассматривает жизнь как высшую ценность. Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Этика прав человека — принципы поведения людей, выражен­ные во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 де­кабря 1948 г. Право на жизнь признано священным и неотъемлемым правом в этом современном общечеловеческом документе. Жизнь как высший критерий поступков рассматривается в спорах об эвта­назии, запрете абортов и смертной казни, в биоэтике и генной инже­нерии.

Этика ответственности — принцип, в основание которого можно положить известную фразу «Ничто на земле не проходит бесследно». Человек отвечает за последствия совершаемых дей­ствий. Ответственность конкретна: человек, отвечающий за все, ни за что не отвечает. Поэтому следует различать экономическую, юридическую, политическую, гражданскую, экологическую, нрав­ственную и другие виды ответственности. В рамках каждого из них предусмотрены конкретные санкции за невыполнение обязанностей и предписаний.

Однако ответственность — не только принцип, но и реальные от­ношения ответственности. Ответственность человека определяется его собственной этической зрелостью, а не только требованиями из­вне. Ответственность — естественный ограничитель собственной

Кант И. Там же. С. 270.


свободы. Макс Вебер различал «этику убеждения» и «этику ответ­ственности». Когда действуют по этике убеждений, то не отвечают за их результаты. Когда же человек поступает по максиме ответ­ственности, то «надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий»1.

Ответственность не сводится к подотчетности, когда некто от­ветственен перед кем-то за свои действия. Ответственность рожда­ется в отношениях между людьми. Люди ответственны друг перед другом, и потому они с моральной точки зрения вынуждены доби­ваться взаимного согласия (ответственность как консенсус, по Ю. Ха-бермасу).

Ответственность тесно связана со временем. Человек ответстве­нен и за уже случившееся, и за происходящее, и за будущее. Не слу­чайно во многих современных учебниках по этике бизнеса можно встретить главу о нравственной ответственности перед еще не родив­шимися поколениями.

Этический принцип справедливости. Справедливость — понятие того, что создает и сохраняет благо и счастье — как для отдельного человека, так и для общества в целом. Классическое определение при­надлежит Аристотелю. Он различал два вида справедливости:

•Распределительная справедливость — способ распределения имеющихся благ между всеми членами общества в соответствии с их достоинствами и пропорционально заслугам.

• Уравнительная справедливость — распределение благ и обмен ими независимо от достоинств и воздаяние каждому по его делам и поступкам.

Современное понимание справедливости предложено Д. Ролзом, который рассматривает ее как условие общественного договора для реализации двух основных нравственных принципов справедливости:

1. Обеспечить честное равенство первоначальных возможностей
для всех.

2. Нравственно оправдать неравенство результатов (успеха, де­
нег, удовольствий и пр.), при условии, если эти результаты до­
стигнуты не за счет благополучия других и не уменьшают
благополучия других.