Управленческая ситуация 1

Интрига спора о взаимосвязи этики и управления в условиях ры­ночной экономики восходит к основоположнику политической эконо­мии Адаму Смиту (1723-1790). Две его основные работы представ­ляют две точки зрения, до сих пор господствующие в дискуссиях по этому вопросу. В работе «Теория нравственных чувств» (1759) Адам Смит писал: «Каким бы эгоистичным, по нашим предположениям, ни был человек, в его натуре, несомненно, заложены принципы, благода­ря которым он заинтересован в счастье других людей, и это счастье необходимо ему, хотя он ничего из этого не извлекает, кроме удо­вольствия видеть это». Фактически это означает признание, что чело­век по своей природе альтруист, то есть заботящийся прежде всего о благе ближнего.

Однако тот же Адам Смит более известен как автор другого вы­сказывания (см. его работу «Исследование о природе и причинах бо­гатства народов» (1776): «Мы ожидаем своего обеда не от благоволе­ния мясника, пивовара или пекаря, а от их заботы о собственной вы­годе». Здесь Смит признавал «невидимую руку» рыночной конкурен­ции, первичной в регулировании человеческих отношений, и утвер­ждал, что, служа себе, своему эгоизму, люди служат своим ближним лучше, чем если бы они сознательно стремились к тому.

Задание. Дайте свою оценку двум точкам зрения Адама Сми­та. Верно ли, что менеджер, являющийся сторонником управления на


основе доктрины свободного рынка в традициях Смита, должен побу­ждать людей быть эгоистичными? Какой работник способен к более эффективному труду — эгоист или альтруист?

Возможное развитие ситуации 1. В книге известного эконо­мического журналиста Сэмюеля Бриттана «Капитализм с человече­ским лицом» автор справедливо заметил, что Адаму Смиту не уда­лось создать вполне законченную, непротиворечивую теорию. Пре­вознесение только эгоизма было бы очень странным делом для по­литэконома. Большинство экономистов, в том числе учеников и по­следователей Смита, считают, что имеется много областей, где «не­видимая рука» не срабатывает, и даже там, где работает, она дей­ствует успешно только на фоне законов морали и права, уважения привычек и обычаев. «Невидимая рука» имеет наибольший смысл, если ее рассматривать как prima facie, как очевидное правило пове­дения в рамках более широкой нравственной системы. Например, в таких областях, как купля-продажа и производство, где нужно при­нимать решения, что и как производить, мы можем сделать больше добра, поступая так, как будто мы действуем в соответствии с соб­ственной выгодой, чем преследуя явно альтруистические цели.

Однако ограничения типа как будто должны использоваться с осторожностью. Даже там, где они применимы, преследование соб­ственной выгоды должно ограничиваться дополнительными мера­ми, такими как соблюдение контрактов, честное отношение к парт­нерам, отказ от применения насильственных методов и т. д. Более того, имеются такие вещи, как общественные блага, которые не мо­гут быть представлены на рынке в достаточном количестве из-за того, что всегда найдутся желающие бесплатно проехать за чужой счет (free-ride — «прокатиться зайцем»). Например, в таких сферах, как оборона, полиция, экология, преследование личной выгоды воз­можно при условии соответствующего регулирования ценовой структуры, обеспеченной государственной политикой, системой взимания штрафов за нарушения и другими методами социального контроля.