Ситуация для критического осмысления проблемы

(Использованы фрагменты статьи Г. Л. Тульчинского

«Гуманитарная парадигма: гуманитарность против гуманизма?»

// Проективный философский словарь. М., 2003. С. 492—494)

Настала пора четкого различения понятий гуманности и гумани-тарности. Что такое гуманитарность сегодня? Какова система ее ори­ентиров? В чем специфика профессиональных компетенций специа­листа в сере гуманитарного знания и технологий?

1 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,
1995. С. 36.

2 Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная
биография направления. Тюмень, 2007. С. 127-128.


Ответ на эти вопросы чрезвычайно актуален. Прежде всего это связано с проблемой профессионального самоопределения. Насколь­ко вообще совместимы понятия гуманитарности и знания? Неспроста ведь в английском языке отсутствует понятие «гуманитарные науки». Вместо них используется понятие humanities — широкая сфера прояв­лений человеческого духовного опыта. Для этой деятельности харак­терны уникальность, неповторимо личностный характер, оценоч-ность, эмоциональная окрашенность. В этом случае можно говорить не столько о знании и познании, сколько о смыслопорождении и осмыслении (понимании).

Этой сфере, с ее смысловой неоднозначностью, противостоит наука {science), под которой понимается деятельность, связанная с по­лучением знания в результате расчета и эксперимента, то есть пре­имущественно естествознание и математизированные науки.

Содержание гуманитарности выстраивается в несколько уровней:

1. Суть, ядро гуманитарности образует свобода. Единственный
носитель ее — человек. Проявление свободы — сознание, ра­
зум, все то, что обычно связывают с интеллектуальной, духов­
ной деятельностью, моральным выбором и ответственностью.

2. Носитель свободы и духовного опыта — не просто человек, а
личность, границы которой задаются границами свободы как
ответственности, то есть вменяемости.

3. Психосоматической основой личности является человек как
биологический вид.

4. Формирование и развитие человеческой личности обеспечива­
ет культура (точнее, культуры: национальные, этнические, воз­
растные, профессиональные, нравственные и т. д.) Культура —
способ создания, сохранения и передачи социального духовно­
го опыта. Освоение конкретных культур обеспечивает социа­
лизацию и индивидуализацию личности.

5. Социальная, политическая, экономическая, природная инфра­
структура, обеспечивающая сохранение и развитие различных
культур.

Сферы применения гуманитарных технологий и гуманитарной экспертизы:

•Управление инфраструктурой культур — средой, условиями (га­рантиями) существования и развития конкретных культур — управ­ленческий уровень.


•Сохранение человека как биологического вида (общих условий, качества жизни, образования, медицинского обслуживания) — ан­тропологический уровень.

•Рассмотрение конкретных культур и субкультур, содержания и нормативно — ценностных систем, идентичности (включая глобаль­ную), а также условий их совместного развития — культурологиче­ский уровень.

•Выявление форм, условий и гарантий формирования, развития и сосуществования личностей, в том числе носителей различных иден-тичностей, их самореализации, творчества — персонологический уро­вень.

•Проявление свободы, творчества и ответственности как основы нравственности — этический уровень.

Методы и процедуры гуманитарной экспертизы обусловлены специфичностью осмысления духовного опыта. Осмысление, понима­ние всегда герменевтично1, всегда интерпретация, всегда осуще­ствляется с какой-то точки зрения, связано с личностными и базовы­ми ценностями культур или субкультур.