Мотивы обращения социолога к качественному исследованию

 

Следует обратить внимание еще на одну грань нашего разговора об экзистенциальных (смысложизненных) мотивах обращения социолога к качественному исследованию. Сама постановка вопроса таким образом свойственна только этой парадигме социологического исследования: в рамках классического подхода социолог, не включенный как личность в иссле довательский процесс, движим только собственно познавательным или прикладным интересом.

В качественном исследовании, особенно в рамках качественного интервью, конструируя совместно с информантом социальную реальность «здесь и сейчас», вглядываясь в себя глазами Другого, социолог формирует и свою идентичность, начинает осознавать себя. В ряде случаев, когда исследовательская версия есть прежде всего выражение себя, а не социума, как мы уже говорили (а это характерно для собственно постмодернистского направления), исследование может стать событием его экзистенций, способом его бытия в мире1.

В целом качественная социология может многое дать социологу, как, впрочем, и обычному человеку — большее понимание людей, их пристрастий, мечтаний, опасений; уважение их права делать то, что они считают нужным и важным, — права на собственный образ жизни. В самом общем виде качественная социология может помочь понять социологу другие формы жизни, проникнуть в их логику и смысл, понять всю относительность границ между «нами» и «ними», привить «терпимость» и в конечном итоге увеличить степень свободы каждого.