Делайте только то, что вам нравится

 

В этой главе пойдет речь о том, чему вы, наверное, до сих пор не придавали особого значения. Это «общая гармония». Мы могли бы определить ее следующим образом: все, чем мы являемся и все, чем мы занимаемся, может сделать нас счастливыми, только если будет гармоничной частью единого целого. А целое – это мы. Наше тело, душа, чувства, работа, личная жизнь. Время, отдельный день, жизнь и множество других вещей. Понятие «общая гармония», в частности, означает: ваша работа или то, чем вы непосредственно занимаетесь, может удовлетворить вас по‑настоящему только в том случае, если будет находиться в гармонии с вашими взглядами и чувствами.

Представьте себе девушку‑секретаря, которая пишет письмо для своего начальника. Она думает: «Если бы не деньги, я никогда не стала бы этим заниматься. Меня чертовски раздражает писать письма».

Она ненавидит писать письма, что уменьшает ее способность концентрироваться на своей работе и идентифицировать себя с ней. Поэтому она допускает ошибки. Ничего удивительного, что ей приходится начинать заново второй или третий раз. От этого ее раздражение еще усиливается.

Не удивительно также, если она не заметит какую‑нибудь ошибку. Зато эту ошибку заметит начальник и скажет: «Моя дорогая, такого быть не должно».

Секретарша исправит ошибку. Но теперь ее неприязнь к написанию писем распространится еще и на начальника, который так мелочен и который ранит ее гордость.

Как видите, нет гармонии между тем, что девушка делает, ее душевным состоянием и чувствами, что сказывается и в других случаях ее жизни.

Можно предположить, что когда вечером она вернется домой, ей будет не очень весело. Известно, что люди, неудовлетворенные работой, бессознательно впадают в состояние усталости и истощения. Связанная с этим жалость к себе является заменителем ускользнувшего удовольствия.

По всей вероятности, садясь ужинать, секретарша все еще будет находиться в плохом настроении. В результате ей вряд ли понравится пища. Во время еды ее желудок будет испытывать напряжение, подобно ее мыслям и чувствам. Видите, как дисгармония между работой, мыслями и чувствами отражается на нашем теле и органах.

С другой стороны, кто работает без удовольствия, с трудом справляется со своими задачами. Он откладывает неприятные вещи до последнего момента, чтобы потом сделать их абы как, изначально проваливая важное дело.

А теперь – противоположный пример. Был такой английский фотограф, Дик Мортен. Его великолепные работы демонстрировались на многих фотовыставках мира. Он зарабатывал уйму денег, а потом вдруг уехал в Швейцарию и поселился в одиночестве в небольшом обвалившемся деревянном домишке. Вот что он сам рассказывал о своем решении: «Тридцать лет я провел в зарабатывании денег и приобретении всяческих жизненных удобств. Каждый мой день проходил как в лихорадке, потому что я думал, что могу что‑нибудь пропустить. Наконец я понял, что таким образом я только удаляюсь от настоящего счастья. И вот, в конце концов, я нашел это счастье, и такое, о котором даже не мечтал. Здесь у меня есть время размышлять о себе. Здесь я делаю только то, что действительно доставляет мне радость. Вот почему все, что я делаю, приносит мне удовольствие».

Так он и жил, пока не умер в возрасте семидесяти одного года.

Разумеется, мы не можем все поселиться в обвалившихся домиках в Швейцарии, чтобы делать только то, что нам нравится. Но вполне реально испытывать радость от своего занятия независимо от обстановки, в которой мы живем. Это возможно только при умении извлекать лучшее из этой обстановки.

Пока множество фотографов носятся по миру со своим фотоаппаратом в поисках подходящих сюжетов, Дик Мортен, специализирующийся на пейзажах, был уверен, что хорошая фотография может получиться только в том случае, если ты установил гармонию между собой и сюжетом. Объяснял он это так: «Я вижу какой‑то сюжет. О чем я задумываюсь? А о том, кто бы мог купить эту фотографию и сколько бы за нее заплатил. Если я нахожу какой‑либо ответ, остается только настроить фотоаппарат и нажать на кнопку. Вот тебе фотография, – дай мне денег. Раньше я всегда так думал. Теперь я знаю, что такой образ мысли оставляет неудовлетворенными самые главные мои потребности – потребности в чувствах. У меня не развивается фантазия, мышление превращается в шаблон. То, что я делаю, теряет свой истинный смысл». Вот почему, когда он находил подходящий сюжет, он не просто нажимал на кнопку. Он ощупывал упавшее дерево, отрывал кусочки коры и разглядывал ее. Пытался понять, почему дерево высохло. Сломила ли его снежная буря, или подточили жуки. Давал свободу своей фантазии, представлял себе, что могло случиться. Действительно вживался в это дерево. Забывал обо всем вокруг. Если не мог понять, что это за дерево, шел домой посмотреть в книгах. Хотел все узнать.

«Чем больше я занимаюсь сюжетом, тем ближе он мне становится, – рассказывал Дик Мортен. – Когда я, наконец, знаю о нем все, когда он уже полностью мной завладел, я автоматически нахожу правильный ракурс и нажимаю на кнопку. Только такая работа имеет для меня тот глубокий смысл, который приносит мне истинное удовлетворение. Для меня очень важно, что деньги, которые я получаю за фотографию, приобретают отведенное им значение – они помогают мне жить той жизнью, которая доставляет мне радость».

Он рассказывал это так, словно это было самой естественной в мире вещью. И сам я убежден, что это на самом деле так. А что делаем мы или большинство из нас?

Мы рассматриваем любое наше занятие как нечто отвлеченное. Самое главное – заработать деньги, независимо от того, приносит это нам радость или нет. Мы говорим: работа – это одно, удовольствие – совсем другое.

Само собой разумеется, что с таким настроем никто не может долго быть счастлив. А почему? Потому что он не понял, что счастье – это совокупность многих потребностей, которые должны быть созвучны друг другу.