Иранская миниатюра к 13-15 в. ШИРАЗ.

Школе присуща монументальность, простота, крупные фигуры без деталировки

“Шах-намэ”1333 г. из библ. им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге

- монохромное изо-е всадника с воином

“Научная антология” Мохаммада Бадра Джаджарни (1341)

- Созвездия, планеты: текст перемежается с горизон композ, плоский красный фон, справа – женщины-планеты, слева – созвездия

- Виды оружия, ездовые животные, муз инструменты, драг камни

“Шах-намэ” Фирдоуси 1341 г.,

- Бахрам Бур в гостях у крестьян: доят корову

“Шах-намэ” 1370,

- Сражение Бахрам Бура с драконом: он на коне, более насыщенный колорит

- детские пропорции, упрощенная композиция, неразвитый пейзаж, только намечен холмом с растительностью, выразительная простота

“Шашиншах-намэ”1397.

- жизнеописание царя царей – Тимура

- воин отдыхает среди деревьев, холмы похожи на волны!!!, фон золотой

“Антологии поэзии” 1398 г.

- 12 пейзажных иллюстраций, без живых существ, только утки

- на 1 плане – водоем с рыбками и лебедями, он берет начало из источника выше, из него растут цветы, из кулис также растут цветы, нарядно

15 в – школа развивается, становится более яркой, многофигурной, обилие оттенков золота

“Антология” Искандар-Султана 1410-1411 из Британского музея.

- Кааба в Мекке: город сжат до огороженного участка , спарва – паломники, шатры, кулисы теперь не только подставка для фигур, но и частично закрывают предметы! Золотое небо неоднородно

- Батальная сцена: Искандар на коне в центре, под ним – кавалькада воинов и темная река с берегом, почва голубая (Дарий, плененный Искандаром?)

- Пленники перед царем Хосровом: симметр композ, изо-е иностр послов в Китай шапках

- Единоборство Хосврова со львом: на фоне шатра, реальные жесты

- Сюжет о 7 красавицах: Бахрам Гур видит изо-е 7 красавиц

- Сцена подглядывания: Искандар подглядывает за купанием Сирен: слева – темная вода, справа – сиреневый берег, сирены – полуптицы с огненными крыльями

- Авраам, низвергнутый в пламя: серая пустыня, круг пламени, терновый венец

“Шах-намэ” султана Ибрахима (между 1425 и 1435 г.),

- животные пейзаже на золотом фоне ( бык и гепард в центре, зайцы, олени , птицы) – образ райского сада

- Бахрам гур и его наложница Азаде на верблюде: развитый пейзаж

“Шах-намэ” султана Ибрагима ок.1435.

- Пир в садах шахского двора

- зрелая ширазская школа: золотой фон, четкий рисунок, динамично, кулисность, многофигурность, яркие светящиеся цвета,

- 1 стр: водоем на 1 плане - признак роскоши, берег обозначен каймой растений, на нем – слуги с китай фарфором, далее – иностр послы, гости на коврах

- 2 стр – шатер с гостями, смотрящими на дам, разнообразие этнических типов

2 пол 15 в – снижение уровня, ведущие мастера переселились в Герад, возврат к примитивным формам, простая композиция и палитра, угловатые фигуры людей

“Кавар-намэ” ибн-Хуссейна (ок.1480),

- о Махамеде, его племяннике Али

- Архангел Гавриил провозгласил Али, вернувшегося с поля боя, пророком Махамедда, он в остроконечном нимбе

- Ангел Джибраил провозгласил апофеоз Али золотой фон, тяжеловесные фигуры, водоем

- Моисей высекает воду из скалы: примитивная компзиция из 2 групп людей с источником в центре