Реферат Курсовая Конспект
ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА - раздел Образование, Искусство Стран Ислама ...
|
Искусство Древнего Йемена
Древнейшие художественные традиции Аравии. Минейское и Сабейское царство, государство набатеев. Специфика культуры кочевых народов, роль устной литературной традиции. Древняя городская архитектура Южной Аравии (в частности, Йемена) и ее отображение в сохранившихся постройках в Сане
Сана
- узкие улицы, 7-8 этажные пирамидальные здания, верхние этажи отступают вглубь, образуя террасу, крыши окружены парапетом, каждый дом для одной семьи (в Хадрамауте дома похожи на башни), дома украшены белым лепным узором на фоне желто-коричневого камня) обрамляющим окна и делящим этажи. Многоэтажность и полихромия фасадов, отделанных лепниной – черты арх-ры Юж. Аравии
мечеть аль-Кабир (670-е гг) в Сане
- горизонт протяженность, имеет большой двор, обнесенный аркадой, во дворе – святилище из рядов красного и темного камня (из Гумдана), 2 минарета 9 в.
- на фасаде с барельефами предположительно из замка Гумдан 2-8 вв.: орел, лев из меди
( замок Гумдан имел 20 этажей, с облицовкой стен из белого-красного-черного-зеленого камня) - минаретами, жилая архитектура с ее традициями многоэтажности и полихромии
Мечеть Джанадиа (632) близ Таиза
- дворовая, с аркадой на толстых столбах, с др стороны двора – молитвенный зал
- высокий минарет :8-гранные, цилиндр ярусы, украшен белой лепниной
МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ.
Хиджра (622 г.) – переселение Мохамеда из Медины в Мекку
Арх-ра Арабского Халифата династии Омейядов (7-8 ВВ).
Коптские ткани в ЕГИПТЕ
4-7 в. Египет входит в состав Визант. Империи.
Копты – египтяне, проповедующие христианство
Коптские ткани 3-4 в.
Центры про-ва: Александрия, Дамиетта, Тиннис
Композиции на мифологические сюжеты, изо-я птиц и животных.
- в центре – медальон: Георгий Победоносец на коне на красном фоне
- красно-черный ковер с цветным бордюром
Каир
-основан в 969 г, позже слился я Фустатом в 1 город
- Фатимидыы перенесли сюда свою столицу
- поэт Насир и Хосров: город богатый, стен вокруг города нет, здания 5-6 этажные, каждый дворец представляет собой крепость, в центре – дворец Фатимидов
Городские ворота 11 века:
Баб ан-Наср
- укреплены квадрат башнями, зубчатые стены
Баб аз-Зувайла
- башни полукруглые в плане
- выступы арок отбрасывают резкие тени
Египетская средневековая миниатюра.
Стуковые панно из мавзолея в Хамадане 14 в.
- симметрично уложенные ветви и стебли с цветами и листьями, как живая изгородь
Резные алебастровые михрабы 13-14 вв.
Гробница имама Резы в Мешхеде (15 в.).
- тип пештака
- 2-ярусная аркада на стенах
- вся в изразцах: в горошек
Изразцы;
- появ в 12 в.
- плитки 15 на 15 см.
- люстровая глазурь ( окиси благородных Ме добавляются в сырую глазурь, а при обжиге начинают блестеть), ранние – только кобальтовые
- сюжеты:
Камал ат-Дин Бехзад Хамсе 1481
- 5 поэм мизами
- Халиф Мамон в турецкой бане: бритье головы, жанровость
- Влюбленная пара детей: Лейла и Меджнун вместе ходили в школу
- Траурная сцена о Лейле
Мавзолей Саманидов 10 в.
- искусная кладка из кирпича как плинфа
- купольный, 7,2 на 7,2 м, квадрат с ¾ колонками по углам, вверху арочная галерея
Архитектурные памятники Хивы.
Мавзолеи 11-12 вв. в Ургенче: увенчаны шатром на граненом барабане
Минарет Калян в Бухаре 1127
- 50 м, фигурная кладка, круг в плане
Минарет в Джаркургане н 12 в
- на 8-ке - пучок колонн, перехваченный поясом
Самарканд
- окружен стеной с 6 воротами и рвом
- рад-кольцевая планировка: в центре площадь с цитаделью, от нее - глав. улицы. Ясно выступает идея ансамбля, т.е. арх. центра города.
Исфахан
Площадь Майдан-и-шах( в центре Исфахана, длина 500 м.):
к ней с 4-х сторон примыкают: - Большая шахская мечеть
- мечеть Лутфаллы
- дворец Али-Капу
- базары,близ двора начинается аллея Чар Баг – на 3 км,
ведет к шахским садам через реку
Базары, аллеи-платаны, шахские сады
Иранская миниатюра эпохи Сефивидов.
Тебриз. Шираз. Мешхед. Казвин.
Взаимодействие миниатюры сефевидов, османской Турции, Великих Моголов и ханства узбеков Шебайни.
Центры сефевидской миниатюры.
16-17 в ( Иран)
- изящный, легкий рисунок, светлая, яркая цветовая гамма, внимание к пейзажу
17 в
- сиренево-голубая гамма, увеличение размера челов фигур, большая их детализация и портретность, игровой хар-р, зашифрованные изо-я, более мирская миниатюра, художники более свободны
Худ Махмуд Мусамвин
- Битва: измельчено, перегружено, сумбурно, ярко, сложные композиции всадников, детальное изо-е доспехов
Низами. “Хосров и Ширин” ок. 1540.
- Битва Хасрова с Бахрамбуром: измельчено, сложно, перегружено, фарш
МЕШХЕД. Расцвет мешхедской школы в середине 16 в. при Ибрахиме-мирзе. Джами: “Семь престолов” 1556-65 гг. и “Золотая цепь” (Музей искусства Востока, Москва).
ШИРАЗ.
“Хамсэ” Низами 1532-42гг. (Эрмитаж) и 1543 г. (Ленинграское отдление ИВАН), 1548 г. (галерея Фрир, Вашингтон).
“Шах-намэ” нач. 16 в. (Москва, Музей искусства Востока).
“Хамсэ” Низами 1560 из Национальной библиотеки в Париже. Джами: “Юсуф и Зулейха” ( 50-60 гг. 16 в.). “Жизнь животных” Газвини (1545, Дублин).
Сочинения Хусайна Байкара 1560 г.
- Сцена на городской улице: монохромно жанровый хар-р, нет глубокого лиризма: подглядывание, мастерские, преступник в колодках
Разные
16-17 в – большое кол-во провинц школ: Тибриз( с 16-17 в), Бухара
Принц Ниср обезлавливает льва (Бухара)
- пустая разреженная композиция, наивность в изо-и головы коня
Принц на соколиной охоте (Шираз)
- пейзаж выходит за поля, золотой фон, причудливо закрученные деревья – маньеристично
К. 16 в - ширазская миниат сама становится провинц.
Шах Наме Аббаса 1,1614 г.
- Коронация Лукрасба: суховато, измельчено, столпообразные фигуры, геометр интерьер
История Пророков(1590-1616) (Исфахан)
- Моисей и Аарон: фигуры большие, наклонены вперед, нет равновесия, люминисцентные цвета
Жизнь народов Мира (Казвин)
- Единорг, бык и туземки: обнаженные туземки на деревьях, нежная сине-нефритовая гамма, рисунок низкого качества
Жизнь животных (Казвин)
- Жизнь мангуста: измельченные композиции, 2 влюбленных, кипарисы
ИСФАХАН.
Перенос столицы Аббасом I в Исфахан в 1598 г. и сложение исфаханской школы миниатюры.
Мавзолей Руми 13 в
- в форме иранского минарета с облицовкой зелеными изразцами
Мосты и крепостные сооружения сельджуков. Крепость Зазадин-хан в Конъе.
Теки Сулеймане в Дамаске
- странноприимный дом и госпиталь
- полосатая кладка – от Византии, стрельчатые арочки
- 2 купола и сомкнутый свод в центре, игра с куполами
Мечеть Джума Джами в Евпатории
- 2 купола, нет поддержки, вместо этого рисуются подпружные арки на фасаде
- высокое свободное прост-во
Мечеть Баязет
- оч большой двор
- идея тройного купола: центральный барабан поддержан 2 полукружиями
- 2-ные галереи перекрыты полукуполами
- тип мечети – большая Османская мечеть (они мгновенно обрастали кухнями и домами)
площадь Ими Като, мечеть Рустам Паша-великий визирь
- небол купол
Мечеть Шах-задэ (1548) в Стамбуле
- некрополь принцев (мемориальное кладбище)
- массивные граненые столбы еще четко прорисованы, несколько грузная арх-ра
- структура сводов выделена полосатой кладкой арок
- глубокий сельджукский портал
Диван Баны
Антология – похоже на Тибриз
17 в – ничего нового не создано
Искусство Турции 18-19 в.
К к. 18 в турецкие архитекторы знакомятся с Европ. зодчеством
Гробница Эсвахана в Дели 16 в.
- 15 – 1 пол 16 в – распространение типа мавзолей
- 8-гранник, по углам – контрфорсы
- пластичность, тяжесть арх. формы
- тонкая колонка с капителью
- роспись по стуку, изразцы
- цельные дополнительные куполки – как шикхара
Фатехпур Сикре
- столица Победы, построил Акбар, покинут вскоре из-за нехватки воды. Правление шаха Акбара (1556-1605) – время проникновения мыслей о гармонизации
- сам город лишен улиц, состоит из дворцов, окруженных террасами и дворами, все здания ориентированы с С на Ю на мечеть.
ансамбль в Фатехпур Сикре1570-80
- комплекс состоит из мечети, мавзолея, минаретов, дворца
Мечеть
- 180 на 145 м, по сторонам света, традиционная схема дворцовой мечети
- стены внутри обведены колонными портиками, на З стороне – мечеть, у Сев – мавзолей, на Ю и Вос – 2 входа
Буланд Дарваза (Врата Великолепия) 1602 г.
- главные, южные ворота мечети, ведут на площадь к мечети и гробнице,
- торжественная лестница, стены расчленены на 3 яруса, вверху галерея с куполами, стены портала под углом к айвану, усиливая его глубину
- из желтого песчаника, белый мрамора и красный известняк
- в арке – мукарнасы
Гробница Силини Чичити
- большой свес крыши с консолями
- стены с резными решетками из белого мрамора (джали – резные панели), воздушная
-активна тема беседок на тонких колонках- хавели (из Сев Индии)
- внутри – росписи по мрамору, замена изразцов каменной инкрустацией: порфир, нефрит, лазурит, малахит
При Шахе Джехане (1628-1658)– отход от монументальности, облегчение форм, дематериализация, использование мрамора вместо песчаника, декоративность, измельчание арх форм
Красный форт в Дели 1645
- из красного песчаника,
- был дворцом, резиденцией Великих Моголов, 1 фасад выходит на центр площадь, регулярная планировка внутри: 4 сада, галереи вокруг двора, дворцы
- неубедителен по сравнению с Агрофортом, как декорация
- много декоративных зубцов-мачахупи и павильонов-беседок-хавели на тонких колонках (из Сев. Индии), мелких куполков и прозрачных арок
Агра
- при Великих Моголах играла роль 2-ой столицы. С сер. 17 в – ведущую роль. При шахе Джехане Агра : 1 млн чел, 1-этажные здания, веротерпимость.
Акбар-намэ (к.16 в.)
- падешах Акбар на слоне: погонщики, охотники, слоны объемные, конь плоский
- Юноша за чтением: наивный пейзаж, дерево необъемно
- Уставший Акбар
Могольская миниатюра не имела логического продолжения
1580 – к Акбару приехали миссионеры из Португалии, привезли живопись с собой
Развитие портрета в миниатюре: портреты в профиль или в ¾, строгая, серьезная, важная поза, но живо, четко схвачено, интерес к личности человека, индивидуально
Портрет Хамаюма (отец шах Акбара) н. 16 в
- на слоновой кости
- лицо и торс – от Европ живописи
- нимб, цветок в руке
– Конец работы –
Используемые теги: искусство, стран, ислама0.061
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов