сер. 8 в - власть перешла к Аббасидам.
Центр культурной жизни передвинулся в Ирак
Багдад (построен в 762-766) – столица, город мира «маддинат ас-салам»
- раскинулся по берегам Тигра
- радиально-кольцевая планировка, 2-ное кольцо стен
- в центре площадь: диван, дворец халифа, тюрьма, окружена стеной
- вокруг – жилые кварталы, окружены вторым кольцом стен
- развитие науки, искусства, лит-ры (макамы – короткие рассказы, Абул Ала Маари), булат, дамасская сталь
Самарра(временная столица халифа Мутасима в 836-892)
- тянется вдоль Тигра на 10 км, опустела из-за нехватки воды, население: придворные, ремесленники и гвардия
Дворец-замок Ухайдир (втор. пол. 8 в.) близ Кербелы.
- загородный замок с 2-ной оградой с полубашнями
Дворец Балкувара (9в.) в Самарре.
- похож на замох Мшатта в Иордании, но больше в 15 раз
- стена с полубашнями
- квадрат, на оси – 3 площади, по бокам – хоз постройки, в Юж части – мечеть
-нижние части стен облицованы панелями с резьбой по стуку: квадрифолий с бусинами, виноградная лоза
- ганчей (резьба по сырой штукатурке) плоская орнаментальная резьба, в отличие от Омейядов, уже более декоративное ковровое заполнение, сильно геометризованные мотивы
- росписи бани при дворцовом гареме: танцовщицы (линейно, грубовато), всадники, охотник, в обрамлении геометр узора. Плоскостно, ярко, декоративно
Декоративные стуковые панно, росписи. Формирование принципов мусульманской орнаментики. Понятие об арабеске. Проблема стилистической взаимосвязи с изобразительным искусством сасанидского Ирана.
Мечеть Мутаваккиля с минаретом аль-Мальвиясер 9 в.в Самарре
- типичная арабская колонная мечеть, но больше сирийских – 450 колонн
- особенность – плоское перекрытие галереи (перекрытие лежит не на арках , а прямо на капителях)
- толстая кирпичная стена с башнями и крытой галереей
- минарет аль-Мальвия: стоит отдельно к Сев от мечети, h=45 м, без внутр пр-ва, конус со спиральной лестницей и площадкой наверху, на цоколе
Распад арабского халифата в к. 9 в., как мировой державы (отпала Ср.Азия, Иран, Египет, Сев.Африка, Закавказье) и продолжение развития его культурных традиций в 10-13 вв. в Ираке, Сирии, Месопотамии и других странах на бывших территориях халифата. Развитие городской среды Багдада и Дамаска.
Ворота Талисмана в Багдаде (1221)
- над аркой – изо-я переплетающихся драконов, в центре - человек
Большая мечеть в Халебе (Алеппо) (осн. в 8 в.) с минаретом к.11в.
- тип колонной мечети по типу мечети Валида
- 2-ярусные стены с башнями, мосты с колоннами через ров
- слабострельчатая арка с активной светотенью
- декор: переплетенные змеи – охранная функция
- минарет: 4-гранная призматическая башня, украшенная аркатурой
Мавзолей Зубайды13 в в Багдаде
- внизу – 8-гранник с плоскими квадратными нишами, с символичным саркофагом, вверху – пирамида со сталактитовыми окнами
Развитие айванной композиции в архитектуре медресе.
Цитадель в Алеппо (11-13 в).
- крепостная архитектура: мосты, стены и башни украшены машикулями, арками и нишами, нарядно!
Эволюция архитектурного декора.