Индуистская архитектура и скульптура.

Начало феодальной раздробленности. Уход буддизма в Тибет Китай и японию. Из-за того, что буддизм стал не государственным, падает уровень культуры и искусства. Приходит индуизм. Первые индуисткие храмы были как святилища, связанные с культом божества. Для них характерно воспроизведение основных форм вещдийского алтаря. В основу плана храма была положена мандала- условное изображение Вселенной. Храм – это модель мироздния. Храмы строились в местах, отмеченных особой святостью. Они связывались с такими богами как Вишну Шива и другие. Когда индуизм стал государственной религией появились некоторые элементы храмов – цоколь, святилище и надстройка. Цоколь символизировал алтарь. Приношение в жертву.Центром храма было скульптурное изображение божества – его идола. Нужно разделить храмы на три группы: 1) одноэтажные – форма огненного алтаря. 2) подобные пещере. Отголоски буддистких храмов-пещер. 3) Высокие храмы 6-12 этажей. Меру, Кайласа.

Развитие индуистского храма определили, с одной стороны, рост надстройки-шикхары, символизировавшей мировую ось и мировую гору (воплощение концептуального порядка Вселенной), а с другой – общая тенденция постепенного превращения храма из святилища в культовый комплекс, где должен был совершаться все усложняющийся религиозный ритуал. Строительство индуистских храмов велось в Индии преимущественно либо из тесаного камня, либо способом скальной техники. Архитектура индуизма не знала подлинных арок и сводов. Индийские мастера, применяя метод напуска горизонтальных рядов кладки, создавали своды «ложные», из-за чего перекрытия в храмах получались очень высокие по отношению к пролету. Примеры, храмовый комплекс Шивы Мантапам, храмы Ориссы.

Скульптура. Для построения тела в скульптуре индуистский канон установил следующие пропорции: в зависимости от характера персонажа человеческую фигуру принято было делить по высоте на семь, восемь или девять частей. Стройностью должны были отличаться боги и красавцы-герои, голова статуй здесь составляла одну девятую часть тела. Для мужчин более низкого происхождения и женских фигур приняты были более приземистые пропорции.

 

Эмоциональному состоянию и настроению изображаемого бога, героя или человека соответствовали, согласно канону, четыре основных положения фигуры: самбханга – поза равновесия для стоящей или сидящей фигуры в состоянии покоя и созерцания; абханга – положение с легко изогнутым телом, где центр тяжести перенесен на левую или правую ногу; атибханга и трибханга – сильный изгиб тела, передающий энергичное движение фигуры.

 

Красивой в каноне было принято считать голову яйцевидной формы; шея и руки фигуры должны быть похожи на хобот молодого слона, пальцы рук – на бобы, подбородок – на зерно манго. Брови сравнивали с листьями, встревоженными порывами ветра. По линии изгиба бровей можно было судить о настроении изображаемого персонажа.