Особенности буддийской архитектуры и скульптуры Индии – краткая характеристика.

Превращение буддизма ветви тхеравада в государственную религию (3 век до н.э.) повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших целям пропаганды идей буддизма. Считается, что за время правления Ашоки Маурья в Индии было возведено в разных местах 84 тыс. Ступ, между которыми были разделены реликвии Будды, ранее хранившиеся в восьми надгробных ступах.

 

Ступа – наиболее раннее из дошедших до нас архитектурных индийских сооружений. Это погребальный и мемориальный памятник, имеющий реликварное, символическое и молитвенное значение. Слово «ступа» - санскритское и означает «вершина», «верхушка». В Индии есть ступы-реликварии, где хранится либо пепел Будды, либо пепел (иногда мумии) признанных деятелей буддизма, но имеются ступы-мемориалы, воздвигнутые в честь какого-либо события буддийской истории.

 

В качестве ступы может выступать как природный предмет (дерево, камень с углублением и пр.), так и искусственное сооружение, различные части которого символизируют все фазы движения Будды по пути к Просветлению и преодолению этого мира. Буддисты полагают, что Будда пребывает вечно – в каждый момент времени – и может проявить себя в мире в разных формах. В этой связи ступа рассматривается как видимая внешняя манифестация Будды. Во время праздничного ритуала у ступы события, происшедшие когда-то с Буддой, интерпретируются верующими как имеющие место здесь и сейчас.

 

Особенности формы ступы в разных районах Индии определялись местными традициями, но в плане она должна быть обязательно круглой с круглым или квадратным основанием. В системе буддийской символики ступа рассматривалась как вертикальная модель вселенной (квадрат – символ порядка и устойчивости, круг – символ движения и развития).

 

Прообразом архитектурного сооружения типа ступа могли служить круглые в плане каменные могильные холмы, имевшие круговую ограду с воротами, или индийская хижина в форме улья с шестом внутри, подпирающим перекрытие в зените. В ведические времена подобные хижины были обычны для севера Индии. Сам же Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний.

 

БОЛЬШАЯ СТУПА №1 (3 век до н.э. – 1 век н.э.) в Санчи, штат Мадхья Прадеш. Цоколь ступы представляет собой каменный барабан с мощной оградой по краю и двойной лестницей-всходом. Над цоколем возвышается величественная полусфера из слоев кирпича-сырца, облицованная блоками красного песчаника. В зените усеченной полусферы устроен каменный куб с оградой вокруг. Ступа имеет вертикальную ось в виде мачты от цоколя до вершины, которая завершена пирамидой зонтов. В центре полушария ступы расположена кубическая камера с реликварной урной.

 

Цоколь ступы символизирует собой землю, мир бога Мары, олицетворяя смерть и разные искушения, которым в миру подвергается человек. Каменная полусфера, согласно древней космологической схеме, являет собой второй уровень Вселенной, мир богов и полубогов, означает нирвану Будды и его самого, утверждая телесность существования учителя. Вдобавок это еще и модель горы Меру, традиционный объект поклонения буддистов. Центральный шест символизирует ось Вселенной, Древо Мировое, победу над невежеством и смертью. Зонты, атрибуты царской власти, и защита от злых промыслов, в буддизме означает ступени восхождения к нирване. Это изображение высшего уровня Вселенной, куда переселяются лишь те существа, которые достигли Просветления.

Скульптура в Древней Индии была культовой. Первым и основным ее назначением было создание изображений для поклонения, почитания и поминания.

 

Мастеру, создававшему культовые изображения, предписывалось особое сосредоточение, целый ряд предварительных ритуальных действий-очищений. Только после освобождения от впечатлений чувственного мира скульптор мог вызвать в умозрении облик того, кого хотел изобразить.

 

С чтением специальной мантры («молитва семени») мастер зачинал скульптуру, мысленно отождествляясь с формой, в которой должен быть воплощен первообраз.

 

Скульптурное изображение, зачатое во внутреннем видении и медитации и рожденное в материале, впоследствии снова должно было вести к медитации и постижению высшей реальности, к мысленному слиянию верующего с праобразом.

 

Рожденная откровением статуя освящалась особой религиозной церемонией и могла быть лишена своей сущности опять-таки специальной молитвенной формулой.

 

В скульптуре древнеиндийские мастера стремились прежде всего воплотить принцип «быть живым», куда вкладывали особый смысл. По представлениям индийцев, главное, что отличает все живое, - это дыхание и течение жизненного сока. Стремясь сделать статую «живой», мастер воплощал не столько видимую физическую реальность тела, сколько реальность умопостигаемую, сверхчувственную. Чувственно-плотский облик индийской скульптуры неотделим от ее глубокой религиозной сути и служит средством заражения зрителя ею.

 

Древнеиндийская скульптура имеет преимущественно рельефный характер, она рассчитана на рассмотрение с одной точки – спереди. Вдобавок, ей свойственна контурно-линейность, что сближает индийскую скульптуру и индийскую живопись.

«ЛЬВИНАЯ КАПИТЕЛЬ» (250-232 год до н.э.) из Сарнатха, штат Уттар Прадеш, представляет верхнюю часть одного из мемориальных каменных столбов времени правления императора Ашоки Маурья. Подобные столбы ставились в местах, связанных с деятельностью Будды на пути буддийских паломников из Паталипутры к месту рождения Учителя. Они стояли свободно как самостоятельные памятники, хотя около них сегодня обнаружены следы буддийских поселений.

 

Стволы мемориальных столбов Ашоки древнеиндийской формы, цельные, без граней, каннелюр и баз. Вес полированных пятнадцатиметровых столбов достигал 50 тонн. На стволах имелись тексты указов и проповедей Ашоки Маурья (из 30 найденных столбов полностью сохранились 10).

 

Мемориальные столбы обычно завершались лотосовидными капителями со скульптурами животных, несущих буддийскую символику: лев, слон, бык и пр. Капители целиком высекали из массивного каменного блока и скреплялись со стволом металлическими болтами.

 

«Львиная капитель» изготовлена из монолита крапчатого песчаника (высота 2,14 м). Эхин капители имеет вид перевернутого лотоса с удлиненными стилизованными лепестками. Боковые стороны круглой в плане абаки украшены рельефами с изображением животных (лев, лошадь, слон, бык) и колес, имеющих по 24 спицы. Животные, представленные на рельефах абаки, служили в Индии символами стран света (лев означал Север, лошадь – Юг, бык – Запад, слон – Восток) и были тесно связаны с именем Будды (Учитель родился под зодиакальным знаком Тельца, вошел в лоно Майи в образе Белого слона, защищал учение как Лев Закона, сиял как Солнце-конь).

 

Сверху на абаке капители возвышаются четыре полуфигуры срощенных спинами львов с разверстыми пастями и головами, обращенными на четыре стороны света. Есть версия, что первоначально каменные львы несли на спинах большое «Колесо Закона», которое пустил катиться по миру Будда.

 

«Львиная капитель» - пример официальной скульптурной пластики времени Ашоки Маурья. Это не индийская школа скульптуры, а направление, сложившееся, по-видимому, на базе иранских или западноазиатских традиций. В целом дух, форма и технические приемы подобной скульптуры не нашли продолжения в Индии. Вместе с маурийской пластикой в Индию пришли навыки полированного до блеска камня, но вместе с ней они и исчезли.

 

СКУЛЬПТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТУПЫ В БХАРХУТЕ. В 1873 г.