Художественная культура Индии исламского периода.

Коран оказал огромное влияние на развитие исламского искусства, поскольку в нем сформулированы главные правила отображения окружающего мира. Ислам признает только одного Творца – Аллаха, поэтому задача архитектора, художника, гончара и других деятелей искусства, - стать инструментом в божественной руке. Человек в руке Аллаха, как перо в руке писца, может создавать только по воле бога, но сам не является творцом. Архитектура – это часть мира, сотворенного Аллахом, человеческие руки и голова способны лишь дополнять эту часть по воле Создателя.

 

Ислам запрещает изображать живые существа. В Коране говорится, что вырезать идолов и ваять образы человека – дело дьявола. В религиозных преданиях о жизни и деятельности Мухаммеда сказано, что несчастье ждет того, кто будет изображать живое существо. В денб Последнего Суда те, кого изобразил художник, сойдут с картин и будут требовать, чтобы он отдал им их души. Но художник не может наделить свои создания душой, поэтому ему суждено гореть в вечном пламени.

 

В 8-17 веках на Индию обрушилось несколько волн мусульманских завоеваний. Арабы, тюрки, афганцы захватывали индийские княжества и устанавливали в них свои порядки. При завоевании страны мусульмане предлагали побежденным на выбор три возможности: обращение в ислам, уплату пошлины-джизи и смерть. Кому дорога была своя вера, входили в соглашение с победителями и уплачивали джизию. От пошлины были в Индии свободны монахи, отшельники, нищие и рабы. Даже брахманы обязаны были платить джизию, что унижало не только их, но и всех индуистов.

 

Ислам принес в Индию зрелые формы культового зодчества.Прежде всего это были мечети, облик которых сложился в исламе к концу 8 века.Мечеть или масджид («место поклонения») – молитвенное и одновременно общественное здание. В исламе не оформилось представления о святости здания мечети и нет обряда освящения храма.

 

При каждой мечети есть водоем для омовений (молящиеся должны находиться в состоянии ритуальной чистоты). Входя в мечеть, верующие обязаны снимать обувь. Женщины молятся в специальном отгороженном помещении общего зала или на галереях. Иногда мечети совмещают с усыпальницами святых. Служители мечетей – имамы, хатыбы, муэдзины – не обладают святостью и благодатью. Они выступают организаторами ритуала.

 

В 8 веке к мечетям стали пристраивать минарет – башню, с которой муэдзин возглашал призыв на молитву. Минарет мог составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. Количество минаретов могло быть различно. Два минарета олицетворяли две руки, возносящие молитву Аллаху.

 

Внутри мечети в одной из стен есть ниша (михраб), обозначающая направление в сторону Мекки и Каабы. Стоять перед михрабом – все равно что стоять перед лицом Аллаха. Около михраба имеется кафедра для проповедника (минбар).

 

В архитектуре мечети воплощен космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущего; пространство купола – Дух; само четырехугольное здание – символ земного бытия.

 

Архитектура ислама, попав в результате центробежного мусульманского движения на территорию Индостана, встретилась с диаметрально противоположным зодчеством. Мечеть ясна обликом, индуистский храм полон тайн и загадок. Мечеть открыта свету и воздуху, знаменует общедоступность. Индуистских храм имеет толстые и глухие стены, внутри храма царит полумрак, сумрачные переходы и непроницаемые для света камеры святилищ, ревностно охраняемые. Мечеть не нуждается в центральном святилище, здесь молящемуся достаточно повернуться в сторону Мекки. В индуистском храме центром культового притяжения выступает священная целла, глубоко скрытая за лабиринтом коридоров. Мечеть легко обозрима, индуистский храм сложно и тяжело устремлен ввысь. Мусульмане свою религию передают через каллиграфию, цитаты из Корана, узоры из цветной керамической плитки, разработав сложную систему цветовой символики (белый цвет означает ислам, желтый – веру, темно-синий – божественную милость, зеленый – устойчивый покой, красный – интуитивное знание, черный – страстную любовь к богу). Индуисты свою религию передают через антропоморфные формы статуй и рельефов, которые сплошным ковром покрывают стены святилищ. И все же этим принципиально различным формам зодчества предстояло найти область сближения, что началось не ранее 12 века.

МЕЧЕТЬ КУВВАТ-УЛЬ-ИСЛАМ (1193-1199 г) в Дели нередко называют мечетью Кутб-уд-Дина по имени султана, построившего мечеть.

 

Мечеть имеет три двора, колонную галерею для монастырского общежития и «ширму входов» из высоких стрельчатых арок. Все входы, кроме одного, тройные. Есть версия, что на месте мечети Кувват-уль-ислам в прошлом находился вишнуитский храм или храмовый комплекс. Под мечеть был приспособлен многоколонный мантапам, к которому была приделана стена с михрабом. Бассейн для ритуальных омовений, обязательный в индуистских храмовых комплексах, в мечети был оставлен без изменений.

 

Кутб-уд-Дин Айбек, строя Кувват-уль-ислам, разрушил более 20 индуистских храмов, использовав в своих целях их тесаный камень и колонны. Позднее именно обработанный камень, а не кирпич, как в других мусульманских странах, станет играть главную роль в индо-мусульманской архитектуре.

 

В убранстве мечети чувствуется рука мастера-индуса. Например, на фризах арабские надписи чередуются с поясами растительного орнамента, а колонны галереи имеют скульптурные элементы. Все это тогда не смущало завоевателей-мусульман.

 

Над арками входа в мечеть тоже трудились местные строители. Здесь использована древняя индийская техника кладки горизонтальными рядами камня с перекрытием длинными плитами и кладка напуском.

 

МИНАРЕТ КУТБ МИНАР (1200-1236 г) расположен на территории мечети Кувват-уль-ислам, являясь одной из самых выдающихся построек раннего периода индо-мусульманской архитектуры. Именно здесь наметились возможности синтеза мусульманских и индуистских архитектурных форм.

 

В настоящее время минарет Кутб Минар представляет собой пятиэтажную башню с четырьмя круговыми балконами на стыке каждого этажа (высота минарета 72, 6 м, диаметр основания – 14, 74 м, диаметр в вершине 3, 05 м). Выстроен он из местного гранита, облицованного песчаником разных оттенков. Два верхних более поздних яруса – из мрамора. Каменные блоки связаны известью, в которую для вязкости и прочности добавлен сок сахарного тростника.

 

Первый ярус Кутб Минара образован 12 полукруглыми пилястрами, чередующимися с 12 в форме прямого угла. Второй ярус составлен из полуколонок. Третий образован остроугольными пилястрами, рождая в плане звезду.

 

У трех нижних ярусов минарета балконы имеют форму двойного ступенчатого пояса из ложных, глухих бойниц, которые разделены кронштейнами, напоминающие ячейки пчелиных сот. Кронштейны подпирают балкон и передают его тяжесть стволу башни минарета.

 

Поверхность минарета декорирована поясами с каллиграфическими надписями. Арабская вязь здесь славит имя святого Ходжи Кутб-уд-Дина Бахтиара Каки, воспроизводит цитаты из Корана, представляет 97 имен Аллаха, восхваляет Мухаммеда ибн-Саму династии Туглукидов.

 

Удивительна пропорциональность форм минарета, поразительна четкость его силуэтов и контуров, восхитительна динамика устремленных ввысь членений. Скульптурность балконов гармонично контрастирует с лаконичностью профилей этажей.

 

Кутб Минар в целом производит впечатление абсолютной и неизменной устойчивости. Имея башнеобразный характер, формы минарета отдаленно напоминают шикхары индуистских храмов.

 

Рядом с гигантским Кутб Минаром расположена скромная в размерах, но знаменитая «железная колонна», выполненная индийскими мастерами в 415 году. Это должно было символизировать преимущество архитектурных форм ислама над формами индуистского зодчества. Одна из надписей на минарете гласит: «... да осенит он тенью Аллаха Восток и Запад».

 

СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ (1644-1658 г) в Дели – пример развитых форм индо-мусульманского зодчества в области строительства культовых зданий.

 

За века владычества мусульман в Индии слияния индуизма и ислама не произошло. Различия религиозного и культового характера были стойкими и сохранялись. Индия осталась одной из немногих стран, где ислам так и не стал религией большинства населения. И все же иная вера оказала влияние на жизнь индуистского общества, обогатив ее новыми идеями, образами, стилями, формами.

 

Прежняя пластичность сменилась в индо-мусульманском зодчестве геометрически четкими контурами с преобладанием плоских и криволинейных поверхностей. Огромное значение получил купол и стрельчатая арка.Вместо перекрытий горизонтальными балками и ложными сводами широко распространился портально-купольный тип зданий. Появились «сталактиты», растительный, геометрический и арабский эпиграфический орнамент. Стены и своды стали класть на связующих растворах. Повышенное внимание уделяется внутреннему пространству культовых зданий. Переход от прямоугольного основания к круглому в плане куполу достигается при помощи «парусов». Первенствующее значение получили такие строительные материалы, как белый мрамор и красный песчаник.

 

Своеобразие индо-мусульманских мечетей заключалось в четком членении архитектурных форм на три яруса (платформа-цоколь, стены, купола), в интересе к архитектурному решению порталов, в богатстве декорации стен, многочисленности мелких деталей. Купола мечетей мало-помалу получили форму буддийских ступ и контур «солнечного окна» чайтьи. Если в Средней Азии для декорации культовых зданий широко использовался узор из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурованных плиток, то в Индии применяли монохромный орнамент, выполненный резьбой по камню. С конца 15 века появилась инкрустация мрамором в камне, а с 17 века – декоративная отделка драгоценными камнями.

 

В период правления в Индии династии Великих Моголов устанавливаются классические формы культовой архитектуры. Для мечетей была утверждена строго симметричная композиция планов. Молитвенный зал, как правило, перекрывался тремя куполами. Фасад состоял из фестончатых аркад. По углам двора и зала возвышались минареты.

 

В величественном здании Соборной Мечети в Дели (Джами Масджид) проявилась специфика зодчества Могола Шах Джахана (1628-1666 г). Заметно усиливается роль декоративного начала, широко употребляется белый мрамор, что помимо общего эффекта роскоши допускало ажурную тонкость отделки зданий.

 

Огромная мечеть стоит на десятиметровом квадратном в плане цоколе (100х100 м) и доминирует над городом. Главный фасад здания, отличаясь графичностью общего облика, имеет два высоких минарета по углам и монументальную фестончатую арку центрального портала, фланкированного двумя небольшими минаретами. Мечеть увенчана тремя огромными беломраморными куполами луковичной формы, которые перетянуты вертикальными перехватами.

 

Помимо мечетей и минаретов культовыми сооружениями индо-мусульманской архитектуры были мавзолеи – монументальные надгробные сооружения, берущие исток от гробницы правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (4 век до н.э.).