Искусство традиционного Китая: общая характеристика.


период с III – XIX вв. Пора духовного и культурного подъема, расцвет искусства. В это время искусство прошло ряд исторических этапов : ранний период ( IV – VI ), период рассвета ( VII – XIII), поздний период ( XIV – середина тXIX).


220 — 264 Династия Вэй, Эпоха Троецарствия

265 — 420 Династия Цзинь (Западная Цзинь: 265—316, Восточная Цзинь: 317—420)

420 — 479 Династия Южная Сун

479 — 501 Династия Ци

502 — 556 Династия Лян

557 — 588 Династия Чэнь

581 — 618 Династия Суй

618 — 917 Династия Тан

907 — 959 Эпоха пяти династий

960 — 1279 Династия Сун

1280 — 1368 Династия Юань (монгольская)

1368 — 1644 Династия Мин

1644 — 1911 Династия Цин (маньчжурская)

 

Эпоха Троецарствия. Главной формой стали так называемые военные дворы (в царстве Вэй, по некоторым данным, они составляли до 80 % податного населения) и военные поселения. Династия Вэй. Обширное строительство городов, урбанизация. Изобретение фарфора, пороха, книгопечатания, развитие калиграфики. Идет зарождение буддизма в китае. Зарождение китайского театра.

В IV – VI началось строительство монастырей, высеченных в скалах, наземных деревянных храмов и пагод башен ( многоярусные башни, используемые как храмы, пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству) в честь буддийских святых. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Многие пагоды достигают высоту 50 м и широких размеров. В них воплощен дух конфуцианской мудрости. Так же, это считалось надежной защитой от злых духов. “Железная пагода” близ Кайфына, Белая пагода в Пекине,
Большая и малая пагоды диких гусей в Сиане.


Период Тан и Сун ( VII – XIII ). На этот период приходится рассвет китайского искусства.
Высокого уровня достигли строительство храмов и дворцов. Монументальную архитектуру отличали ясная гармония, праздничность и спокойное величие форм.

Стильизысканной простоты. Лаконичный стиль, но дорогие материалы. Формируется полноценная городская культура. Китайский павильон. Синие и золотые краски.

В 629 году в Китае впервые был получен Фарфор. Изобретение магнитного устройства, которое могло определять стороны света в темноте.

 

Живопись тогда завоевала ведущее место среди других видов искусств. Была двух вариантов: либо по шелку, либо по бумаге. После завершения картина наклеивалась на плотный лист бумаги и в виде свитка помещалась в ларец, откуда ее доставали, чтобы насладиться изображенным единством природы и человека. В ней сформировались специфические жанры: парадный портрет, анималистический жанр, “цветы – птицы”( так же еще в нем изображались насекомые), бытовой жанр (люди и предметы), живопись бамбука - тесно связана с каллиграфией, наблюдается единства технических и эстетических принципов.
Самостоятельное значение имел пейзажный жанр (горы – воды) неразрывно связанный с поэзией и каллиграфией. В Тан и Сун центром развития живописи был дворец императора, главной темой дворцовых фресок была доблесть древних правителей.

Чжоу Фан, Янь Либень и Чжан Цзэтуань - самые известные художники-портретисты того времени.

Хуан Циань - один из основоположников жанра «цветы и птицы»

Вэнь Тун - основоположник живописи бамбука

Ли сысюнь - основоположник «горы и воды»

Лэн Му - основоположник анималистического жанра

Наиболее известными пейзажистами были Ли Сысюня “Дворцы среди зеленых гор”, Ли Чжаодао "Путешествие Минхуана в Шу" и Ван Вэй (одновременно музыкант, поэт и художник) “Река под снегом”, “Портрет Фу Шэна из Цзинаня”(так же работал в жанре партрет). Мастер в жанре “цветы-птицы” Цуй Бо "Бамбук и цапля". И Юаньцзи “Обезьяна и кошки”, известный анималист и мастер рисования обезьян.

Сюжетами были образы буддийского рая и сцены пиршеств, игр, прогулок знатных красавиц, поэтических собраний.

К периоду Тан канонизировались формы вертикальных и горизонтальных свитков: горизонтальные - служил своеобразной живописной книгой, не имеющей начала и конца, художник мог вместить целый поток зрительных впечатлений. Вертикальные - рассчитаны на эмоциональное восприятие, позволяя живописцу передать большое пространство, показать природу не в частных проявлениях, а в единстве.

Китайская живопись основана на соотношении нежных минеральных красок, но с VIII стали применяться водяные краски и черная тушь, серебристо-серые нюансы которые придавали ощущение целостности мира. Тогда сложились разные манеры письма: тщательная(фиксирующая все детали), незавершенная (позволяющая зрителю додумать, то что не изобразил живописец), монументальные пейзажи (отличались проработкой деталей и богатой цветовой гаммой).

Скульптура. Сильное влияние оказал буддизм с богатейшей иконографической школой. Образы буддийских божеств “Бодхисатва. Позолоченная бронза”, а в портретной пластике стремление к передаче внутреннего единства человека и природы( традиционным образом был монах-отшельник, углубленный в созерцание пейзажа и отрекшийся от суеты жизни), мелкая пластика – отвечала декоративным задачам, погребальная пластика - вереницы каменных фигур воинов, конюхов с лошадьми, зверей-охранителей( например, случайно обнаруженное крестьянами захоронение глиняной армии, тысячи воинов, где все отличались, были выполнены из серой обожженной глины в полный рост, раскрашены рядом с императором Цинь Ши-хуанди - инициатором строительства Великой китайской стены, правильное название Терракотовая армия, оно не единственное захоронение в Китае. В эпоху Мин на высоком уровне стоит художественное развитие ремесла: литье из бронзы сосудов и скульптур, инкрустация их золотом, серебром, камнем, резьба по нефриту и лаку, расширяется производство фарфора и шелковых тканей.

Архитектура. В XV – XVIII вв. стала занимать лидирующее положение среди искусств. Заканчивается строительство Великой Китайской стены начатой в 3 в. До н.э. Возведение крупных городов Пекин и Нанкин. Старый Пекин разделялся на 2 части Внутренний – где обитали приближенные императора, Внешний - ремесленники и прочая беднота. За особой крепостной стеной Внутреннего города был воздвигнут Запретный город - где жил император, члены императорской фамилии, чиновники и наложницы, его стены были окрашены в пурпурный за это его иногда называли Пурпурным. Стены были шириной более 10 м. Императорский дворцовый ансамбль разделялся на несколько частей: центральную парадную(состоящую из площадей и залов для приемов) и боковые – отделенные коридорами. В интерьерах дворцовых зданий имелось множество изображений драконов( дракон – символ императорской власти). На южной окраине Пекина располагался Храм Неба, в Китае больше значение придавалось жертвоприношению и поклонению Небу и Земле, как носителям урожая, и только императоры могли совершать жертвоприношения как “сыновья Неба”. Два раза в год император отправлялся в Храм Неба на богослужение. Храм Неба – это комплекс сооружений дворцов, храмов и парков, раскинувшийся на огромной территории, ансамбль храм был обнесен двумя рядами глухих стен. Главными сооружениями были храм Молений об урожае( в нем не было ни алтаря ни статуй характерных для буддистких храмов, приходящий с мольбами был призван обращаться к Небу), храм Небесного Свода(особенностью является, то что из-за особой укладки кирпичей человек слышит слова произнесенные на любом расстоянии) и Алтарь Неба(представляет собой круглую ступенчатую трехъярусную пирамиду из белого мрамора. Украшен рельефными изображениями драконов и фениксов).

Художественная культура Китая конца XVIII – XIX вв. была излишне перегружена декоративной орнаментацией, росписями и резьбой. В архитектуре и других видах искусства все нарастала тяга к пышности, вычурности и причудливости форм, что означало конец величественному искусству Китая. Но появлялись интересные деятели искусства.
Художник Ци Байши, соединил традиционные приемы и экспериментальные поиски.