Декоративно-прикладное искусство Китая. Основные стили.

Декоративно-прикладное искусство. Многочисленные виды декоративно-прикладного искусства Китая делятся на следующие основные категории: резьба, работа по металлу, ткачество и вышивание, рисование и изготовление искусственных цветов, производство фарфора и керамики, лаковые изделия, а также вырезки из бумаги, цветные фонари, бумажные змеи, игрушки и другие народные ремесла. Среди них наиболее известны резьбы по нефриту, резьбы по слонов кости, перегородчатая эмаль, вышивание и фарфор.

Китайцы достигли совершенства в создании ваз из белого фарфора, украшенных росписью. Сначала рисунок делали в синих тонах, но позже вазы стали раскрашивать в разные цвета. Белый прочный, не пропускающий воду материал быстро завоевал расположение. Расписные фарфоровые вазы из Китая, принадлежащие к временам различных династий, сейчас не редко можно встретить на аукционах антиквариата, где они ценятся очень дорого.


В Китае были впервые получены шелковые ткани. Из них делали одежду, знамена и зонтики, которые служили отличительным признаком различных сословий. Со временем китайцы научились делать рисунки на шелке, а еще высоко ценился вышитый шелк. Черный лак был расписан красивыми рисунками, которые называются ксилографией, что означает особый вид гравюры по дереву. В искусстве ксилографии китайские мастера достигли больших высот. Национальным видом искусства в Китае считается художественная резьба по нефриту.

Пекин является одним из главных производителей изделий из нефрита. Создаются вазы, статуи,фигуры птиц и животных. Резьба по слоновой кости развита в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае, причем каждая школа отличается своими особыми художественными формами. Например, в Пекине изготовляют статуэтки и другие изделия; благодаря тому, что они едва оттенены цветом, эти миниатюры кажутся живыми. Гуанчжоу славится многослойными шариками из цельного материала, миниатюрными лодками и пагодами, которые поражают невероятной тонкостью работы.Шанхайские изделия обычно изображают беззубок и рыб в различных позах. Кроме того, в Пекине и Шанхае популярны также миниатюры живописи и каллиграции, гравированные на тонких пластинах из слоновой кости, размером не превышающих рисовое зерно. Линии на них тонки и легки, как ворсинки.

Технолония изготовления изделий с использованием перегородчатой эмали заключается в следующем: сначала делают бронзовую основу, на нее напаивают узоры из бронзовой проволоки, затем промежутки между проволоками заполняют эмалью разных цветов; заготовку обжигают, после чего ее отшлифовывают и золотят. Таким образом на готовом изделии блеск металла и разноцветие эмалм оттеняют друг друга. Методом перегородчатой эмали изготовливают как предметы декоративного характера, например, вазы,курильницы, тарелки, банки, так и изделия повседневного обихода: настольные лампы, подносы, конфетницы, курительные наборы, письменные принадлежности и т.п. Важнейшим центром производства изделий с использованием перегородчатой эмали является Пекин, где они часто преподносятся зарубежным гостям как драгоценные подарки.