Искусство ольмеков, майя и храмовая архитектура ацтеков: специфика, основные памятники.

Ольмеки – люди каучука. Жили в XVI — II вв. до н.э. Создали первую в Америке цивилизацию, давшую начало всем остальным индейским культурам доколониальной эпохи.
Ольмеки изобрели первую в Америке письменность (иероглифы), первый календарь и способ измерения времени, приручили собаку и индейку, первыми начали сбор каучука и какао-бобов.

Создавали хорошо спланированные культовые центры, пирамиды, каменные скульптуры, иероглифы, календарь. Наиболее регулярно встречающиеся — изображения ягуара-ребенка, маски ягуара, каменные головы в шлемах. Среди элементов материальной культуры — гигантские каменные головы, гробницы со стенами и перекрытиями из базальтовых колонн или песчаниковых плит, резьба по базальту, совершенная обработка нефрита и серпентина, мозаичные площадки из блоков серпентина и нефрита, зеркала из полированного камня. Создавали огромные под три метра статуи голов вождей в шлемах. Статуи Борца из Санта-марии. Были группы сидящих ягуаров. Вероятно, основным божеством ольмеков был ягуар. Его изображения встречаются как на монументальных скульптурах, которые носили, видимо, публичный характер, так и в мелкой пластике, предназначенной для индивидуального пользования — не только в изделиях из драгоценных и полудрагоценных камней, но и на керамике, что, очевидно, свидетельствует о почитании этого божества разными социальными слоями. В нише (символизировавшей пещеру и пасть божества) одной из таких глыб представлен человек в высоком головном уборе, у которого на вытянутых руках лежит ребенок с чертами ягуара. На боковых сторонах камня находятся еще существа в длинных одеждах и высоких головных уборах. У них тоже на руках младенцы с лицами, напоминающими ягуара. Одним из ритуалов была игра в мяч, о которой говорят как наличие площадок для игры, так и приношения в виде каучуковых мячей
Характерны и скульптуры владык сидящих с регалиями власти. Из нефрита есть знаменитая большая статуэтка Лас-Лимас (правитель державший на руках фигурку бога маиса.) изображали также предков. Статуэтки богов и жрецов. Резьба по дереву. Реалистическая антропоморфная маска из Гереро. Выдающиеся образцы глиняной пластики ольмеков происходит из центральной мексики. Сосуды с ольмековской символикой .

Майа. 2000 г. до н. э. — 900 г. н. э.

Майя государства — древнейшие города-государства на территории Мексики, Гондураса и Гватемалы. Их появление относится к 1-му тыс. н.э. Известно свыше 100 городов, наиболее крупные: Паленке, Тикаль, Копан, Киригуа и др. В них находились монументальные каменные сооружения — храмы, дворцы, стадионы. В 9—10 вв. большинство городов было разрушено вторгшимися тольтеками. В Юкатане (Мексика) возникло майя-тольтекское государство, столицей которого в середине 11 в. стал город Чичен-Ица, а после его гибели в конце 12 в. — Майяпан. Позднее были завоёваны испанскими конкистадорами, вторгшимися на континент в начале 16 в.

Официальное искусство, связанное с космологией и царской властью, хочет, чтобы заключенные в них смыслы существовали вечно.
Здания почти никогда не располагаются на уровне земли, они строятся каждое на собственном цоколе или делят один общий цоколь. Новые строения часто возводятся поверх прежних и включают их в свой состав. С технической точка зрения, искусство народа майя практически не менялось: совсем небольшие отклонения могли породить серьезные расхождения, но этого не произошло; скульптуры все время высекали каменными инструментами.

В некоторых городах сохранились памятники индейцев: ступенчатые пирамиды, увенчатые грандиозными храмами, Площадки для ритуальной игры в мяч, на подобии баскетбола, для коллективных обрядов. Архитектура городов майа – Паленке и Чичен. Есть влияние ольмеков.

Храм солнца в Паленке типичен для майа. Архитектура его была величественна, но проста и лишена смысла, основной тип сооружения – это четырехгранная ступенчатая пирамида, на умечении которой было святилище. От подножия вела крутая лестница. Поражает внешний облик храма- устремленность ввысь, громоздкие размеры, рельефные украшения и росписи. Не было окон , здание было тесным и мрачным. Стены изнутри расписывали скромнее чем снаружи. Дошедшая до нас гробница - пирамида Храма надписей в Паленке. Буквально все стены покрыты иероглифами. Самая большая пирамида Кастильо находиться в Чичен-Ица. Число и симметричное расположение ступней лестниц символизирует времена года, лестницы ориентированы по сторонам света. На вершине находится храм Пернатого змея . Уникальностью также является фрески в Бонампаке, созданные в честь военной победы.

Ацте́ки (известные также как теночки или мешики) — индейская народность в центральной Мексике. Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века).
На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтек» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.
Племя ацтеков пришло в долину Мехико с севера — с земель ныне принадлежащих США. Согласно некоторым индейским хроникам, переселение началось в 820 г. и продолжалось более 80 лет. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Но на самом деле они, очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками увиденный ими орёл, держащий в своих когтях змею.
Уже в 1325 году на острове возник город Теночтитлан — ацтекская столица, там, где сейчас располагается город Мехико.

Центр города стоял на острове его окружали постройки и дамбы. Также были обнаружены руины Великого зхрама- главного их храма. На вершине было два святилища – бога солнца и войны. Были и круглый храм. Пирамиды их в отличии от Египта редко были гробницами. Обыно это пьедистал где высились зрамы. Все искуство – чтобы умилостивитть богов. Жертвовали холото, ювелирные изделия. Они могли выковать рыбу, у кторой чешуйка была золотая или серебяная.

Основной архитектурной формой у ацтеков была четырехгранная пирамида. На ее усеченной вершине, так же как у майя, воздвигался непосредственно храм или дворец. Соотношения между шириной и высотой этой пирамиды были самыми различными. Ацтеки возводили и высокие пирамиды с небольшой площадью основания, и, наоборот, вместо привычной пирамиды здание могло покоиться на сравнительно невысоком стилобате (искусственном возвышении) с наклоненными стенами На одной стороне пирамиды обычно располагалась лестница, как правило, очень широкая. Мастера-ваятели украшали ее скульптурой.

Стены зданий и храмов в каждой из обнаруженных пирамид украшены рельефами и росписями. Очень часто используются изображения змей. Однако многие из элементов архитектуры представляют собой символику, которая исходит уже из культовых пристрастий самих ацтеков. На притолоках входных дверей, поверхностях стен обнаружены изображения орлов, черепов, человеческих сердец, скрещенных костей.

Давая оценку архитектурным сооружениям ацтеков, важно учитывать то обстоятельство, что, по религиозным представлениям, они пользовались 52-летним календарем, носившим название «тональпохуалли» — «священный календарь жрецов». Год в нем состоял из 260 дней и разделялся на 13 месяцев 20 дней. В конце каждого цикла, то есть по истечении 52 лет, ацтеки всегда ожидали огромной, разрушительной, стихийной катастрофы. К этому концу света мешики готовились в последние пять дней последнего года цикла (в последний раз он отмечался в Теночтитлане в 1507 году, за 12 лет до прихода в город испанского войска). Жители столицы собирались на холме, получившем название Звездная гора. О наступлении конца цикла возвещали жрецы, которые все это время следили за перемещением звезды Альдебаран. Как только эта звезда достигала зенита, правитель торжественно возжигал новый огонь, и по всей Мексике происходило грандиозное торжество в честь нового огня. Оно знаменовало окончание старого календарного цикла и начало нового.

Ацтеки возвращались в город. В дворцах и домах зажигались огни. Строители и Архитекторы по прошествии этих дней принимались к перестройке и обновлению дворцов и храмов. Обычно такая перестройка заключалась в увеличении размеров пирамиды. Для этого прежнее строение замуровывали в новую каменную оболочку. После нескольких таких «реставраций» получалась как бы гигантская каменная луковица. По ее слоям можно проследить изменения архитектурного стиля. По представлениям ацтеков, через каждые 52 года начинался новый период в развитии мира. К этому моменту приурочивалось обновление храмов: пирамиду замуровывали в новую каменную оболочку. Пирамида в Тенаюке отражает восемь таких этапов, т.е. фактически она представляет собой 8 вложенных друг в друга пирамид!