Искусство Крито-Микенской культуры: Кносский дворец, Микены, Тиринф.

1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в двух уровнях: нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из Самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона ( служившему залом для пиршеств), прообраза древнегреческого храма в антах. Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (гробница Атрея около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из шахтовых гробниц в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах шахтовых гробниц, похоронные маски, некоторая посуда из захоронений, как кубок Нестора). Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа львиных ворот в Микенах).

В отличие от критян, не опасавшихся вторжений, ахейцы строили мощные оборонительные сооружения. Женственную, изысканную минойскую культуру сменила суровая и мужественная микенская цивилизация. Символами могущества местных царей стали огромные укрепления на возвышенных холмах, обнесенные прочными стенами. Конструкции этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Сами греки называли такие постройки циклопическими.

На исходе XIV в. до Р. Х. были построены дворцы в Микенах и Тиринфе, также оборонительного характера. Чтобы попасть внутрь дворца, нужно было справиться с проходом, идущим вдоль высокой стены крепости и устроенным так, что атакующие вынуждены были поворачиваться к этой стене правым боком, не прикрытым щитом. Центр его образовывал мегарон — большой прямоугольный зал с четырьмя колоннами с очагом посередине. Изолированный мегарон занимал в микенских дворцах центральное место. Мегароны Крита были без очага и со световыми отверстиями. Мегароны Микен не имели окон: свет попадал внутрь только через двери, а дым от очага выходил через отверстие в потолке.