Искусство маньеризма.

Основные черты:
Аскетизм
Повышенный эротизм
Змеиная линия
Напряженность поз
Деформированность
Причудливые эффекты

Выделяют два основных этапа: 20-40 и 40-90
Первый этап протекает в первую очередь в италии
Второй же уже перебирается во францию, германию, испанию
Постепенно маньеризм трансформируется в барочный стиль
1 этап:
Якопо портормо - снятие с креста (положение во гроб)
Пармиджанино - автопортрет в выпуклом зеркале, мадонна с длинной шеей
Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Пармиджанино, Понтормо, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, подчеркнутая, преувеличенная экспрессия поз, удлиненность пропорций фигур. Особую роль играет виртуозная нервная линия.

В портретах маньеристов подчеркивается внутренняя напряженность персонажей, ощущается личное отношение художника к портретируемому. В монументальных циклах (Джулио Романо) преобладают изощренные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. В скульптуре (Бенвенуто Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Джулио Романо, Вазари, Амманати) маньеризм проявлялся главным образом тяготением к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой выразительности декора.


2 этап - более жесткий
Бронзино - лукреция панчиатики, портрет элеоноры толедской с сыном, АЛЕЕГОРИЯ
бенвенуто челлини - солонка 'салиера' нетун и юпитер, персей
Эль греко - портрет старика, рыцарь с рукой на груди

С 1540-х гг. этот стиль стал господствующим в Италии, мастера этого направления приглашаются во Францию (Приматиччо, Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино), где под их влиянием находилась 1-я Школа Фонтенбло. В Испании работал В. Кардучо, у Габсбургов — Дж. Арчимольдо. Искусство маньеристов нередко называли придворным. В некоторых своих чертах оно было рассчитано на узкий круг знатоков, понимавших сложные аллегории и аллюзии. К концу 16 — началу 17 в. маньеризм уступает влиянию болонской школы и караваджизма.

38.​Северное возрождение.

Северное Возрождение — чисто условное, но общепринятое понятие для искусства стран Европы к северу от Альп (главным образом, Германии, Нидерландов, Франции) в период, соответствующий итальянскому Высокому Возрождению (ок. 1500-1550-х гг.). В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет и единства в эволюции разных видов искусства (архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства), столь характерного для итальянского Возрождения.

В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в т. ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу).

Искусство стран Северного Возрождения генетически связано с готикой, национальной традицией. Истоки его некоторые специалисты возводят к середине 14 в., когда при блестящем дворе герцогов Бургундских творили выдающиеся мастера (братья Лимбург, Х. Мемлинг и др.), в чьем творчестве уже заметен поиск индивидуальной характеристики, стремление к созданию целостной картины прекрасного мира.

Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден; некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). Творчество крупнейшего нидерландского художника этого периода Иеронима Босха лишь в пейзажных далях сохраняет этот восторг перед божественной красотой мироздания, в его произведениях торжествует сатирико-морализирующая линия, восходящая к народным традициям Средневековья. Влияние Босха ощутимо в произведения Питера Брейгеля, сумевшего подняться до высот философских обобщений о месте человека в мироздании. Пройдя школу в Италии, Брейгель показывают мощь и красоту фигур крестьян, далеких от античных образцов, но живущих в тесном единении с природой. Сильнейшее влияние на искусство Нидерландов оказала Реформация: религиозная картина утратила свое значение, получили развитие светские жанры — портрет, пейзаж, бытовой жанр.

В Германии, где происходили основные сражения времен Реформации, искусство 16 в. отмечено острым ощущением современности, нередко социальной направленностью. Альбрехт Дюрер, Грюневальд, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн воплотили в своих работах специфически немецкий тип религиозности. Гольбейн много работал в Англии (он был придворным портретистом), где оказал влияние на местную художественную школу.

Во Франции работали крупнейшие итальянские мастера, там сложилась и своя школа. Искусство 15 в. отмечено здесь тонкой поэтичностью, вниманием к деталям, стремлением к иллюзорной передаче пространства (Жан Фуке, скульптор М. Коломб). Сформировался специфически французский тип ренессансного замка (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан). В 16 в. искусство французского Возрождения достигает расцвета в портретах Жана Клуэ Младшего, Корнеля де Лиона. В скульптурах Жана Гужона классически совершенные пропорции фигур сочетаются с чисто французской грацией.