Искусство Италии ХVII в..

В обстановке политического и экономического упадка, утраты самостоятельности рядом разрозненных итальянских государств, социального закрепощения и обнищания народных масс, обострившихся классовых противоречий характер искусства решительно изменяется. В нем резко обозначаются контрасты между реакционным, условно-декоративным и прогрессивным реалистическим направлениями.
идеализация образных решений, драматизация сюжетов, повышенная эмоциональность, гиперболичность, красочная иррациональность, преувеличение натуралистических эффектов, обилие и богатство аксессуаров и деталей, использование сложных ракурсов, световых и цветовых контрастов, призванных создавать обманчивое впечатление «живых картин».
В барочном синтезе искусств скульптура и живопись подчиняются архитектуре, находясь с ней в постоянном взаимодействии. Красочные росписи украшают купола, плафоны и стены, создают иллюзию необъятного пространства. Полная динамики скульптура живописна и неотделима от архитектуры. Создатели обширных архитектурных и декоративных ансамблей включают в их состав и природу, преобразованную рукой человека. Они объединяют площади и улицы, примыкающие к наиболее представительным зданиям, колоннадами, террасами, скульптурами, фонтанами и каскадами. Стремление к широкому охвату действительности в искусстве барокко (Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Караваджо, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Франческо Барбьери) созвучно передовому научному мировоззрению того времени, когда идеи Джордано Бруно и Галилея раскрывали перед человечеством новые горизонты познания вселенной.

Возникают национальные школы, рост буржуазной культуры с их вкусами и запросами. Искусство трансформируется в барочную, а затем в классическую традицию
Крупные школы в италии, фландрии, франции, испании и голандии

Барокко
Стиль мироощущения
Броская цветистость, динамичность
Эмблематика
Усложненность
Эклектика
Аллегорика
Символичность
Причудливость

Архитектура больших размеров, текучесть, большие размеры, криво-линейные формы, богатый скульптурный декор, органическая связь с окружающим пространством
Широкое распространение дворцов и садов
Версаль - альфа и омега барочного стиля. 1661 год

Характерные черты:
Сочетания белого с золотом
Обильное декорирование внутри
Отделка потолка
Огромное количество зеркал -эффект удвоения пространства

Классицизм
В основе лежит рациональное начало
Все по строгим канонам, пропорциям, четким линиям, минимум цветов, интерьер классический, фигуры всегда в геометрическую форму, подчеркивание планирования (первый-коричнеый, второй-зеленый, третий-голубой)
Примеры:
Парк во-ле-виконт

Искусство италии в 17 веке
Бароццо да виньола
Джакомо делла порта
Карл мадерн. (Собор свЯтого петра и павла, точнее его фасад выполнен в смеси стилей эпохи возрождения и барокко)
Франческо борримини - церковь сант-аньезе ин-агоне в риме ( парадность, театральность, декорированность)
Лоренцо бернини - эксаз св.терезы, фонтан четырех рек
Реалистическое направление связано с Караваджо (больной вакх, вакх), который применил принцип "кьяроскуро" - резкое столкновение фона и света
40.​Голландское и фламандское искусство ХVII в.

Патрицианские жилые дома
Развитие искусства малой формы
Мастера: хальс, рембрант, фбрициус, вермер

Франц хальс - цыганка, улыбающийся кавалер
Питер клас - завтрак с селедкой
Билем хед - завтрак
Рембрандт - прошел несколько этапов своего творчества, которые были связаны с личной жизнью: первый-подражание итальянцам, второй-семейный, счастливый, третий - горький, в связи со смерью семьи, именно в третий период созданы лучшие шедевры (флора, веселое общество, возвращение блудноо сына, портрет старухи)
Ян вермер - девушка с жемчужной сережкой, девушка с письмом

Не будет преувеличением сказать, что вся фламандская живопись вышла из творчества Питера-Пауля Рубенса (1577-1640). "Портрет Елены Фурман с детьми" (около 1636) исполнен совсем иного настроения. Исчезли аллегории, развевающиеся драпировки и яркая красочность. Последний период творчества Рубенса, когда был написан портрет Елены Фурман, принадлежит к числу самых проникновенных. Почти все полотна этих лет - шедевры. Совсем в ином ключе, чем портрет Елены Фурман, исполнена "Кермесса" (1635-1636), продолжающая традиции нидерландских живописцев XVI века. Танцующие крестьяне Рубенса полны жизненных сил: мелькают фигуры в синих, зеленых, коричневых, желтых камзолах, ухмыляются красновато-рыжие лица, крепко держатся друг за друга загорелые сильные руки.

"Портрет Карла I" Ван Дейка (1599-1641). Портрет был написан в 1635 году, когда Ван Дейк работал при дворе английского короля. Честолюбивый живописец был окружен в Англии вниманием знати, любим королем. В его портретах стала все чаще проскальзывать откровенная идеализация и даже лесть. "Портрет Карла I" убеждает, однако, что и в английский период талант художника не иссяк.. Его образ противопоставлен образу простоватого слуги, краснолицего, коренастого малого, который держит под уздцы лошадь. Кроме них, на опушке леса нет ни души, что придает сцене черты романтической уединенности. Но импозантность позы и великолепие пейзажа лишь оттеняют внутреннюю незначительность Карла I. Перед нами не герой, не сильная личность, а изнеженный, самоуверенный человек.

Пристрастие фламандцев к действительности в ее чувственном бытии становится особенно заметным при сравнении с Рембрандтом (1606-1669). Полон одухотворенности и портрет второй жены художника - Хендрикье Стоффельс (1652). В тяжелые годы непризнания Хендрикье была для Рембрандта преданным, любящим другом. Ее лицо, задушевное, мягкое и внимательное, говорит о доброте, о готовности прийти на помощь ближнему.

Хендрикье Стоффельс позировала Рембрандту и для тематических картин. Нельзя не узнать ее в задумчивой "Вирсавии" (1654). Библейская героиня сидит на берегу бассейна. Около нее хлопочет служанка. Но мысли Вирсавии далеко. Она только что получила письмо от царя Давида, и теперь, отрешившись от всего окружающего, погружена в свои мысли, решает свою судьбу. Обнаженное тело лишено идеальной красоты, но женственно и гармонично. На нем играют рефлексы от золотистой парчи и красного бархата.

Религиозные сюжеты Рембрандт трактовал всегда как эпопеи о человеке и человечестве. Он отбрасывал повествовательность, характерную для голландской живописи, и обращался к решению морально-этических, философских проблем. Таков "Христос в Эмманусе" (1648). Обстановка предельно проста: голая стена, ниша, дверь справа. За столом Христос и трое учеников. Никакого действия. Но люди невидимыми нитями притягиваются к лицу Христа, простому, спокойному и в то же время отмеченному печатью страданий. Первая половина XVII века в искусстве почти всех европейских стран была временем бурного подъема. Вторая половина века, наоборот, отмечена чертами упадка. Голландская живопись не являлась исключением. Она все более аристократизируется, теряет национальное своеобразие и реалистическую направленность.